МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ РАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
консультация (старшая группа)
Попробуйте с вашими детьми вот так слушать музыку. Это интересно. Как правило, музыкальные занятия в детском саду – единственный «оазис» , где дети слушают сочинения классиков, получают информацию о них. Ведь дома, чаще всего, детей окружает музыка радио и телевидения, что Д. Б. Кабалевский назвал метким выражением «Музыкальный мусор». За счет своего примитивизма такая музыка имеет свойство прочно оседать в детской памяти. Вот почему не следует обделять малышей, сводя их музыкальные знакомства лишь к легкой музыке. Нужно постоянно расширять круг музыкальных познаний произведениями высокохудожественного уровня. Но никакое слушание не может обойтись без « психологической установки», И "погружения в ситуацию", которая способствует выработке умения эмоционально относиться к музыке. Дети приучаются мыслить музыкальными образами, выражая свои чувства и настроение, используя разные приемы:оркестр, музыкальные загадки, ритмические импровизации...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Попробуйте с вашими детьми вот так слушать музыку. Это интересно. | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ РАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
Музыка – мощное средство воздействия на человека и на его эмоции. Заложенный в том или ином произведении заряд художественных переживаний, повергает человека в печаль или вызывает у него радостное настроение, вдохновляет на свершение великих дел или подталкивает к бессмысленным разрушениям и варварству. Классика бесценна именно тем, что несет слушателю идеи гуманизма, благородства, пронизана пафосом борьбы со злом и торжества справедливости.
Вот почему не следует обделять малышей, сводя их музыкальные знакомства лишь к легкой музыке. Нужно постоянно расширять круг музыкальных познаний произведениями высокохудожественного уровня.
Как правило, музыкальные занятия в детском саду – единственный «оазис» , где дети слушают сочинения классиков, получают информацию о них. Ведь дома, чаще всего, детей окружает музыка радио и телевидения, что Д. Б. Кабалевский назвал метким выражением «Музыкальный мусор». За счет своего примитивизма такая музыка имеет свойство прочно оседать в детской памяти.
Иногда дети по просьбе воспитателей спеть свою любимую песенку поют заставку из рекламных роликов.
Вряд ли у кого из думающих родителей и педагогов такой, с позволения сказать, «музыкальный вкус» вызовет восторг. Скорее недоумение: надо же, ребенок нормальных песен не знает. А у педагога – музыканта еще и жалость – ребенок обделен целым пластом художественного воспитания. Поэтому бесценной станет помощь воспитателя, продолжающего целенаправленную деятельность музыкального руководителя, создающего у детей своеобразное музыкальное «поле», которое станет впоследствии предпосылкой формирования интереса к серьезной музыке и разовьет музыкальный вкус.
Чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни детей, необходимо создать условия, способствующие погружению ребенка в мир музыки. В.А. Сухомлинский считал главнейшим из условий – общение с природой. Природа – это фон, благодаря которому ребенок чувствует красоту музыки посредством реальных и музыкальных впечатлений. Такие впечатления дети могут получить не только в природе, но и в «комнате сказок», «уголке мечты», в музыкальной комнате. Обстановка должна помогать детям слушать, СЛЫШАТЬ и понимать музыку. Но никакое слушание не может обойтись без « психологической установки», которая способствует выработке умения эмоционально относиться к музыке. Попробуйте воспитать зрительную и слуховую чувствительность у своих подопечных.
Детям под силу воспроизвести звуки жизненного окружения подражательными приемами. Давайте практически используем педагогический прием «погружения в ситуацию»:
- Представьте себе, что мы вышли на прогулку в осенний лес. Какие звуки мы можем услышать? Давайте закроем глаза, вообразим, будто находимся в лесу и прислушаемся: какие звуки нас окружают?
Обычно дети называют шум ветра, шелест листьев на деревьях, постукивание голых веток друг о друга, хруст листьев и веток под ногами, похрустывание первого льда, покрывающего лужицы.
- А теперь давайте попробуем воспроизвести названные звуки:
( пропеть « у-у-у» –ветер воет; звук « ш-ш-ш» - листья шуршат…)
- Мы сейчас своим голосом изображали осенний лес. А какие
музыкальные и шумовые инструменты могут помочь нам справиться с
этой задачей? ( металлофон – капли дождя; погремушки – шелест листьев, шум ветра; колокольчик и треугольник – пенье птиц.)
Воспитатель может дополнить ответы детей более сложными примерами ( хлопанье крыльев, курлыканье журавлей, чириканье воробьев, стрекот сороки, плеск воды в ручье или в реке, шуршание травы, движение разных зверей…)
Занятие можно завершить знакомством с произведениями разных видов искусств, каждое из которых отображает разбираемое событие специфически, присущими ему художественными средствами. Для завершения разговора о звуках осени уместно прочитать стихотворение, например:
Такое осенью случится:
Вдруг в полусвете, в полумгле,
Как будто раненые птицы,
Застынут листья на земле –
И цвета бурого опала,
И цвета птичьего крыла,
Как будто музыка опала,
В изнеможенье замерла…
И странно, странно мне такое:
Вокруг все трепетно молчит,
А ты идешь - и под ногою
Печально музыка звучит!
И вот теперь, когда дети готовы воспринимать и переживать, можно включить отрывок музыкального произведения, соответствующий теме разговора:
( « Осенняя песня» из цикла Времена года П.И. Чайковский;
Концерт « Осень» А Вивальди;
« Весна и осень» В. Свиридов;
« Фея осени» Д. Прокофьев…)
Подготовить детей к прослушиванию музыки можно не только по временам года, но и по различным природным явлениям, а также во время просмотра тематических картин.
В подготовительной группе можно включить в занятие творческое задание
« ты – композитор»:
- Дети, а если вы сами стали вдруг композиторами, какие звуки осени вы
захотели бы передать в своей музыке? Какой характер был бы у вашей музыки? Какое настроение?
Во время таких бесед у детей развивается воображение, внимание, расширяется словарный запас.
Чтобы активнее сконцентрировать внимание детей на процессе слушания достаточно сложной музыки, перед вторым ее прослушиванием можно дать задание: покажите поднятыми вверх руками порывы ветра, медленным опусканием рук – опадание листьев.
Подобные занятия помогают воспитанию у детей повседневной зрительной и слуховой наблюдательности, закрепляет жизненные впечатления художественно – эстетическими средствами.
Ту же цель преследует и обращение к прослушиванию музыкальных пьес под названием « Музыкальные загадки». Создавая такое произведение, автор обычно широко использует звукоподражательные приемы. Подчеркивая характерные черты животного или явления природы. В младших группах слова песни помогают найти разгадку:
« Люблю я капусту» – зайчик,
« Когда я голодный – меня не встречай» – волк,
« Кто нам поле поливает?» - дождик.
Музыка усиливает особенности каждого персонажа: инструментальное сопровождение имитирует стук капелек дождя, ритмический рисунок напоминает барабанный бой лапок зайца, в вокальной партии волка присутствуют «завывания»…
Любое музыкальное произведение должно слушаться в течении месяца с перерывами, чтобы с одной стороны – не притуплялась новизна восприятия, с другой стороны –дети приучаются мыслить музыкальными образами, выражая свои чувства и настроение.
А также при любом удобном случае необходимо беседовать с детьми о музыке, ведь именно беседа, перемежающаяся с прогулками на природу, создает у ребенка потребность слушать музыку и получать наслаждение.
Техническая оснащенность групповой комнаты расширяет возможности музыкального восприятия детей. Полезным представляется создание в группах фонотек. К этой работе целесообразно привлекать родителей. Записи могут быть не только с классической музыкой, сюда можно включить фонограмму полюбившихся детям песен, чтобы дети после разучивания на музыкальных занятиях, могли самостоятельно петь в группе. Неплохо иметь музыку для сопровождения во время свободной игры или во время подготовки ко сну. Также в фонотеку можно включить песни из детских мультфильмов и музыкальных сказок.
Я надеюсь, описанные рекомендации помогут педагогам, особенно начинающим, преодолеть негативное отношение к музыкальной классике, неуверенность в собственном обращении к музыкальному искусству. Важно, чтобы воспитатель не игнорировал собственные музыкальные возможности, и вносил посильный вклад в эстетическое воспитание дошкольников.
Подготовила и провела: музыкальный руководитель
МДОУ д/с № 22 « Жемчужинка»
Неверова И.В.
Литература:
- О.П. Радынова Музыкальное развитие детей: в2ч. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997г.
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста. Сост. О.П. Радынова, И.В. Груздова Самара: изд.СамГПУ, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей.
Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей....
«ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ РАЗНЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
1.Информация об опыте. Введение. Музыка как средство развития личности………………………………………………………………………………….с. 3. 2.Технология опыта. Роль и особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ…………………………...
Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной музыке через разные виды музыкальной деятельности»
Большие возможности погружения ребёнка в мир народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь с давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного т...
Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности
Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....
Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности»
Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности» 22 марта 2018 года в МБДОУ № 4 прошел муниципальный с...