Проект "Защитим и сбережем птиц в краю родном"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 села Коноково муниципального образования Успенский район.

Экологический проект в средней группе «Защитим и сбережем птиц в краю родном»

 Составитель: воспитатель  Елена Георгиевна Тихонова

Покормите птиц зимой! 

Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!

Актуальность проекта

          В ходе образовательно – воспитательного процесса выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах нашего края. Так же у детей  недостаточно развито чувство заботы о птицах .Следовательно, мы решили  реализовать проект « Защитим и сбережем птиц в родном краю». Это позволит  расширить и углубить знания детей о зимующих птицах нашего края, послужи формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо  ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.

  Наша задача познакомить детей с зимующими птицами нашей местности. А так же с их видами и особенностями; научить заботится о птицах, помогать им  в холодное зимнее время.

         Паспорт проекта

/п

Содержание

Пояснение

1.

Название проекта

«Защитим и сбережем птиц в родном краю»

2.

Тип проекта

Исследовательско- творческий

3.

Вид проекта

Групповой.

4.

Продолжительность

Краткосрочный

5.

Время реализации

С 1 декабря 2017 г по 19 января 2018 г

6.

Участники проекта

Дети средней группы 4-5 лет, их родители, воспитатели.

6.

Организаторы проекта

Воспитатель: Е.Г.Тихонова.

7.

Интеграция образовательных областей

Познавательная, социально-коммуникативная, художественно- эстетическая, речевая, физическая.

            8.

Цель проекта

Формировать основы экологической культуры, экологические знания о зимующих птицах, бережное отношение к ним, желание помочь .

9.

Задачи

-формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах ,имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги), но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания;

-расширить знания детей о зимующих птицах,

-учить вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами нашего края;

-познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц;

-привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой;

-развивать творческие способности детей и интерес к жизни птиц;

-пополнить предметно-развивающую среду.

10.

Ожидаемые результаты

-расширение кругозора детей о зимующих птицах;

-проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);

- развитие у детей любознательности, познавательной активности ,соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;

-воспитание у детей сострадания и любви;

-активное участие детей и родителей в помощи птицам;

-повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей;


Этапы проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.

Составление плана работы по реализации проекта.

Составление технологической карты проекта.

Перспективное планирование проекта

Подбор детской художественной литературы.

Разработка и накопление методических материалов по теме.


2.ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП

Работа с детьми

           Раздел

       Название

Программные задачи

Ознакомление с природой

«Как помочь птицам?»

Просмотр презентации «Чем питаются птицы зимой»

Формировать у детей обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, приучать детей заботится о птицах, наблюдать за ними; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудный зимний период.

Ознакомление с природой

«Зимующие птицы»

Познакомить детей с зимующими птицами.

Изобразительная деятельность.

Рисование

«Красивая птичка»

 

 

 

«Снегири»

«Книжка- раскраска»

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. Воспитывать интерес к занятиям по изо деятельности.

Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисование ладошками

Учить детей оформлять книжку- раскраску.

 

Лепка

«Воробушки на кормушке» (коллективная)

Формировать умения детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей разных по форме и размеру; развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе ,желание помогать зимующим птицам в холодное время года

 

 

Аппликация

«Зимующие птицы»

 

 

 

 

 

Ручной труд

«Съедобная кормушка»

Учить составлять изображения зимующих птиц  из частей, упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов , в разрезании круга по прямой, предварительно сложив его пополам. Формировать умение дополнять аппликацию элементами рисования. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать чуткость, отзывчивость по отношению к птицам. Изготовление масок к экологической сказке «Доживем до весны»

Учить изготавливать съедобные печенья-кормушки для птиц, закрепить знания о кормах пригодных для зимующих птиц. Формировать начало экологического мировоззрения. Воспитывать желание помочь птицам пережить зиму.

 

Чтение художественной литературы

Л.Воронцова «Птичьи кормушки»

В.Сухомлинский «О чем плачет синичка»

З. Сергеева «Птицы зимой»

А.Яшин «Покормите птиц зимой»(заучивание)

Учить детей внимательно слушать литературные произведения.

Беседы

«Как живут наши пернатые зимой»

«Кто заботится о птицах»

«Пользу или вред приносят птицы»

Продолжать знакомить с жизнью птиц в зимних условиях. Воспитывать ответственность и желание помогать птицам.

Наблюдения

Перелетные и зимующие птицы

За птицами у кормушек;

За птицами на территории д/с;

Сравнение голубя и воробья;

Сравнение следов птиц на снегу.

 

Учить детей наблюдать за птицами, узнавать и называть их. Развивать любознательность, наблюдательность, внимание.

 

 

Игры к проекту

          Виды игр

          Название

Программные задачи

Дидактические игры

«Сложи птицу» (разрезные картинки)

Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на четыре части, учить узнавать зимующих птиц по характерным признакам; развивать логическое мышление.

 

 

«Угадай птицу по описанию»

Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

 

 

«Узнай по голосу»

 Развивать аналитический слух, расширить знания детей о птицах, упражнять в умении различать их по голосу.

 

 

«Меню птиц»

Формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы, какая еда им вредна, развивать познавательный интерес к жизни птиц.

 

 

«Сосчитай птиц»

Закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.


 

 

 

«Большой- маленький»

закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

 

 

Подвижные игры

«Воробушки и кот»

Формировать умение быстро и точно реагировать на звуковой сигнал.

 

«Воробушки и автомобиль»

Упражнять в выполнении прыжка со скамейки на обозначенное место, в беге.

 

«Перелет птиц»

Учить действовать по сигналу, требование: игроки допустившие столкновение друг с другом, выбывают из игры.

 

«Совушка»

Учить детей действовать по сигналу.

 

 

 

II.Работа с родителями

Консультации:

Тема: «Как живут наши пернатые зимой» ».

Тема:«Чем кормить птиц»

Домашнее задание

Сделать поделки «Зимующие птицы»

Оформить книгу-раскраску «Зимующие птицы нашего края»;

Изготовить кормушки

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Оформление результатов проекта

Акция «Покормите птиц зимой!» , разработка буклета по теме проекта

Выставка поделок  «Зимующие птицы», выполненные вместе с  родителями

Итоговое мероприятие показ сказки детьми «Доживем до весны»

Создание презентации по теме проекта


 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

Пополнилась предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, презентациями про зимующих птиц.

У детей сформировались любознательность, творческие способности.

Дети и родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.

Повысилась компетентность родителей по вопросам экологического образования.


 


 

Приложение

«Покормите птиц зимой!»

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло….

(А.Яшин)

В нашей средней группе «Золотая рыбка» в рамках экологического проекта «Защитим и сбережем птиц в краю родном» прошла акция «Покормите птиц зимой!». Родители откликнулись и сделали кормушки для птиц. Большое им спасибо.

 

 

 

Многие люди, подкармливая птиц зимой, развешивают кормушки, сделанные своими руками, из различных материалов (коробки, пластиковые бутылки). Но немногие задумываются о том, что будет с кормушками после зимы. Одни раскисают и превращаются в мусор, другие висят на деревьях несколько лет, не делая более привлекательными наши парки и дворы.

Мы с ребятами изучили меню зимующих птиц нашего региона и решили сделать для них безотходные съедобные кормушки-печенья.

Сначала приготовили все необходимое: различный корм, формочки, развели желатин. Затем смешали разные виды кормов и приготовленный желатин.

Потом уже сам «творческий процесс формирования печенья».В серединку каждого печенья-кормушки мы вставили трубочку, чтобы затем в это отверстие вдеть веревочку. Печенья отнесли в холодильник, а когда они застыли- развесили на участке.

Птичкам понравилось наше угощение, наутро и следа не осталось от кормушек.


 


 


 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц.
«Кто как голос подает?»
Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр - тр-тр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать. 
Я снегирь: фить – фить – фить. Я умею свистеть.
Я воробей, я умею чирикать.
«Сосчитай птиц»
Цель: Учить согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
«Большой – маленький».
Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
«Один – много»
Цель: Учить образовывать формы множественного числа существительных.
Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.

«Угадай по описанию»
Цель - Учить составлять описательный рассказ. 
«Скажи наоборот»
Цель: Учить образовывать антонимы.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий
Пальчиковая гимнастика "Кормушка". 
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем. 
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых крылышках. 
Всем хватило зернышек. 
Подвижная игра «Собачка и воробьи». 
Цель - Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. 
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». 
Скачет, скачет воробей (дети скачут). 
Скок-поскок! 
Скок-поскок! 
Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») 
Чив! Чив! Чив! 
Чив! Чив! Чив! 
Киньте крошек воробью, 
Я вам песенку спою: 
Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») 
Чик-чирик! 
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. 
«Воробьи» разлетаются. 
Подвижная игра «Совушка»
Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего.
«День наступает – все оживает»,
Ночь наступает – все замирает».
Физкультминутка
«Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться 
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
а теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет, и взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».

Наблюдение за птицами зимой 
Задачи:
- формировать представления о жизни птиц зимой;
- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

 Ход наблюдения:
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном, 
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

- Почему зимующих птиц надо подкармливать?
- Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают?
- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
- Есть ли кормушка возле вашего дома?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи, синички и снегири любят пшено, семечки, крошки хлеба.
 

Наблюдение за синицей 
Задачи:
- продолжать вызывать интерес к пернатым
- познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
 Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «тень-тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
- Что это за птица?
- Как она выглядит и какого она цвета?
- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

- Чем питаются синицы?
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»-
Приглашает воробей.
- Какую пользу синицы приносят? 
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Синичкин день отмечается в ноябре месяце.
- Где зимует синичка?
- Как они кричит?
- Как человек заботится о ней?
 

Наблюдение за вороной 

Задачи:
- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький 
А ходит босиком (ворона)
- Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет? Чем питается? Есть ли у нее враги?

Приметы: 
Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
 

Наблюдение за снегирем 

Задачи:
- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
- познакомить с характерными особенностями снегиря.
 Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Каждый год я к вам лечу – 
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.


Наблюдение за голубями 
Задачи: 
- расширять представления детей о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
 Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы
- Кто часто прилетает к нам на участок?
- Откуда ни к нам прилетели?
- Где они живут?
- кто их кормит?
- Что они любят клевать?
- Как называется домик, где живут голуби?
- Голуби перелетные или зимующие птицы?

Конспект целевой прогулки «Перелетные и зимующие птицы»

в средней группе.

Образовательные области: «Познавательное развитие» «Речевое развитие»

Раздел: Ознакомление с природой.

Программные задачи:

-обобщить и дополнить представления детей о птицах, об особенностях их жизнедеятельности  в различные сезоны;

- учить понимать цель наблюдения, решать поставленную задачу, делать выводы;

- создать мотивационную основу для дальнейшего изучения птиц, создания условий для поддержки зимующих птиц;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Оборудование и материалы: текст стихотворения, изображения перелетных и зимующих птиц.

                                    Ход прогулки

Чтение и обсуждение стихотворения А. Ерикеева «Наступила осень»

Наступила осень, пожелтел наш сад.

Листья на березе золотом горят

Не слыхать веселых песен соловья.

Улетели птицы в дальние края.

 

Прослушивание стихотворения, обсуждение утверждение поэта о том, что птицы улетели в дальние края, проверить его. Таким образом возникает цель предстоящей работы.

                                Распознающее наблюдение «Птицы»

Объединение в группы, организовать наблюдение за птицами в разных уголках участка. Напомнить правила осуществления наблюдения за птицами.

 По итогам наблюдения организуется обсуждение:

- Удалось ли найти на участке группы птиц?

- Какие птицы прилетают на участок?

- Прав ли автор стихотворения, утверждающий, что птицы улетели в дальние края?

- все ли птицы улетели? Как называют птиц, улетающих на зиму в теплые края? Как называют птиц, остающихся зимовать с нами?

                            Подвижная игра «Перелет птиц»

  Педагог помогает выбрать место игры и ведущего. При помощи наводящих вопросов помогает вспомнить правила игры и правила безопасного поведения в подвижных играх.

  В первом туре игры всем играющим предлагается выполнять задания ведущего, действуя по сигналу перемещаться по площадке с использованием различных стилей ходьбы и бега. Во втором туре в каждом круге игры «в полет»  отправляются только те, кто получил изображения перелетных птиц.

Познавательный рассказ « Кто зимует рядом с нами?»

 В ходе беседы подвести к тому, что птицы, которые питаются насекомыми, улетели на юг, так как зимой им очень трудно добыть корм, их называют перелетными. Рядом  нами остаются зимующие птицы, они прилетают в города и села, туда, где живут люди, где легче добыть себе корм.

   Показываю изображения зимующих птиц, назовите тех. Кого вы знаете, познакомить с другими птицами.

Выяснить с детьми, чем и как помочь зимующим птицам.

Письмо - Обращение

«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!»

 

Памятка по кормлению птиц - зимой

Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. 



 

Экологическая сказка к проекту « Зимующие птицы»

 

 «Доживем до весны»


Действующие лица: воробей, синица, сорока. 

(Появляется взъерошенный воробей)
Воробей: 
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица: 
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Воробьишка! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Воробьишка, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые, 
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)
Воробей:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет, глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)
Сорока:
Воробьишка, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в детский сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)
Воробей:
Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)
Синица:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают). 
Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню « Маленькая птичка»
(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:

На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно! 
 

 

 

 

 

Литература

Программа воспитания и обучения в детском саду «ДЕТСТВО»

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 г.

Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»

В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.

«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.

Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина , «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.

Л.Б.Фесюкова , О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Фотоотчет о проведении акции «Край родной мы сбережем» в рамках экологического проекта «Юные защитники природы».

В летне –оздоровительный период средняя группа «Верные друзья» провела акцию «Край родной мы сбережем» в рамках экологического проекта «Юные защитники природы»...

Конспект ООД интегрированное на тему: "Весна.Перелетные птицы, Возвращение в родные края"

Цель:Расширять представления детей о перелетных птицахЗадачи:Образовательные:систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам;расширять представления детей о перелетных...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Весна. Птицы летят в родные края"

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы (ФЭМП и ознакомление с окружающим миром)....