Проект "Защитим и сбережем птиц в краю родном"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 села Коноково муниципального образования Успенский район.
Экологический проект в средней группе «Защитим и сбережем птиц в краю родном»
Составитель: воспитатель Елена Георгиевна Тихонова
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Актуальность проекта
В ходе образовательно – воспитательного процесса выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах нашего края. Так же у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах .Следовательно, мы решили реализовать проект « Защитим и сбережем птиц в родном краю». Это позволит расширить и углубить знания детей о зимующих птицах нашего края, послужи формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
Наша задача познакомить детей с зимующими птицами нашей местности. А так же с их видами и особенностями; научить заботится о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Паспорт проекта
№/п | Содержание | Пояснение |
1. | Название проекта | «Защитим и сбережем птиц в родном краю» |
2. | Тип проекта | Исследовательско- творческий |
3. | Вид проекта | Групповой. |
4. | Продолжительность | Краткосрочный |
5. | Время реализации | С 1 декабря 2017 г по 19 января 2018 г |
6. | Участники проекта | Дети средней группы 4-5 лет, их родители, воспитатели. |
6. | Организаторы проекта | Воспитатель: Е.Г.Тихонова. |
7. | Интеграция образовательных областей | Познавательная, социально-коммуникативная, художественно- эстетическая, речевая, физическая. |
8. | Цель проекта | Формировать основы экологической культуры, экологические знания о зимующих птицах, бережное отношение к ним, желание помочь . |
9. | Задачи | -формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах ,имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги), но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания; -расширить знания детей о зимующих птицах, -учить вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами нашего края; -познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц; -привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой; -развивать творческие способности детей и интерес к жизни птиц; -пополнить предметно-развивающую среду. |
10. | Ожидаемые результаты | -расширение кругозора детей о зимующих птицах; -проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам); - развитие у детей любознательности, познавательной активности ,соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах; -воспитание у детей сострадания и любви; -активное участие детей и родителей в помощи птицам; -повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей; |
Этапы проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
Составление плана работы по реализации проекта.
Составление технологической карты проекта.
Перспективное планирование проекта
Подбор детской художественной литературы.
Разработка и накопление методических материалов по теме.
2.ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП
Работа с детьми
Раздел | Название | Программные задачи |
Ознакомление с природой | «Как помочь птицам?» Просмотр презентации «Чем питаются птицы зимой» | Формировать у детей обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, приучать детей заботится о птицах, наблюдать за ними; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудный зимний период. |
Ознакомление с природой | «Зимующие птицы» | Познакомить детей с зимующими птицами. |
Изобразительная деятельность. | Рисование «Красивая птичка»
«Снегири» «Книжка- раскраска» | Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. Воспитывать интерес к занятиям по изо деятельности. Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисование ладошками Учить детей оформлять книжку- раскраску. |
| Лепка «Воробушки на кормушке» (коллективная) | Формировать умения детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей разных по форме и размеру; развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе ,желание помогать зимующим птицам в холодное время года
|
| Аппликация «Зимующие птицы»
Ручной труд «Съедобная кормушка» | Учить составлять изображения зимующих птиц из частей, упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов , в разрезании круга по прямой, предварительно сложив его пополам. Формировать умение дополнять аппликацию элементами рисования. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать чуткость, отзывчивость по отношению к птицам. Изготовление масок к экологической сказке «Доживем до весны» Учить изготавливать съедобные печенья-кормушки для птиц, закрепить знания о кормах пригодных для зимующих птиц. Формировать начало экологического мировоззрения. Воспитывать желание помочь птицам пережить зиму.
|
Чтение художественной литературы | Л.Воронцова «Птичьи кормушки» В.Сухомлинский «О чем плачет синичка» З. Сергеева «Птицы зимой» А.Яшин «Покормите птиц зимой»(заучивание) | Учить детей внимательно слушать литературные произведения. |
Беседы | «Как живут наши пернатые зимой» «Кто заботится о птицах» «Пользу или вред приносят птицы» | Продолжать знакомить с жизнью птиц в зимних условиях. Воспитывать ответственность и желание помогать птицам. |
Наблюдения | Перелетные и зимующие птицы За птицами у кормушек; За птицами на территории д/с; Сравнение голубя и воробья; Сравнение следов птиц на снегу.
| Учить детей наблюдать за птицами, узнавать и называть их. Развивать любознательность, наблюдательность, внимание. |
Игры к проекту
Виды игр | Название | Программные задачи |
Дидактические игры | «Сложи птицу» (разрезные картинки) | Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на четыре части, учить узнавать зимующих птиц по характерным признакам; развивать логическое мышление.
|
| «Угадай птицу по описанию» | Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
|
| «Узнай по голосу» | Развивать аналитический слух, расширить знания детей о птицах, упражнять в умении различать их по голосу.
|
| «Меню птиц» | Формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы, какая еда им вредна, развивать познавательный интерес к жизни птиц.
|
| «Сосчитай птиц» | Закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
|
| «Большой- маленький» | закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
|
Подвижные игры | «Воробушки и кот» | Формировать умение быстро и точно реагировать на звуковой сигнал. |
| «Воробушки и автомобиль» | Упражнять в выполнении прыжка со скамейки на обозначенное место, в беге. |
| «Перелет птиц» | Учить действовать по сигналу, требование: игроки допустившие столкновение друг с другом, выбывают из игры. |
| «Совушка» | Учить детей действовать по сигналу. |
II.Работа с родителями
Консультации:
Тема: «Как живут наши пернатые зимой» ».
Тема:«Чем кормить птиц»
Домашнее задание
Сделать поделки «Зимующие птицы»
Оформить книгу-раскраску «Зимующие птицы нашего края»;
Изготовить кормушки
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Оформление результатов проекта
Акция «Покормите птиц зимой!» , разработка буклета по теме проекта
Выставка поделок «Зимующие птицы», выполненные вместе с родителями
Итоговое мероприятие показ сказки детьми «Доживем до весны»
Создание презентации по теме проекта
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
Пополнилась предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, презентациями про зимующих птиц.
У детей сформировались любознательность, творческие способности.
Дети и родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.
Повысилась компетентность родителей по вопросам экологического образования.
Приложение
«Покормите птиц зимой!»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло….
(А.Яшин)
В нашей средней группе «Золотая рыбка» в рамках экологического проекта «Защитим и сбережем птиц в краю родном» прошла акция «Покормите птиц зимой!». Родители откликнулись и сделали кормушки для птиц. Большое им спасибо.
Многие люди, подкармливая птиц зимой, развешивают кормушки, сделанные своими руками, из различных материалов (коробки, пластиковые бутылки). Но немногие задумываются о том, что будет с кормушками после зимы. Одни раскисают и превращаются в мусор, другие висят на деревьях несколько лет, не делая более привлекательными наши парки и дворы.
Мы с ребятами изучили меню зимующих птиц нашего региона и решили сделать для них безотходные съедобные кормушки-печенья.
Сначала приготовили все необходимое: различный корм, формочки, развели желатин. Затем смешали разные виды кормов и приготовленный желатин.
Потом уже сам «творческий процесс формирования печенья».В серединку каждого печенья-кормушки мы вставили трубочку, чтобы затем в это отверстие вдеть веревочку. Печенья отнесли в холодильник, а когда они застыли- развесили на участке.
Птичкам понравилось наше угощение, наутро и следа не осталось от кормушек.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц.
«Кто как голос подает?»
Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр - тр-тр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь: фить – фить – фить. Я умею свистеть.
Я воробей, я умею чирикать.
«Сосчитай птиц»
Цель: Учить согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
«Большой – маленький».
Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
«Один – много»
Цель: Учить образовывать формы множественного числа существительных.
Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»
Цель - Учить составлять описательный рассказ.
«Скажи наоборот»
Цель: Учить образовывать антонимы.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель - Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».
Скачет, скачет воробей (дети скачут).
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!»)
Чик-чирик!
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.
«Воробьи» разлетаются.
Подвижная игра «Совушка»
Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего.
«День наступает – все оживает»,
Ночь наступает – все замирает».
Физкультминутка
«Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
а теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет, и взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».
Наблюдение за птицами зимой
Задачи:
- формировать представления о жизни птиц зимой;
- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения:
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать?
- Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают?
- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
- Есть ли кормушка возле вашего дома?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи, синички и снегири любят пшено, семечки, крошки хлеба.
Наблюдение за синицей
Задачи:
- продолжать вызывать интерес к пернатым
- познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «тень-тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
- Что это за птица?
- Как она выглядит и какого она цвета?
- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»-
Приглашает воробей.
- Какую пользу синицы приносят?
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Синичкин день отмечается в ноябре месяце.
- Где зимует синичка?
- Как они кричит?
- Как человек заботится о ней?
Наблюдение за вороной
Задачи:
- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький
А ходит босиком (ворона)
- Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет? Чем питается? Есть ли у нее враги?
Приметы:
Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем
Задачи:
- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
- познакомить с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Наблюдение за голубями
Задачи:
- расширять представления детей о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы
- Кто часто прилетает к нам на участок?
- Откуда ни к нам прилетели?
- Где они живут?
- кто их кормит?
- Что они любят клевать?
- Как называется домик, где живут голуби?
- Голуби перелетные или зимующие птицы?
Конспект целевой прогулки «Перелетные и зимующие птицы»
в средней группе.
Образовательные области: «Познавательное развитие» «Речевое развитие»
Раздел: Ознакомление с природой.
Программные задачи:
-обобщить и дополнить представления детей о птицах, об особенностях их жизнедеятельности в различные сезоны;
- учить понимать цель наблюдения, решать поставленную задачу, делать выводы;
- создать мотивационную основу для дальнейшего изучения птиц, создания условий для поддержки зимующих птиц;
- развивать связную речь, обогащать словарный запас.
Оборудование и материалы: текст стихотворения, изображения перелетных и зимующих птиц.
Ход прогулки
Чтение и обсуждение стихотворения А. Ерикеева «Наступила осень»
Наступила осень, пожелтел наш сад.
Листья на березе золотом горят
Не слыхать веселых песен соловья.
Улетели птицы в дальние края.
Прослушивание стихотворения, обсуждение утверждение поэта о том, что птицы улетели в дальние края, проверить его. Таким образом возникает цель предстоящей работы.
Распознающее наблюдение «Птицы»
Объединение в группы, организовать наблюдение за птицами в разных уголках участка. Напомнить правила осуществления наблюдения за птицами.
По итогам наблюдения организуется обсуждение:
- Удалось ли найти на участке группы птиц?
- Какие птицы прилетают на участок?
- Прав ли автор стихотворения, утверждающий, что птицы улетели в дальние края?
- все ли птицы улетели? Как называют птиц, улетающих на зиму в теплые края? Как называют птиц, остающихся зимовать с нами?
Подвижная игра «Перелет птиц»
Педагог помогает выбрать место игры и ведущего. При помощи наводящих вопросов помогает вспомнить правила игры и правила безопасного поведения в подвижных играх.
В первом туре игры всем играющим предлагается выполнять задания ведущего, действуя по сигналу перемещаться по площадке с использованием различных стилей ходьбы и бега. Во втором туре в каждом круге игры «в полет» отправляются только те, кто получил изображения перелетных птиц.
Познавательный рассказ « Кто зимует рядом с нами?»
В ходе беседы подвести к тому, что птицы, которые питаются насекомыми, улетели на юг, так как зимой им очень трудно добыть корм, их называют перелетными. Рядом нами остаются зимующие птицы, они прилетают в города и села, туда, где живут люди, где легче добыть себе корм.
Показываю изображения зимующих птиц, назовите тех. Кого вы знаете, познакомить с другими птицами.
Выяснить с детьми, чем и как помочь зимующим птицам.
Письмо - Обращение
«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!»
Памятка по кормлению птиц - зимой
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Экологическая сказка к проекту « Зимующие птицы»
«Доживем до весны»
Действующие лица: воробей, синица, сорока.
(Появляется взъерошенный воробей)
Воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Воробьишка! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Воробьишка, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)
Воробей:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет, глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)
Сорока:
Воробьишка, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в детский сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)
Воробей:
Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)
Синица:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают).
Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню « Маленькая птичка»
(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Литература
Программа воспитания и обучения в детском саду «ДЕТСТВО»
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 г.
Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»
В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина , «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.
Л.Б.Фесюкова , О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Фотоотчет о проведении акции «Край родной мы сбережем» в рамках экологического проекта «Юные защитники природы».
В летне –оздоровительный период средняя группа «Верные друзья» провела акцию «Край родной мы сбережем» в рамках экологического проекта «Юные защитники природы»...
Конспект ООД интегрированное на тему: "Весна.Перелетные птицы, Возвращение в родные края"
Цель:Расширять представления детей о перелетных птицахЗадачи:Образовательные:систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам;расширять представления детей о перелетных...
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Весна. Птицы летят в родные края"
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы (ФЭМП и ознакомление с окружающим миром)....