Проект "Гуляют ребятки в зимние Святки"
проект по окружающему миру по теме

Проневская Надежда Васильевна

                Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. К сожалению,  мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель проекта: приобщение детей к русской традиционной культуре через ознакомление  с обрядом колядования на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «МАЛОДОРСКАЯ СОШ» СП Д/С «РАДУГА»

ПРОЕКТ

«ГУЛЯЮТ РЕБЯТКИ В ЗИМНИЕ СВЯТКИ»

Возраст детей: средняя  группа

Вид проекта: краткосрочный

Срок проекта:  2 недели (с 28 декабря 2015 г. по18 января 2016 г.)

Тип проекта: познавательно- развлекательный

Участники: дети средней  группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Составитель: Проневская Н.В.

Актуальность
       Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.

Актуализация проблем духовно-нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с  утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
        У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.
             С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
               Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам.  

Проблема:  К сожалению,  мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель проекта: приобщение детей к русской традиционной культуре через ознакомление  с обрядом колядования на Руси.

 Задачи:

 1. Познакомить  детей с  историей возникновения, обычаями и традициями  празднования на Руси праздника «Рождество Христово» и «Святки».

2.  Разучить музыкальный фольклорный материал и способствовать применению его в самостоятельной деятельности детей.

 3. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным русским обычаям, традициям, фольклору.

Ожидаемые результаты

 Повышение интереса  у детей и родителей  к изучению истории и традиций своего народа.

  1.  Расширение кругозора и обогащение словарного запаса у детей.
  2.  Развитие  у детей  чувства ритма, артистизма
  3. Пополнение музыкального уголка в группе шумовыми инструментами.

Достигнутые результаты

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс                          

обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла расширить у детей кругозор, развить эстетическую восприимчивость и обогатить словарный запас.  Подборка различных  закличек, колядок и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных  способностей, дала возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. А игра на шумовых  и народных инструментах позволила почувствовать красоту народной музыки.

Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляли чувство ответственности за себя и других.  

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

1. Подготовительный  


1. Подбор закличек, колядок, примет  и народных игр и игр-инсценировок.
2. Подбор  художественной  и познавательной литературы.
3. Подготовка методического обеспечения.

4. Разработка плана проведения праздничной недели.

 

28 декабря-

31 декабря

       2015 г.

2. Основной

Реализация плановых мероприятий.

11 января-

18 января

     2016 г.

3. Заключительный

 1.  Итоговое мероприятие

2. Подведение итогов  (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

 

 

18 января

 2016 г.

График проектных мероприятий

Виды деятельности

Мероприятия

Срок

Практический труд

  Изготовление масок

11-14 января

Творческая мастерская

 Изготовление шумовых инструментов

(совместное творчество взрослых и детей)

 13 января

Познавательные занятия

«Настали святки. То-то радость!»

  11 января

Беседы

 «История праздника Рождества Христова»

  12 января

 Ритмопластика
(движения под музыку)

 Рус.нар. песня
«Как на тоненький ледок»

 

 12 января

 

Народные  игры

«Горелки», «Бабка-Ежка», «Карусель»,
«Тынцы-брынцы-бубенцы», «Звонарь»

 

 11-15 января

 

 Художественная

деятельность

 1 Загадки о зиме

2 Заучивание  закличек, колядок

3.Инсценирование «Небылицы»
4.Колядование в детскому саду

14 января

11-13 янв.

14 января

15 января

  Изобразительная деятельность

  Рисование «Колядовщики»

  15 января

Развлечения

 Фольклорный праздник
«К нам пришла Коляда»

18 января

Взаимодействие с семьями воспитанников

  1. Консультации: «Колядование на Руси», «Игры и забавы на улице».
  2. Изготовление костюмов для колядования.
  3. Участие в творческой мастерской «Шумовые инструменты».
  4. Подготовка фольклорного праздника «К нам пришла Коляда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гуляют ребятки в зимние святки"

Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам....

"Гуляют ребятки в зимние Святки"

Конспект развлечения для старших дошкольников...

Фольклорное развлечение" Гуляют ребятки в зимние святки"

В последнее время увлекаюсь постановками истинно народных обрядов и праздников. Этот сценарий был составлен для детей подготовительной группы для показа на методобъединении....

конспект-сценарий досуговой деятельности в ст.гр. "Гуляют ребятки в зимние святки"

сценарий для проведения Старого Нового года, прощания с ёлочкой с старших гр.д/сада....

«Гуляют ребятки в зимние Святки».

Сценарий зимнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста....