«Тайны камней Карелии»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пантелеева Ирина Юрьевна

Знакомство детей со свойствами и особенностями камней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_kamney_karelii.docx88.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД оо познавательное развитие в старшей группе.

Провела: Пантелеева И.Ю.

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Развитие речи»,  «Социализация», « физическое», социально-коммуникативное.

Тема: «Тайны камней Карелии»

Цель: Познакомить детей со свойствами и особенностями камней.

 Задачи:

Образовательные - Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Формирование познавательного интереса детей.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Речевые:  обогащение словарного запаса камни, лаборатория, горы.

Развивающие; Развивать визуальную и мышечную память;  Развивать творческую активность.  

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
Воспитательные:  - Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Оборудование: камни, стаканы с водой, весы, вата, карандаши(цветные и простые), демонстрационные схемы, схемы-правила, шапка магистра, один красивый камушек, салфетки, подносы на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка.

Ход НОД;

1.     Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!  Проходите, присаживайтесь на эти мягкие подушки. Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой, подарим друг другу наши улыбки.

Ребята, как вы считаете, сможет ли посторонний человек, зайдя в эту группу, догадаться о наших увлечениях?

А у вас есть увлечения?(ответы детей)

Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание,  каких – либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Вот посмотрите какой красивый камень есть у меня в коллекции. (показываю камушек)

— Ребята, а что вы знаете о камнях?

— Не очень много вы о них знаете. Вот и я, собрала целую коллекцию, а ничего рассказать о ней не могу, секреты камней не знаю.

А хотите узнать все секреты камней?  Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель:  Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Чтобы вы могли зарисовать свои наблюдения,  хочу подарить вам вот такие блокнотики.

Дети садятся за столы

Воспитатель: Посмотрите, ребята, за этим столом нам удобно будет изучать камни. На  столе располагаются приборы помощники. Присаживайтесь, кому, где удобно. Сегодня будут активно работать наши верные помощники. Для чего нам нужны глазки? (чтобы смотреть)  Пальчики? (чтобы трогать, щупать). Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней. Воспользуйтесь блокнотиком и карандашами, чтобы зарисовать свои наблюдения. Как можно зарисовать, что камни бывают большие и маленькие, разного цвета, разной формы?

Зарисовывают,  на мольберт выставляю свою схему.

Воспитатель:  а я это сделала вот так.

 Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? 

- попробуйте  выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

—  Как вы думаете, почему у него нет острых углов?  Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.

 Ребята, какой секрет вы  открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми). Не забудьте про ваши блокнотики, можете зарисовать.

Зарисовывают, на мольберт выставляю свою схему.

 Вы знаете, оказывается, наша кожа может определять температуру! Не верите? Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки?  (тепло) А теперь положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? (ладошки стали прохладные)

Наша кожа может быстро определять температуру.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Что вы выяснили, мои маленькие ученые?

Вывод: камни имеют разную температуру. Отметьте этот секрет в своих блокнотах.

Зарисовывают,  на мольберт выставляю свою схему.

4) Ребята, а как вы думаете что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим?  Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы)  Провожу опыт Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее?

Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее) Как можно зарисовать это в ваших дневниках?

Зарисовывают, на мольберт выставляю свою схему.

Перед тем, как продолжить, давайте вспомним, какое правило мы сейчас должны выполнить? (убираем всё на свои места)

5)Ребята, а как вы думаете, есть ли в камнях воздух?

Как мы это можем проверить? Пройдите в лабораторию и возьмите то, что нужно для этого эксперимента.

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Зарисовывают,  на мольберт выставляю свою схему.

Рефлексия.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и по своим записям рассказать те секреты камней, которые мы сегодня узнали.

Вы молодцы! Теперь я знаю, что можно рассказать о своей коллекции. Вы можете забрать свои блокноты, с собой домой и продолжить записывать какие- нибудь интересные свои наблюдения, а потом расскажете родителям.

Воспитатель: Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней.

Воспитатель: Очень хорошо. Вы запомнили свойства камней, молодцы. Вы, ученые, провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу!  

Заключение:
Камень, камень
Возьми тепло моих рук
Жар моего сердца
И подари моему другу»
(Дети передают камень друг другу)
Говорят что нового узнали о камнях?
Ой, ребята, а камень – то стал такой теплый, вы согрели его теплом своего сердца.

http://50ds.ru/img/_3MO0WTYJA.gifhttp://50ds.ru/img/_3MO0WTYLJ.gifhttp://50ds.ru/img/_3MO0WTYPH.gif

http://50ds.ru/img/_3MO0WTYVF.gifhttp://50ds.ru/img/_3MO0WTYXF.gifhttp://50ds.ru/img/_3MO0WTYZL.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта проекта "Тайны камней Карелии"

Карта проекта «Тайны камней Карелии» Цель проекта: - Обеспечить воспитание начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем; Актуа...

Учебный проект «Тайны камней»

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родной  стран...

Организация мини-музея «Тайны камней» в логопедической группе детского сада

Эта статья о том, как организовать мини-музей на тему "Камни" в старших группах детского сада.Некоторое время назад в киосках союзпечати продавались различные минералы и камни нашей Земли. Н...

Проект "Тайны камня"

В прошлом году мы познакомили наших детей с объектами неживой природы: вода, воздух, земля. Камни тоже являются объектами неживой природы. Мы обратили внимание, что дошкольников особенно привлекали ра...

Конспект занятия №7 "Тайна камней"

Седьмое занятие из цикла "Юный эколог". Знакомим детей со свойствами камней....

Проект "Тайны Денежкиного камня"

Мы живём в очень интересном крае, который окружают много тайн и загадок, которые хочется разгадать....

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности :«Тайна камней»

ФИО педагога:Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников:подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации:МБДОУ «д/с № 11 «Зв...