Информационный проект «Ах ты, Зимушка-зима, как много снега принесла»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие явлений неживой природы – стало целью данной педагогической работы.
Особое внимание уделяется формированию первых представления о существующих в неживой природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Данный проект направлен на развитие познавательной активности детей при ознакомлении с неживой природой в зимнее время года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное наименование проекта.
Информационный проект «Ах ты, Зимушка-зима, как много снега принесла»
Аннотация проекта.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие явлений неживой природы – стало целью данной педагогической работы.
Особое внимание уделяется формированию первых представления о существующих в неживой природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Данный проект направлен на развитие познавательной активности детей при ознакомлении с неживой природой в зимнее время года.
Актуальность и значимость проекта.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Если мы хотим, чтобы наши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, необходимо: те знания, которые дети получают по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах, в продуктивной деятельности.
К пятилетнему возрасту ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой, в совместной деятельности со взрослым и сверстниками. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Анализ ситуации.
При организации работы с воспитанниками средней группы по ознакомлению с явлениями неживой природы зимой было отмечено
Сильные стороны | Слабые стороны |
Дети | |
с интересом участвуют в наблюдениях за явлениями неживой природы, в опытах и экспериментах. | еще не могут делать элементарные выводы и умозаключения по результатам опытов и экспериментов. |
Условия | |
позволяющие организовать опыты и эксперименты с водой, льдом и снегом; доступность естественных материалов | С естественными природные материалами можно экспериментировать только при определенных условиях (снег, лед, снежинки) |
Цели и задачи проекта.
Цель: Развитие познавательного интереса детей к явлениям неживой природы в зимнее время года.
Задачи:
- Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года.
- Формировать представления о взаимосвязях в неживой природе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра)
- Знакомить со свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий), льда (прозрачный, скользкий, твердый)
- Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу при проведении опытов
- Учить самостоятельно создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации).
Участники проекта.
Воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта.
Краткосрочный, две недели декабря.
Этапы реализации проекта.
I этап: Подготовительный
- создание развивающей среды
- подбор художественной литературы и дидактических игр;
- картотека пальчиковых и подвижных игр;
- материалы для экспериментирования;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций
II этап: Основной (8 дней)
Социально - коммуникативное развитие:
Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).
Беседа «Чем опасен сильный, крепкий мороз на улице?»
Труд на участке
Речевое развитие
Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Зима - лето», "Загадки-отгадки»
Цель: вырабатывать умение выразительно и эмоционально рассказывать загадку, уметь отгадывать её, аргументировать ответ. Развивать логическое мышление, сообразительность. Активизировать словарь словами: «зима», «лёд», «снежинка», «метель», «сосульки», «коньк», «лыжи», «санки».
Дидактическая игра «Исправь ошибку» (письмо от Незнайки)
Цель: Развивать слуховое восприятие, внимание, умение анализировать услышанный текст.
Дети внимательно слушают содержание письма и отбирают предложения не связанные с понятием «зима».
Дидактическая игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).
Чтение художественной литературы – стихотворение
И. Сурикова «Белый снег»
Цель: активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
Познавательное развитие
Наблюдение за состоянием погоды.
Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).
Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель)
Рассматривание отдельных снежинок. Показать детям многообразие форм снежинок: звездочки, цветочки, иголочки. Обратить внимание на цвет, размер.
Рассматривание: «Падает снег» Обратить внимание на зимние явления природы. Расширение словарного запаса: снегопад, сугробы, метель; падает тихо, сыплет хлопьями, метет, завывает, кружит.
Манипулирование со снегом
- удерживание снежинок на рукавичке;
- удерживание снежинок на ладони;
Цель: познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает от тепла, рассыпается, легкий, разлетается, тяжелый, липкий, можно лепить. Учить отвечать на поисковые вопросы, делать предположения, рассуждать
Беседа о снеге.
Цель: совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные с прилагательными: зима снежная, снег белый, лёд холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег
Просмотр презентации «Здесь всегда зима»
Просмотр мультфильмов, связанные с зимой: из серии «Умка», «Смешарики», «Лунтик» и т.д.
Проведение опытов
Опыт «Вода и снег»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.
Ход опыта: Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
Опыт «Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда.
Ход опыта: В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.
Вывод: предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.
Опыт «Определение чистоты снега»
Цель: учить определять чистоту снега.
Ход опыта: Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.
Опыт «Вода – растворитель».
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.
Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Опыт «Свойства снега»
Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.
Ход опыта: В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял).
Художественно – эстетическое развитие
Слушание песни «Метелица»
Слушание аудио - записи метель, вьюга, пурга.
Рисование «Снежинки»
Лепка из соленого теста «Забавные снеговички»
Аппликация из различных материалов (вата, салфетки) «Зимний пейзаж»
Физическое развитие
Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки», «Берегись, заморожу!», «Два мороза», «Снежная змея», «Кто дальше бросит снежок?».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту», «Из следа в след» - ходьба по снегу;
«Долгий путь по лабиринту» - бег друг за другом в колонне
Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»
Ходьба по снежному валу.
Игра в снежки.
Метание снежков в цель правой и левой рукой.
III этап : Заключительный (2 дня)
Совместно с родителями:
Оформление фотовыставки «Как нам весело зимой»
Творческая выставка «Зимушка-зима»
Предполагаемые результаты.
Расширение словарного запаса.
Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
Умение делать соответствующие выводы.
В результате реализации проекта у детей появится определенный запас знаний:
- снег по цвету белый, но если он растает, то вода грязная;
- снежинки имеют разную форму;
- снег может падать тихо, медленно, быстро, отдельными снежинками или хлопьями;
- зимние явления природы называются: снегопад, метель, вьюга;
- на снегу отпечатываются следы;
- снег бывает мягким, пушистым или рыхлым, тяжелым, липким;
- из мокрого снега можно лепить, а сухой снег рассыпается;
- из твердого снега можно вырезать фигурки;
- снег от тепла превращается в воду;
- снег холодный, брать его голыми руками нельзя, есть его нельзя.
- зимние прогулки полезны для здоровья и укрепляют организм
Результат проекта
Фотовыставка «Как нам весело зимой»
Творческая выставка «Зимушка-зима»
Список использованных информационных источников и Интернет-ресурсов
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2016
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования 2012.
- nsportal.ru
- maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Пришла в гости Зима, много снега принесла» Образовательная область: художественное творчество ранний возраст
Программное содержание:«Художественное творчество»· Формировать умение детей рисовать красками способом «примакивания» используя кисть.·...
24 января 2018 год. Открытое интегрированное занятие в младшей группе на тему: «Зимушка зима пришла – много снега принесла» /рисование в технике "пуантилизм"/
К педсовету на тему: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»....
Конспект занятия "Вот зима пришла, много снега принесла"
Цель:Создание условий для развития представлений у детей о признаках времени года - зиме.Задачи:- формировать умения замечать изменение в природе;- развивать умения внимательно рассматривать сюжетную ...
Конспект ООД в группе раннего развития «Вот и зимушка пришла, много снега принесла»
Конспект ООД в группе раннего развития«Вот и зимушка пришла, много снега принесла»Цель:Создание условий для развития представлений у детей о признаках времени года - зиме.Задачи:Образовате...
Конспект НОД в группе раннего развития «Вот и зимушка пришла, много снега принесла»
Цель:Создание условий для развития представлений у детей о признаках времени года - зиме.Задачи:Образовательные:- формировать умения замечать изменение в природе;- учить вслушиваться в рифмованную реч...
конспект ООД «Вот и зимушка пришла, много снега принесла»
конспект ООД "Вот и зимушка пришла, много снега принесла"...