Проект "Я люблю свой город"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Эколого- патриотический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-_patrioticheskiy_prooekt.docx | 57.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МК ОУ «Начальная школа – детский сад № 235»
ЭКОЛОГО – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГОРОД»
Старшая группа № 5
Подготовили:
воспитатели: Тептанова А.Н.; Тырганова А.В.
учитель – логопед: Федорова Е.В.
музыкальный руководитель: Родионова Е.Ю.
Новокузнецк, 2017
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Паспорт проекта………………………………………………………………………...3
Актуальность и проблема реализации проекта……………………………………..3
Цель и задачи проекта…………………………………………………………….…….4
Направления деятельности реализации проекта…………..…………………….…4
Предполагаемые результаты……………………………………………………….….5
Этапы реализации проекта ………………………………………………………..…..5
- Подготовительный этап…………………………………………………..…5
- Основной этап ……………………………………………………………..…..5
Перспективный план работы с детьми……………………………….....…6
Перспективный план работы с родителями…………………………..…..8
- Заключительный этап……………………………………………………..…9
Заключение…………………………………………………………………………….…9
Список литературы……………………………………………………………………10
Приложение……………………………………………………………………………..11
ЭКОЛОГО – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГОРОД»
Паспорт проекта
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, учитель – логопед; музыкальный руководитель; родители (законные представители) воспитанников.
Тип проекта: познавательно – творческий.
По количеству участников: групповой.
По длительности: средней продолжительности ( 3 месяца).
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями и символикой, улицами, на которой проживает ребенок, природой родного края.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей нашей группы, мы выяснили, что родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. В связи с этим проблема эколого - патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной.
Актуальность проекта:
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природе, воспитание экологической ответственности, как результат- формирование активной действенной позиции по отношению к природе, предполагающей развитие высших нравственных чувств - гуманизма и справедливости (помочь, защитить, позаботиться).
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной природе, и родной стране играет огромную роль в становлении личности. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире и вырастает из любви к близким, родным местам.
На наш взгляд, ознакомление детей с родным городом, важная работа, несущая познавательную, духовно- нравственную, природоохранную функцию.
Цель проекта:
Формировать эколого - патриотические ценности у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о родном городе.
Задачи:
- Ознакомление детей с историей и символикой города Новокузнецка, его достопримечательностями.
- Ознакомление детей с промышленными объектами родного края; о пользе и вреде окружающей среде родного края.
- Закрепление знаний о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада.
- Формирование представлений детей о флоре и фауне родного края.
- Развитие музыкальных и художественно – творческих способностей детей.
- Расширение кругозора и словарного запаса.
- Развитие связной речи детей; обогащение и активизация словаря детей; развитие навыков словообразования и словоизменения; развитие умений свободно мыслить, фантазировать.
- Воспитание любви к родному городу, умение видеть прекрасное, любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Воспитание уважения к труду взрослых.
Направления деятельности реализации проекта: игровая деятельность; коммуникативная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность; чтение (восприятие) художественной литературы; конструирование; двигательная деятельность; музыкальная деятельность, изобразительная деятельность; самостоятельная деятельность.
Формы, методы, приемы реализации проекта: беседы; рассказ; рассматривание иллюстраций и презентаций; чтение художественной литературы; прослушивание музыкальных произведений; дидактические, подвижные и сюжетно – ролевые игры; опыты, эксперименты и наблюдения; рисование, конструирование, лепка, аппликация; интегрированная НОД, викторины и конкурсы подделок и рисунков.
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня знаний детьми о своем городе;
- Активизация интересов детей к своей малой Родине – к своему городу.
- Расширение знаний о растительном и животном мире родного края.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Воспитание патриотических чувств у детей и бережного отношения к окружающей среде родного края.
- Проявление интереса у родителей к проблеме проекта, участие родителей в организации работы по проекту.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
- Подбор и изучение методической литературы
- Анкетирование родителей
- Диагностика детей.
- Разработка содержания проекта.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Подбор музыкального материала.
- Подбор иллюстраций «Мой город - Новокузнецк»
- Составление видео – презентации «Богат мой город Новокузнецк юными талантами».
- Составление музыкального занятия «Я люблю тебя и знаю, город мой родной».
- Составление презентации «Достопримечательности города Новокузнецка»
- Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности.
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
- Основной этап.
На данном этапе осуществляется реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Перспективный план работы с детьми
(октябрь – декабрь 2017 г.)
1 месяц (октябрь)
Срок | Содержание работы с детьми | |
02.10– 06.10 |
| |
09.10 – 13.10 |
| |
16.10 – 20.10 |
| |
23.10 – 27.10 |
|
2 месяц (ноябрь)
Срок | Содержание работы с детьми | |
30.10 – 3.11 |
| |
6.11 – 10.11 |
| |
13.11 – 17.11 |
| |
20.11 – 24.11 |
|
3 месяц (Декабрь)
Срок | Содержание работы с детьми | |
27.11 – 01.12 |
| |
04. 12 – 08.12 |
| |
11.12 – 15.12 |
| |
18.12 – 22.12 |
|
Перспективный план работы с родителями
1 месяц - Октябрь |
|
2 месяц – Ноябрь |
|
3 месяц– Декабрь |
|
- Заключительный этап.
- КВН «Мой любимый город».
- Коллаж «Город Новокузнецк - мой край родной».
- Выставка рисунков «Достопримечательности города Новокузнецка».
Заключение
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. И мы серьёзно задумываемся, как воспитать у детей патриотические и экологические чувства, которые будут выражаться в соответствующих поступках и поведении.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, применяется проектный метод. Все этапы проекта реализуются через разные виды деятельности, применяется развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку.
Знания, полученные во время проекта, помогут повысить значимость патриотического и экологического воспитания детей, осознанного проявления патриотических и экологических чувств к родному городу.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Список литературы
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
- Масаева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание старшего дошкольного возраста. – М.: 2004.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003г№6.
- Суслова Э.Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников. Детский сад о А до Я.№3.2003г
- Трифонова Г.Е. Проектная деятельность воспитании у детей любви к родному городу. Управление ДОУ,2009г №1.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
Приложение
Экологическая сказка - драматизация «Теремок в городе Новокузнецке» в старшей группе.
Цель: Формировать умение выражать свое отношение к окружающей природе родного края через театральную деятельность.
Задачи:
Формирование умений выражать свое отношение к окружающей природе города Новокузнецка через театрализованную деятельность.
Развивать умения имитировать движения, характерные персонажам
Развивать умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку “Теремок в Новокузнецке”.
Развитие речи, мышления, воображения.
Коррекционно – развивающие задачи:
Формирование навыков связно, последовательно передавать содержание сказки.
Формирование целостности представлений об окружающем мире.
Развитие логического мышления (установление причинно-следственных связей, временных отношений), воображение, долговременной памяти.
Развитие интонационной выразительности.
Воспитывающие задачи:
Воспитание чувство коллективизма; умение действовать согласованно;
воспитание бережного отношения к родной природе; ко всему живому.
Участники: воспитатели; учитель – логопед; музыкальный руководитель; дети старшей группы с ТНР.
Оборудование: Дом, лес, мусор, мешки для мусора, контейнер (бак для мусора), печь, сковородка;;веник и совок; муляжи овощи в огороде; надпись Новокузнецк; маски для детей; котелок и поварешка (варят кашу); корзинки 2 для овощей.
(Звучит музыка для ведущей рассказчицы)
Ведущая: Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Учат нас, как надо жить,
Жить, дружить и не тужить.
Сказку вам сейчас покажем,
На свой лад ее расскажем.
Все присели, в добрый час.
Начинаем наш рассказ.
Ведущая: Ни в каком далеком царстве,
Тридесятом государстве,
В Новокузнецке было дело,
Поведую рассказ я смело.
Стоял в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Кругом красивые луга,
Рядом чистая Томь река.
А вокруг стоит лесок
Мусор в нем - большой порок.
Тут лягушка мимо шла
К теремочку подошла.
(музыка для лягушки)
Лягушка:
Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
тишина! В теремочке я одна.
Ведущая: Теремок - красивый дом
Ей уютно будет в нем.
Жить здесь просто загляденье,
Воздух чист и нет сомнений.
А из окна – чистая речка Томь видна.
Ведущая: По полю мышонок пробегал
И теремок он увидал.
(музыка для мышонка)
Мышонок: Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Ведущая: Тут лягушка появилась и мышонку удивилась.
Мышонок: я мышонок хоть куда, убежал я от кота!
Пусти меня в дом,
Будем жить вдвоем.
Ведущая: Пустила лягушка мышонка в дом и не думают ни о чем!
Мышонок: (смотрит в окно) Ах, какая красота, Томь река видна.
Ведущая: Поселились в теремке, и не знают о беде.
Живут дружно, не скучают
И друг другу помогают.
Ходят в лес они друг с другом
Прибирают всю округу
Где найдут, какую банку
Тут же вмиг её возьмут,
Палку, даже подберут, чтоб
Без дела не лежала тут.
(Убираются в лесу, в мешки складывают мусор и выбрасывают их в контейнер для мусор, звучит музыка про лес)
(музыка для лисенка)
Вбегает лисенок: Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Можно здесь пожить
Буду честно вам служить.
Ведущая: Так и быть, впустили в дом
Стали жить они втроем.
Стал лисенок помогать
Лес от грязи очищать.
Дружно весело живут и блины в печи пекут.
(Зайка подбегает, задыхаясь. под музыку)
Зайка . Тук – тук. Помогите, помогите, от охотников спасите!
Ведущая: Впустили звери зайку в дом,
Помогает им во всем.
Копают, срезают, урожай свой собирают.
Берегут природу, Не бросают мусор в воду.
Вдруг явился на рассвете
Петушок горластый - Петя.
(музыка для петушка)
Петушок: Ку- ка – ре – ку! ) Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Ведущая: (звери выходят) Живут звери в теремке, кашу варят в котелке.
Петушок:Можно здесь я буду жить
Как будильник вам служить.
Ведущая: Так и быть впустили в дом, стало весело им впятером.
Живут просто загляденье,
Воздух чист и нет сомненья.
А в окошке видна чистая Томь река.
Ведущая: К домику муравьи прибежали
Люди их очень напугали.
(Музыка для муравьев)
Муравьи: Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Мы в лесу спокойно жили
И с природою дружили;
Люди в лес пришли
И домик наш сожгли.
Разрешите здесь пожить
Будем домик сторожить.
Ведущая: Так и жил наш теремок,
На дверь не вешая замок.
Так вот жили и живут и гостей всегда тут ждут.
Пусть в городе у каждого будет дом
Называться теремком.
Где каждому комфортно будет; как животным, так и людям.
Вместе: Мы город не будем загрязнять
Природу будем охранять.
Ведущая: Вот тогда наш край родной,
Удивит нас красотой!
Консультация для родителей
«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
- Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
- Что рассказал папа Серёже?
Дидактическая игра экологического содержания
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель игры:
Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом пт
Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
Чтение стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.
Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми,
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию прочитанного стихотворения:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».
Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу». Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведен...
Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».
Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведения, этикет общения и приветствия; развивать речь, внимание, память; вос...
Исследовательский проект "Я люблю свой город родной"
Это долгосрочный проект, над которым можно работать с детьми старшего дошкольного возраста, в нём прослеживается вся работа с детьми....
Педагогический проект "Я люблю свой город"
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходим...
Проект "Я люблю свой город"
Проект "Я люблю свой город"...
Методическая разработка проекта " Я знаю и люблю свой город"
Презентация проекта по ознакомлению детей среднего возраста с историе Санкт - Петербурга...
Проект "Я люблю свой город - Улан-Удэ"
При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В России одним из таких праздников является День города. Наш проект направлен на изучении родн...