Педагогический проект "Я люблю свой город"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Кириллова Анна Валерьевна

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirillova_a._v._proekt_ya_lyublyu_svoy_gorod.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми города.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, сформулированы цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта: приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
  2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
  3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
  4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
  5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта: дети 5-7 лет (старший дошкольный возраст), родители, педагоги.

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта: 2 года

В основе ознакомления дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

  • Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
  • Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  • Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
  • Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города.

Предполагаемые результаты:

Дети:

  • Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
  • Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности.
  • Патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города.
  • Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод - проведение экскурсий в мини-музее ДОУ)

Воспитатели:

  • Разработка конспектов.
  • Практический материал по всем видам детской деятельности.
  • Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Разработка анкет для родителей.
  • Составление перспективного плана работы.
  • Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.
  • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

Родители:

  • Повышение интереса к работе ДОУ
  • Активное участие в конкурсах, выставках
  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

Предметно-развивающая среда:

  • Краеведческий мини-музей в ДОУ
  • Уголок по краеведению в группе.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

I этап - подготовительный, включает в себя:

  • анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей;
  • диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

II этап - основной, включает в себя:

  • занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
  • совместные мероприятия с семьями воспитанников;
  • совместные мероприятия с детьми разного возраста;
  • экскурсии по городу;
  • пополнение развивающей среды;
  • выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

III этап - итоговый, включает в себя:

  • итоговое диагностирование детей,
  • повторное анкетирование родителей.

 Таблица 1 «Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом»

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Формы организации

Методы организации

Сентябрь

Моя малая Родина

Изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

Целевая прогулка

Наблюдение

Рассказ

Труд

Октябрь

Наша малая Родина -  город Нижний Тагил

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов.

Выставка детского рисунка «Мой любимый город».

Чтение художественной литературы

НОД

Разучивание песен, стихов

Наблюдение

Ноябрь

История возникновения города

Изготовление альбома «Природа моего края».

Оформление стенда «Нижний Тагил теперь и прежде»

НОД

Труд

Наблюдение

Рассказ

Объяснение

Декабрь

Знакомство с гербом города

Изо-деятельность - «Нарисуй герб семьи».

Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

НОД

Беседа

Поощрение

Январь

Экскурсия по городу

Изготовление макета города.

Экскурсия

Игра

Наблюдения

Труд

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Формы организации

Методы организации

Дидактическая игра «Путешествие по городу».

Февраль

Они прославили наш город

Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров».

Беседа о важности труда всех людей.

Игра

Праздник

Беседа

Наблюдение

Март

Папа, мама, я - Тагильская семья (викторина)

Дидактическая игра «Край, в котором мы живём».

Заучивание стихотворений о Нижнем Тагиле.

Игра

Вечер развлечений

Разучивание стихов

Беседа

Апрель

Тагил - спортивный

Спортивный фестиваль «Белый медвежонок».

Выставка детского рисунка «Мы любим спорт».

Вечер развлечений

Беседа

Игра

Рассказ

Объяснение

Май

Боевая слава города

Изготовление праздничных открыток.

Встреча с ветеранами.

Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Праздник

Беседа

НОД

Рассказ

Труд

Таблица 3 «Перспективный план работы с родителями при ознакомлении с родным городом»

Дата

Тема

Формы и методы организации

Сентябрь

«Значение патриотического воспитания в дошкольном возрасте»

«Роль родителей в патриотическом воспитании детей»

Беседы

Групповое родительское собрание

Октябрь

«Люби и знай свой край родной»

«Рассказываем детям о городе»

Наглядная информация

Групповая консультация

Ноябрь

«Моя семья»

«Выходим с детьми на экскурсию»

Создание семейных альбомов

Групповая консультация

Декабрь

«Сочини частушку о крае, городе»

«Отдыхаем всей семьей»

Словотворчество с родителями

Индивидуальные беседы

Январь

«Сделаем наш город чище»

Совместная выставка детско-родительских работ

Февраль

«История родного города»

«Наши дети»

Наглядная информация

«Круглый стол»

Март

«Рассказываем детям о предприятиях города»

Индивидуальные беседы

Апрель

«Олимпийские чемпионы родного города»

Наглядная информация

Май

«Рассказываем детям о героях-земляках

Индивидуальные беседы

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Нижнего Тагила доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006,    № 6.
  5. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput38.htm

Приложение 1

Методики  диагностики уровня сформированности патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемые диагностические задания рассчитаны на детей, занимающихся по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Задания максимально учитывают особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у старших дошкольников реальный опыт.

Для определения уровня сформированности детям предлагают различные задания по основным направлениям патриотического воспитания в детском саду: страна, город, детский сад, семья. Задания представляют собой дидактические игры и упражнения, беседы.

Методика № 1. Осведомленность о себе, родителях

Беседа по вопросам:

- Назови свое отчество.

- Дату своего рождения.

- Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его.

- Назови номер телефона.

-Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей.

- Назови улицу, на которой расположен твой детский сад

Критерии оценки:

4 балла – ребенок безошибочно и самостоятельно отвечает на все вопросы воспитателя.

3 балла – ребенок безошибочно, но не очень уверенно, отвечает на все вопросы воспитателя.

2 балла – ребенок допускает ошибки.

1 балл – ребенок не имеет представлений о себе и родителях.

Методика №2. Уровень знаний детей о символике нашей страны и Свердловской области

Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?»

Материал: несколько флагов и гербов, портреты Президента РФ, губернатора Свердловской области и главы города Нижний Тагил.

Задание:

- Рассмотри внимательно флаги и выбери сначала флаг России, а затем, Свердловской области.

- Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага?

- Найди среди иллюстраций герб России, Свердловской области, и города Нижний Тагил.

- Найди портрет Президента России. Как его зовут? А Губернатора Свердловской области? Главу города Нижний Тагил?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок безошибочно и самостоятельно отвечает на все вопросы воспитателя.

3 балла – ребенок безошибочно, но не очень уверенно, отвечает на все вопросы воспитателя.

2 балла – ребенок допускает ошибки.

1 балл – ребенок не имеет представлений о гербе, флаге, Президенте РФ, Свердловской области, города Нижний Тагил.

Методика № 3. Уровень знаний о природе родного края

Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край»

Материал: предметные картинки с изображением растений, которые растут в нашей местности и не растущих здесь (кактус, пальма, саксаул).

Задание:

Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые растут в природе родного края и те, которые растут в жарком климате.

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор.

3 балла - ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор, но не достаточно уверенно.

2 балла – при классификации растений родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.

Методика № 4. Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре

Дидактическая игра «Одень куклу».

Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка).

Материал: Плоскостное    изображение    различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды).

Задание: Одень куклу в народный костюм.

Вопросы:

- Почему ты выбрал эту одежду?

- Как называется эта рубашка?

- Почему эта рубашка называется косоворотка?

- Кто носит такую рубашку? (Сарафан, кокошник, передник, кафтан, лапти и т. д.)

- Чем украшена одежда? - Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.)

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание, объясняет выбор.

3 балла - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание, объясняет выбор, но не достаточно уверенно.

2 балла – ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма.

1 балл – ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма.

Дидактическое   упражнение «Вспомни  знакомые  потешки, сказки, пословицы».

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, песням, потешкам.

Вопросы:

- Какие русские народные сказки ты знаешь?

- Расскажи потешки, которые ты знаешь.

- Загадай загадку к этой отгадке.

- Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть смысл названных поговорок.)

Критерии оценки:

4 балла  - называет  сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц   и   поговорок   без   помощи взрослого.

3 балла - называет  сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц   и   поговорок   без   помощи взрослого, но не достаточно уверенно.

2 балла – знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого.

1 балл – самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц.

Дидактическое  упражнение «Знаешь  ли ты  русские  обычаи?».

Материал: картинки с изображением  народных  праздников и   предметов,   их   символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха,   день   Ивана   Купалы, Осенины). Расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено

Задание:  вспомни народные праздники и расскажи о них.

Примерные вопросы:

- На какой праздник пекут блины?

- В какое время года празднуют Масленицу?

- Зачем сжигают чучело?

- Почему пекут блины на Масленицу?

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок правильно    называет    все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы русского быта, дает их описание, объясняет выбор.

3 балла - ребенок правильно    называет    все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы русского быта, дает их описание, объясняет выбор, но не достаточно уверенно.

2 балла – ребенок называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.

1 балл – ребенок путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет   предметы   народного   быта только при помощи взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».   Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведен...

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведения, этикет общения и приветствия; развивать речь, внимание, память; вос...

Исследовательский проект "Я люблю свой город родной"

Это долгосрочный проект, над которым можно работать с детьми старшего дошкольного возраста, в нём прослеживается вся работа с детьми....

Проект "Я люблю свой город"

Эколого- патриотический проект...

Проект "Я люблю свой город"

Проект "Я люблю свой город"...

Методическая разработка проекта " Я знаю и люблю свой город"

Презентация проекта по ознакомлению детей среднего возраста с историе Санкт - Петербурга...

Проект "Я люблю свой город - Улан-Удэ"

При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В России одним из таких праздников является День города. Наш проект направлен на изучении родн...