Малышам о временах года
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Тухватуллина Гульнара Самигулловна

формирование представлений у детей раннего возраста о взаимосвязи времени года и изменениях, происходящих в живой природе (на примере диких животных)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tuhvatullnia_g.s._-_malysham_o_vremenah_goda.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл познавательно-игровых занятий с детьми 2-3 лет

«Малышам о временах года»

Цикл включает 3 занятия, посвященных осени, зиме и весне. Занятия разработаны для ознакомления детей раннего возраста с характерными признаками и явлениями времен года недоступных для естественного наблюдения в условиях Крайнего Севера.

В основу игрового занятия положена технология игрового моделирования развивающего пространства с использованием реальной ситуации: листопад, подготовка животных к зимней спячке, весеннее побуждение природы.

Предлагаемая деятельность носит интегрированный характер, что обусловлено особенностями восприятия и усвоения зрительной и речевой информации детьми третьего года жизни. Знакомство с новыми понятиями, явлениями и предметами осуществляется в процессе исследования, рассматривания, манипулирования или преобразования. Такой подход способствует успешному усвоению материала на чувственном и практическом уровне.

Используемая учебная программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В. Васильевой, Т.С. Комаровой. В.В. Гербовой.

Образовательная область: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Методы и технологии. 

  • игровые (создание игровой модели реальной ситуации),
  • дидактические (наглядные, словесные);
  • проблемно-эвристические (самостоятельное решение проблемной ситуации);
  • исследовательские (практическое решение поставленной познавательной задачи);
  • практические (овладение техникой рисования нетрадиционными материалами).

Особенности организации: занятия проводятся по подгруппам. Формирование подгрупп осуществляется с учетом возраста детей – старшая и младшая. Количество детей в подгруппе 5-6 человек. Продолжительность непрерывной деятельности не превышает 10 минут.

Тема 1. Кто спит зимой

Цель: формирование представлений у детей раннего возраста о взаимосвязи времени года и изменениях, происходящих в живой природе (на примере диких животных)

Задачи:

образовательные:

  • дать первоначальные представления о диких животных: как зимуют и где живут медведь, еж, заяц;
  • расширять словарный запас за счет введения в активную речь качественных прилагательных;
  • способствовать развитию фразовой речи в процессе общения педагога с детьми.

развивающие:

  • развивать умение детей соотносить предметы по заданному признаку (цвету, характеру поверхности);
  • поощрять самостоятельность и познавательную инициативу при выполнении заданий; развивать мелкую моторику рук.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к животным,
  • воспитывать умение работать в небольшой группе под непосредственным руководством взрослого и самостоятельно.

Дидактическое обеспечение. Базовый игровой комплекс «Лесная полянка зимой». Макеты деревьев, имитирующие лес. Мягкие игрушки: заяц, медведь, ежик. Бумажные листья разного цвета (желтые, красные, зеленые); бумажные снежинки; массажные мячики; ватные и меховые шары.

Предварительная работа. Чтение стихотворения В. Степанова «Кто спит зимой». Игры с листьями и снежинками.

Ход занятия

Организационный момент. Дети идут за воспитателем по дорожке. Педагог читает стихотворение, показывает способ выполнения движений.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки, шагают наши ножки.

Через лужу прыг, через ямку скок,

Шли мы, шли, и в лес пришли.

А у ёлки под кустом белый заинька сидит,

Хвостик у него дрожит.

Основная часть. Дети, вслед за педагогом останавливаются посреди «полянки». Под деревом расположена игрушка – заяц. Педагог обращает внимание детей на игрушку. Дети рассматривают.

Педагог: Дети, посмотрите, какой зайчик спрятался под деревом. Ему страшно. Давайте его погладим, и он перестанет бояться (дети гладят зайца, пробуя шерсть на ощупь).

Обследование предмета при помощи зрительно-тактильных анализаторов. Педагог задает детям наводящие вопросы. При затруднении предлагает обратить внимание на ту часть, к которой относится вопрос.

  • Какая шубка у зайчика? (белая, пушистая, мягкая, теплая).
  • А какие у зайчика ушки? (длинные)
  • А хвостик? (маленький, короткий)

По окончании исследования зайца, педагог предлагает детям рассмотреть и описать игрушки медведя и ежа по этой же схеме.

Игровое упражнение «Найди такой же». В корзинках лежат шары из меха и ваты, массажные мячи на каждого ребенка. Педагог предлагает детям рассмотреть игрушки, попробовать на ощупь, определить характер поверхности – гладкий, мягкий, пушистый, колючий. Далее дети выполняют задание педагога. При затруднении в выборе необходимого предмета, педагог обращает внимание ребенка на эталонный объект, потрогать его и найти похожий мяч.

Педагог: А теперь поиграем со зверями. Ребята найдите мячики, похожие на зайчика и положите их рядом с ним. Теперь найдите мячики, похожие на ежа, медведя (по окончании выполнения задания за дверью слышится рев медведя).

Игровое моделирование «Спать пора». Педагог обращает внимание детей на корзинки, в которых находятся разноцветные листья и бумажные снежинки. После объяснения задание и мотивации детей к деятельности, педагог предлагает детям «укрыть» животных одеялом из листьев и снежинок в определенной последовательности: сначала листьями, а затем снежинками. Дети с воспитателем насыпают и укладывают листья в «берлогу» и «норку», засыпают снежинками.

Педагог: Дети, кто это плачет? (медведь) Правильно, Это мишка ревет, он хочет спать. Зима наступает, а медведи и ежи зимой спят. Мы поможем медведю построить берлогу, а ежику - норку. Сначала листья укроют наших животных, а потом выпадет снежок и укроет ежа и медведя теплым одеялом.

Заключительная часть. Педагог читает стихотворение, дети рассматривают результаты своей деятельности. По окончании чтения, педагог уточняет у детей, как называется домик у медведя и у ежа. Просит подсказать, где спит еж (в норке), а где – медведь (в берлоге) 

Спит медведь в берлоге,

В норке ежик спит.

Ну, а зайка белый

Спать зимой не лег.

Не зарылся в листья.

Не залез в нору,

Бегает по лесу,

Да грызет кору. (В. Степанов)

Педагог: Давайте зайчика отпустим в лес гулять (убирает зайца за елочку). Мишка уснул в берлоге, ежик спит в норе, а мы по нашей дорожке возвращаемся в детский сад.

Связь с другими видами деятельности.

  • Самостоятельные игры детей в игровом комплексе.
  • Лепка «Яблоко для ежа», «Морковка для зайки».
  • Игровое упражнение «Снегопад».
  • Сюжетно-отобразительная игра «Как Мишка спать укладывался».

Тема 2. Наряди елочку

Цель: развитие речевой и познавательной активности детей.

Задачи:

образовательные:

  • дать представление о том, чем питаются дикие животные;
  • расширять словарный запас за счет активного введения в речь названий различных продуктов;
  • учить понимать дидактическую задачу, выполнять ее, используя предложенные способы действия.

развивающие:

  • развивать умение детей соотносить предметы по заданному признаку (продукты питания для каждого животного);
  • способствовать развитию фразовой речи детей;
  • развивать моторную ловкость и координацию рук.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к животным, умение работать в небольшой группе под непосредственным руководством взрослого и самостоятельно.

Дидактическое обеспечение. Елочки - 4 шт. Мягкие игрушки: заяц, медведь, ежик, белочка с повязанными бантиками основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого). Коробка с плоскостными кругами – шарами - аналогичного цвета на одной стороне и с изображением продуктов питания на другой стороне.

Предварительная работа. Рассматривание игрушек животных. Дидактическая игра «Кто что ест?». Сенсорное упражнение «Найди игрушку такого цвета».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог приглашает детей в лес на Новогодний праздник. Говорит, что их пригласили животные, которые тоже любят новый год, и решили нарядить в лесу елочки.

Основная часть. Дети с воспитателем подходят к ёлочкам. Под каждой ёлочкой сидят игрушки животных – белка, заяц, еж, медведь. Педагог обращает внимание детей на животных и просит назвать их.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто нас встречает. Вы их узнали? (да) Назовите их! (педагог указывает поочередно на игрушки, а дети называют их  хором и индивидуально).

Педагог: А что эти животные едят? Что любит есть зайчик? (морковку и капусту) Что любит есть ежик? (грибы и яблоки) А медвежонок? (медвежонок мед, малину, рыбу) Что ест белка? (белочка любит грибы и шишки)

Игровое упражнение «Украсим елочки для зверей». После объяснения дидактической задачи и мотивации детей к деятельности, педагог организует практическую деятельность детей. Воспитатель показывает детям белый шарик (круг), на котором нарисовано морковка и капуста, спрашивает детей, кто из зверей любит это есть. Потом обращает внимание детей на цвет шарика и бантика у зайчика. Дети выбирают белые шарики и развешивают их на елочку зайчика. Далее педагог предлагает украсить елочку аналогичным способом елочки остальных зверей. Педагог поощряет детей за правильные ответы.

Педагог: Дети скоро наступит Новый год, придет Дедушка Мороз, а елки в лесу не украшены. Давайте поможем зверям украсить елочки разноцветными шариками. Только шарики у нас не простые, на них на рисовано то, что больше всего любят кушать эти животные.

Заключительная часть. По окончании выполнения задания слышится стук в дверь. Входит Дед Мороз.

Дед Мороз: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Какие елочки у вас нарядные! А что нарисовано на игрушках?

Дети (перечисляют предметы, на которые указывает Дед Мороз): Мед, морковка, грибы, орехи, капуста и т.д.

Дед Мороз: А для кого все эти угощения?

Дети (называют, для кого приготовили угощение, педагог помогает формулировать правильный ответ): Капуста - для зайчика, орехи - для белочки, мед - для медвежонка, яблоки - для ежика.

Дед Мороз: Молодцы, ребята! Позаботились о зверях. И я о вас подумал, подарки вам принес! (Дед Мороз раздает детям угощение, дети благодарят дети за подарки).

Связь с другими видами деятельности: 

  • Сюжетно-отобразительная игра «Елочка для зверей».
  • Дидактическое упражнение «Найди такой же шарик».
  • Рисование красками «Угощение для зверей».

Тема 3. Весна пришла

Цель: Формирование первоначальных представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Задачи:

образовательные:

  • формировать интерес к познавательной и исследовательской деятельности;
  • расширять знания о многообразии птиц;
  • познакомить с процессом превращения льда в воду;
  • активизировать словарь; знакомить с приемами рисования с использование нетрадиционного оборудования.

развивающие:

  • развивать восприятие стихотворных текстов,
  • способствовать развитию мелкой моторики, ручной умелости; умения детей быстро реагировать на сигнал.

воспитательные:

  • создавать радостное весеннее настроение в процессе всего занятия;
  • воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим», умение действовать в группе под руководством взрослого и самостоятельно.

Дидактическое обеспечение. Игровой модуль «Бабушкино подворье». Макет - домик с «сосульками» на карнизе. Макеты деревьев; домик с птичками - игрушками; макет солнца, накрытого «облаком» - тканью. Шапочки и обручи для подвижной игры. Емкость для воды от сосулек. Емкость с пшеном, блюдце для пшена. Материалы для изобразительной деятельности: тарелочки; розетки с желтой краской; морковь, ватные палочки, лоток, салфетки.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Наблюдение за солнцем. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Исследование «Как сосульки тают». Наблюдение за птицей в клетке.

Ход занятия

Организационной момент. Воспитатель с детьми входят в группу. Воспитатель читает стихотворение. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Друг за дружкой становитесь.

Крепко за руки держитесь.

По дорожкам, по тропинкам

Мы гулять пойдем.

Зашагали ножки прямо по дорожке

Топ - топ - топ. (дети повторяют)

Ну-ка, веселее, вот как мы умеем.

Топ-топ-топ. (Дети подходят к домику)

Основная часть.

Педагог: Дети, куда нас привела дорожка? (дорожка привела к дому, домику) Ребята, послушайте загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит

Солнце взойдет - гвоздь упадет!

Что это? (это сосулька, льдинка, льдинка упадет)

Над домом всходит солнышко, звучит фонограмма (мелодия весны)

Педагог:                  Ожила вокруг природа!

Пробудилась ото сна.

С голубого небосвода

С солнцем к нам пришла весна!

Педагог: Здравствуй солнышко, здравствуй ясное! Дети поздоровайтесь с солнышком! (дети здороваются). Протяните руки, чувствуете тепло? (Да) воспитатель: Какое солнышко? (желтое, круглое, теплое).

Педагог:                  Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку!

Дети проговаривают вместе с воспитателем. Звучит фонограмма капели

Педагог: Подойдите поближе, потрогайте сосульки (дети трогают сосульки). Какие они? (холодные, мокрые, гладкие).

Педагог: С них капает вода: кап - кап - кап. Как капает водичка? (дети проговаривают: кап - кап – кап; педагог поощряет детей и просит их повторить; звучит фонограмма «пение птиц»)

Исследование «Птички». Педагог обращает внимание детей на звуки птичьего пения и предлагает рассмотреть птиц.

Педагог: Ребята, солнышко разбудило птичек, посмотрите, вот они сидят под крышей. Какие птички? (маленькие, красивые). А что есть у птички? (дети называют части, на которые указывает педагог - крылья, хвостик, клювик, глазки и т.д.; плохо говорящих детей просит повторить по образцу).

Упражнение-имитация «Птички пьют водичку». Педагог обращает внимание на миску, в которую капает воды с таящей сосульки. Уточняет – откуда в миске водичка и предлагает показать, как птицы пьют воду.

Педагог: Дети, птички могут пить водичку, которая накапала с сосулек. Как они пьют, покажите? (дети показывают, наклоняют голову вперед и назад). Давайте посадим птичек попить водички (дети сажают птичек возле тарелочек с водой).

Педагог: Молодцы! Давайте поиграем, вы будете птичками. А кошка (игрушка) греется на солнышке и хочет поймать птичек.

Игра «Птички в гнездышках». Педагог помогает детям надеть шапочки птиц и раздает каждому обручи разного цвета – это домики. Помогает запомнить свой обруч, предлагая назвать его цвет. У каждой птички – свой домик. Во время звучания музыки дети свободно передвигаются по группе, имитируя полет птиц. С окончанием музыки дети находят свой домик и присаживаются на корточки – «Птички в гнездышках».

Педагог: Наши птички очень любят греться на солнышке. Давайте каждой птичке подарим свое солнышко. Подойдите к столам, возьмите листочек. Посмотрите, что нарисовано на нем? (круг, кружок).

Рисование «Солнышко» с использование нетрадиционных материалов: морковь для рисования в технике оттиска, ватные палочки для рисования лучиков. Педагог показывает и поясняет детям способы рисования. С малоактивными детьми проводится индивидуальный показ и помощь в выполнении работы. После освоения техники ребенку предлагается выполнить работу самостоятельно.

Педагог: А вы знаете, что рисовать можно не только кисточкой и карандашами. Сегодня мы будем рисовать морковкой и ватными палочками. Возьмите морковку, обмакните в краску, вот так (показ воспитателя), прижмите к кружочку. Положите морковку на тарелочку. Теперь берите палочки и рисуйте лучики, вот так (показ воспитателя). Наберите на палочку краску и проведите от кружочка.

Заключительная часть. Рассматривание результатов деятельности

Педагог: Что нарисовала Аня? Соня? и т.д. (солнышко) Какое солнышко у Андрея? Вики? (желтое, яркое, круглое, теплое и т.д.). А сейчас давайте посадим птичек поближе к солнышку, чтобы они обогрелись. Соня, твоя птичка рада солнышку? (да) А твоя, Андрей?

Педагог: Наши птички встретили весну, порадовались солнышку, попили талой водички, а теперь мы отнесем их в домик с кормушкой, там я насыпала зернышки. А мы пойдем гулять, не будем им мешать.

Связь с другими видами деятельности: 

  • Подвижная игра «Солнышко и дождик».
  • Лепка «Зернышки для птичек».
  • Игровое упражнение «Найди свой домик».
  • Разрезные картинки «Собери солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...

Серия презентаций для малышей по временам года

Серия презентаций для малышей по временам года...