«Путешествие по родному краю»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хабиева Алёна Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_rodnomu_krayu.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малышок» г.Советский»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)


на тему: «
Путешествие по родному краю»

Подготовила: Хабиева А.А.

воспитатель старшей группы «Солнышко»

МАДОУ д/с «Малышок»

г.Советский

2017 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека), «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности:

Образовательная область

Виды детской деятельности

«Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская

Игровая

«Социально-коммуникативное развитие»

Коммуникативная

Формы работы с детьми:

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Познавательно – исследовательская

Игровая

Ситуативный разговор

Решение проблемной ситуации

Обсуждение

Рассказ воспитателя

Игровые упражнения

Коммуникативная

Игровая

Продуктивная

Беседа

Ответы на вопросы

Игровые ситуации

Создание страниц книги

Формы организации детей: подгрупповая.

Цель: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  • расширять знания детей о богатстве родного края;
  • закрепить знания детей о природе родного края, растительном и животном мире, символике ХМАО-Югры.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • развивать умение слушать других детей;
  • развивать восприятие, внимание, память, умение анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
  • воспитывать культуру поведения, умение слушать друг друга.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:  письмо с заданиями и диск, средства ТСО (компьютер), видеозаписи, книга без иллюстраций, презентация  «Кто, где живет?», аудиозапись  звуки  леса.

Раздаточный: картинки лиственных и хвойных деревьев, картинки диких животных,  разрезная картинка герба ХМАО-Югра, клей, кисточки, салфетки, краски,  клеенка; картинки: ягоды.

Предварительная работа: беседа о малой родине, округе, коренных жителях нашего округа, рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок о лесе, картинок лиственных и хвойных деревьев, животные тайги; чтение рассказов о лесе, целевая прогулка по экологической тропе, отгадывание загадок, подвижные игры народов севера, дидактические игры «Кто где живет?», «Угадай животное по описанию» и др.

Индивидуальная работа с детьми: активизировать на занятии Лиану И., Сергея Г.

Словарная работа: объяснить детям понятие «морошка».

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: рассказ, игровые упражнения, дидактическая игра, ответы на вопросы, отгадывание загадок, просмотр презентации, рассматривание картинок.

Место проведения: групповое помещение.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный прием «Приветствие»

(дети заходят в группу и встают в круг)

Воспитатель: (вместе с детьми) - Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох  и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните   все обиды и огорчения.

(Стук в дверь, приносят письмо. Воспитатель открывает его, в нем письмо с заданиями и диск, который он ставит в компьютер. Дети в это время рассаживаются на стульчики)

(просмотр видеозаписи)

- Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут старик Лесовик. В моем лесу случилась беда Баба Яга наложила заклятье и поселилась в нем тишина: исчезли все деревья, птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, насекомые и то разбежались. (показывает детям пустую книгу). Что делать, ума не приложу, знаю только одно, что заклятие могут снять только дети, которые хорошо знают природу нашего края. Помогите мне, очень вас прошу!  Поможете?

Дети: Поможем.

Старик Лесовик: А вы не боитесь встретиться с трудностями?

Дети: Нет.

Старик Лесовик: Это очень трудно будет сделать, потому что Баба Яга  придумала разные вам задания, если вы их выполните, тогда заклятие спадёт. Свои задания она оставила в конверте, отправляю его вам.

(воспитатель ставит книгу на стол, предлагает детям пройти к столам, берет листы из книги, берет конверт и достает первое задание).

1 задание: Знаете ли вы свою малую Родину?

Воспитатель: Ребята, скажите мне,  в каком городе мы с вами живем?

Дети: Советский.

Воспитатель: Правильно. У каждого есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют малой Родиной. Для многих из вас - это город Советский.

-  Ребята, а как называется наш округ?

Дети: Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему наш округ назвали Ханты -  Мансийский?

Дети: Ханты и манси- коренные жители нашего округа.

Воспитатель: Ребята, а вот и второе задание - «Сложи флаг нашего округа»

(дети 2-3человека, складывают картинку Флага, приклеивают картинку к книге)

Воспитатель: молодцы, правильно справились с заданием и составили флаг нашего округа. Что обозначают цвета на флаге? (ответы детей). Ребята, а что значит этот символ на флаге ХМАО – Югры? (ответы детей, педагог пояснят правильный ответ). У нашего округа также есть герб. Герб - это отличительный знак данной местности. (дети приклеивают картинку к книге)

Воспитатель: С этими заданиями вы справились. Следующее задание: «Природные богатства»

Воспитатель: Ребята, наш округ богат природными ресурсами. В лесах растут дикоросы. Ребята, а скажите, что такое дикоросы? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Ведь северные грибы и ягоды не растут в саду, и никто их не садит, они растут в природе самостоятельно. А сейчас я узнаю, с помощью загадок, знаете ли вы ягоды, которые растут в нашей местности.

(дети угадывают загадки и подбирают к ним картинки, приклеивают картинки к книге)

- Я красна, я кисла на болоте я росла

Дозревала под снежком, ну ка, кто со мной знаком? (клюква)

- От какого слова получила название эта ягода?

Дети: Клюква – от слова «клюв», потому что их клюют птицы

- Ягодку друг в рот возьмет, сразу станет черным рот.

Друг, на руки посмотри–ка – очернила их….(черника)

- Словно мелкий виноград, гроздья красные висят.

В сентябре их соберешь, витамины запасешь

Средь валежника – смотри-ка! –Что за ягодка? (брусника)

- Почему эту ягоду так назвали?

Дети: Брусника – в древности красный цвет называли «бруснявый» и поэтому назвали ягоду брусника.

-На болоте уродилась, в мягкой травке притаилась

Желтенькая брошка – ягодка…(морошка)

-Кто знает, почему ягоду назвали «морошкой»

Дети:  Морошка – за лето три раза меняет цвет ягод, «морочит голову» поэтому назвали морошка.

Воспитатель: Ребята, наш край – край лесов,  а скажите мне, как называется наш лес.

Дети: Наш лес называется тайга.

Воспитатель: А какие деревья растут в нашем лесу? (ответы детей). А как называется лес, состоящий из одних елей?

Дети: Еловый

Воспитатель: А если в нем растут только березы?

Дети: Березовый

Воспитатель: А только сосны?

Дети: Сосновый

Воспитатель: Молодцы, ребята, а вы знаете, что в нашем лесу растет дерево – лиственница. Почему ее так назвали? (ответы детей)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Вы очень много знаете о растительном мире нашего округа.

Следующее задание: «Животный мир»

Воспитатель: Ребята, в наших лесах очень много зверей. Я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить кто они.

Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нем громадные рога, ему природа дорога. (лось)

Бьет копытами «цок, цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это …(северный олень)

Работающие зверьки строят дом среди реки.

Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход. (бобры)

Воспитатель: С загадками вы справились. Ребята, а какие еще животные обитают в наших лесах? (ответы детей).

- А хорошо ли вы знаете,  как выглядят дикие звери нашего округа? Я вам предлагаю разделиться на две группы: первая группа выберет и приклеит животных, которые живут в нашем округе, а вторая группа подберет ягоды и деревья, которые растут в нашем округе. И оживить ими заколдованный лес Старика Лесовика. Согласны? (Да). Но деревья, для начала, надо украсить. Какое сейчас время года? (зима) чем покрыты деревья? (снегом).

(дети проходят к рабочим местам, первая группа выбирает среди всех животных – животных наших лесов (лось, медведь, бобр, олень и т.д.) и наклеивают на лист из книги; вторая группа украшает деревья голубой краской, наклеивает их и ягоды на лист из книги). Воспитатель помогает детям в выполнении задания, задавая вопросы кто или что это.

Воспитатель: Молодцы, знаете как выглядят животные тайги. Ребята, животных мы нашли, а теперь давайте поможем им найти свои домики, вспомним «Кто, где живет?»

(воспитатель предлагает детям пройти на стульчики к доске, воспитатель включает презентацию ТСО, дети находят животного и его домик)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы выполнили все задания. А теперь расскажите что вы делали? (ответы детей) А для чего мы с вами выполняли эти задания?

Дети: Чтобы оживить лес Старика Лесовика.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте оживим лес растениями и животными.

(воспитатель вставляет страницы в книгу, дети слышат аудиозапись шелест листвы в лесу), (воспитатель достает из конверта еще лист с заданием)

Воспитатель: Да тут еще лист с заданием остался.

- «Назовите птиц, которые живут в нашей тайге» (ответы детей)

- следующее задание игра «Бывает – не бывает?»

(дети отвечают на вопросы и объясняют свой ответ)

- Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать? (Не бывает)

- Бывает так, что сова улетает на зиму в теплые края? (не бывает)

- Бывает так, чтоб глухари прилетают на кормушки? (Не бывает)

-Бывает так, что лесные птицы прилетают  в город к кормушкам? (бывает)

- Бывает так, что сорока живет в дупле? (Не бывает)

- А бывает так, что на дворе мороз, а в гнезде птенчики? (Не бывает)

Про клеста???

Воспитатель: Молодцы, ответили на вопросы.

Воспитатель: (запись Старика Лесовика)

-Спасибо вам большое, помогли вы мне, вижу вы много знаете о лесе. Лес - это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: даёт древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу вы  отдыхаете, наслаждаетесь природой. Лес надо беречь, и не только лес, беречь надо всё, что вас окружает, тогда вам никакая Баба Яга не будет страшна.  Вот вам мой подарок, ягоды лесные, чтобы вы росли здоровыми. До свидания, ребята!

Воспитатель: Бескрайние леса, реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для нас. А теперь наша очередь беречь, хранить, защищать родную природу. Что мы должны для этого сделать? Давайте с вами вспомним правила поведения в лесу.

Дети: Нельзя сильно кричать,

- Нельзя мусорить в лесу,

-Нельзя оставлять костёр в лесу без присмотра,

- Нельзя деревья ломать, грибы с корнем вырывать, цветы рвать.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать Старику-лесовику? (ответы детей). Мы с вами будем дополнять страницы в этой книге в свободной деятельности. Если вам все удалось и все получилось: выберете снежинку, а если были какие-то трудности, то возьмите капельку. (воспитатель предлагает детям на выбор снежинки и капельки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а в коробке – то, есть еще что-то. (воспитатель достает коробочку с сюрпризом для детей).

Литература:

  1. Гаврилова О.Н. Природа родного края. Животный мир. Тюмень Совдизайн,1997 г.
  2. Гаврилова О.Н. Природа родного края. Растительный мир. Тюмень Совдизайн,1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект физкультурного занятия в средней группе "Путешествие по родному краю"

Конспект физкультурного занятия в средней группе Путешествие по родному краю«Ехау казачник Бай»http://vip-file.com/downloadlib/604029490668051632565483-61656.60f4c7f41719e473822a3392d992/Заняти...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Конспект познавательной деятельности по развитию речи "Путешествие по родному краю".

Этот материал позволит обобщить знания детей в умении различать город и населенный пункт (станицу), устанавливать связь между образом жизни домашних животных и человека....

"Путешествие по родному краю"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе...

НОД "Путешествие по родному краю"

Конспект НОД для детей с ОВЗ...

Открытое занятие в старшей группе на тему :"Путешествие по родному краю"

Это занятие посвящено знакомству детей с растительным и животным миром родного края.Включает в себя:1.Образовательные и воспитательные задачи2.Предшествующую работу3.Методику занятия4.Приложение...