НОД «Что мы знаем о воде?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Меркулова Елена Васильевна

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старше группе компенсирующей направленности по теме:

«Что мы знаем о воде?»

с использованием здоровьесберегающих технологий

 

Тема: «Что мы знаем о воде?»

Цели:

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).

наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).

Практический (опыты)

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Использование ИКТ- презентация «Волшебница вода!»

Предварительная работа:

Изготовление панно «Кому нужна вода»

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материала и оборудование: Панно «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки; символы, обозначающие свойства воды; памятка «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран»; кукла Незнайка.

 

Ход

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться:

- Доброе утро!

-Доброе утро, солнцу и птицам.

-Доброе утро, улыбчивым лицам.

Доброе утро, ребята! Задумывались ли вы, прочему мы так приветствуем друг друга по утрам?

Очень важно, чтобы добрым было именно утро, ведь оно начинает день и так приятно видеть с утра ваши добрые глаза и улыбчивые лица и слышать от вас "Доброе утро!"

Давайте все дружно скажем эти волшебные слова еще раз: "Доброе утро!"

Воспитатель:

Включается аудиозапись «Ручеек».

- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

- Да, правильно это ручеек. Он  нас зовет.

- Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

 - Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей).

 - Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

Мы сегодня с вами  

 В лабораторию пойдём,

И опыты с водою

Там проведем.

«Ну-ка собирайся, детвора,

В лабораторию отправляться нам пора!»

Подходим к первому столу, удобно пристраиваемся.

Воспитатель:

- Что у меня в стакане? (ответы детей)

- Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей).

Опыт № 1 «Вода – это жидкость». (вместе с ребятами проводим первый опыт)

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вы, ребята и Незнайка, лучше это запомнили, я приготовила символ первого свойства воды (вывешивается на доске).

Подходим ко второму  столу, удобно пристраиваемся.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

(На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой)

Воспитатель:

- Какого цвета молоко? (белого).

- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ второго свойства воды)

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

(перед детьми вывешивается символ третьего свойства воды)

Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Физминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Подходим к третьему  столу, удобно пристраиваемся.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я вывешиваю  символ третьего свойства воды.

Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (вывешиваю  символ четвертого свойства воды).

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

(вывешивается символ этого свойства воды)

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня много говорим о воде, много о ней узнали. А сейчас с  Незнайкой поиграем.

 Дидактическая игра «Кому нужна вода».

 (Работа с панно «Кому нужна вода», дети отмечают  капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым)

- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай (с опорой на символы):

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха.

Незнайка: Ну, спасибо, теперь я всё знаю о воде.

Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка  -  напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы детей)

Первый  слайд – капелька.

- Скажите, дети, в каких произведениях, сказках, рассказах, мультфильмах, загадках, потешках упоминается вода?

(Ответы детей)

Второй слайд – свойства воды:

- вода прозрачная;

- вода текучая, жидкая;

- вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску;

- вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор;

- вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.

- вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится;

- вода испаряется.

Вывод: Вот видите, какая разная бывает вода.

Третий слайд – вода в водоёмах.

- Где мы встречаем воду в природе? (в реке, море, озере, океане…)

- Какая вода там может быть? (чистая и грязная)

- Почему она может быть грязная? (ответы детей)

Четвертый слайд -  завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку.

 - Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?

-  Ответы детей.

- А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей)

Чтобы очистить воду в водоемах, люди придумали специальные очистные сооружения. Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, на кранах.

Пятый слайд – фильтры воды.

Шестой  слайд. Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна чистая вода?

- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. И чтобы вы не забыли эти правила, я даю вам капельки - памятки с правилами, чтобы вы напомнили родителям о бережном отношении с водой.

Итог.

Воспитатель:

- О чем мы сегодня говорили?

- Что вы делали сами и со мной?

 - Какие свойства имеет вода?

- Кому нужна вода?

- Как надо относиться к воде?

- Дома нарисуйте рисунки о воде и не забудьте рассказать  родителям о свойствах воды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_merkulova_.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старше группе компенсирующей направленности по теме:

«Что мы знаем о воде?»

с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: «Что мы знаем о воде?»

Цели:

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).

наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).

Практический (опыты) 

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Использование ИКТ- презентация «Волшебница вода!»

Предварительная работа:

Изготовление панно «Кому нужна вода»

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материала и оборудование: Панно «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки; символы, обозначающие свойства воды; памятка «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран»; кукла Незнайка.

Ход

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться:

- Доброе утро!

-Доброе утро, солнцу и птицам.

-Доброе утро, улыбчивым лицам.

Доброе утро, ребята! Задумывались ли вы, прочему мы так приветствуем друг друга по утрам?

Очень важно, чтобы добрым было именно утро, ведь оно начинает день и так приятно видеть с утра ваши добрые глаза и улыбчивые лица и слышать от вас "Доброе утро!"

Давайте все дружно скажем эти волшебные слова еще раз: "Доброе утро!"

Воспитатель:

Включается аудиозапись «Ручеек».

- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

- Да, правильно это ручеек. Он  нас зовет.

- Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

 - Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей).

 - Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

Мы сегодня с вами  

 В лабораторию пойдём,

И опыты с водою

Там проведем.

«Ну-ка собирайся, детвора,

В лабораторию отправляться нам пора!»

Подходим к первому столу, удобно пристраиваемся.

Воспитатель:

- Что у меня в стакане? (ответы детей)

- Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей).

Опыт № 1 «Вода – это жидкость». (вместе с ребятами проводим первый опыт)

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вы, ребята и Незнайка, лучше это запомнили, я приготовила символ первого свойства воды (вывешивается на доске).

Подходим ко второму  столу, удобно пристраиваемся.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

(На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой)

Воспитатель:

- Какого цвета молоко? (белого).

- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ второго свойства воды)

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

(перед детьми вывешивается символ третьего свойства воды)

Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Физминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Подходим к третьему  столу, удобно пристраиваемся.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я вывешиваю  символ третьего свойства воды.

Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (вывешиваю  символ четвертого свойства воды).

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

(вывешивается символ этого свойства воды)

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня много говорим о воде, много о ней узнали. А сейчас с  Незнайкой поиграем.

 Дидактическая игра «Кому нужна вода».

 (Работа с панно «Кому нужна вода», дети отмечают  капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым)

- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай (с опорой на символы):

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха.

Незнайка: Ну, спасибо, теперь я всё знаю о воде.

Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка  -  напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы детей)

Первый  слайд – капелька.

- Скажите, дети, в каких произведениях, сказках, рассказах, мультфильмах, загадках, потешках упоминается вода?

(Ответы детей)

Второй слайд – свойства воды:

- вода прозрачная;

- вода текучая, жидкая;

- вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску;

- вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор;

- вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.

- вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится;

- вода испаряется.

Вывод: Вот видите, какая разная бывает вода.

Третий слайд – вода в водоёмах.

- Где мы встречаем воду в природе? (в реке, море, озере, океане…)

- Какая вода там может быть? (чистая и грязная)

- Почему она может быть грязная? (ответы детей)

Четвертый слайд -  завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку.

 - Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?

-  Ответы детей.

- А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей)

Чтобы очистить воду в водоемах, люди придумали специальные очистные сооружения. Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, на кранах.

Пятый слайд – фильтры воды.

Шестой  слайд. Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна чистая вода?

- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. И чтобы вы не забыли эти правила, я даю вам капельки - памятки с правилами, чтобы вы напомнили родителям о бережном отношении с водой.

Итог.

Воспитатель:

- О чем мы сегодня говорили?

- Что вы делали сами и со мной?

 - Какие свойства имеет вода?

- Кому нужна вода?

- Как надо относиться к воде?

- Дома нарисуйте рисунки о воде и не забудьте рассказать  родителям о свойствах воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....