НОД «Что мы знаем о воде?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старше группе компенсирующей направленности по теме:
«Что мы знаем о воде?»
с использованием здоровьесберегающих технологий
Тема: «Что мы знаем о воде?»
Цели:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).
Практический (опыты)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Использование ИКТ- презентация «Волшебница вода!»
Предварительная работа:
Изготовление панно «Кому нужна вода»
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование: Панно «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки; символы, обозначающие свойства воды; памятка «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран»; кукла Незнайка.
Ход
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро, солнцу и птицам.
-Доброе утро, улыбчивым лицам.
Доброе утро, ребята! Задумывались ли вы, прочему мы так приветствуем друг друга по утрам?
Очень важно, чтобы добрым было именно утро, ведь оно начинает день и так приятно видеть с утра ваши добрые глаза и улыбчивые лица и слышать от вас "Доброе утро!"
Давайте все дружно скажем эти волшебные слова еще раз: "Доброе утро!"
Воспитатель:
Включается аудиозапись «Ручеек».
- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
- Да, правильно это ручеек. Он нас зовет.
- Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (вода)
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)
- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
- Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей).
- Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
Мы сегодня с вами
В лабораторию пойдём,
И опыты с водою
Там проведем.
«Ну-ка собирайся, детвора,
В лабораторию отправляться нам пора!»
Подходим к первому столу, удобно пристраиваемся.
Воспитатель:
- Что у меня в стакане? (ответы детей)
- Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей).
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». (вместе с ребятами проводим первый опыт)
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вы, ребята и Незнайка, лучше это запомнили, я приготовила символ первого свойства воды (вывешивается на доске).
Подходим ко второму столу, удобно пристраиваемся.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
(На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой)
Воспитатель:
- Какого цвета молоко? (белого).
- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ второго свойства воды)
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
(перед детьми вывешивается символ третьего свойства воды)
Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Физминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Подходим к третьему столу, удобно пристраиваемся.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я вывешиваю символ третьего свойства воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (вывешиваю символ четвертого свойства воды).
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
(вывешивается символ этого свойства воды)
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня много говорим о воде, много о ней узнали. А сейчас с Незнайкой поиграем.
Дидактическая игра «Кому нужна вода».
(Работа с панно «Кому нужна вода», дети отмечают капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым)
- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай (с опорой на символы):
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Незнайка: Ну, спасибо, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы детей)
Первый слайд – капелька.
- Скажите, дети, в каких произведениях, сказках, рассказах, мультфильмах, загадках, потешках упоминается вода?
(Ответы детей)
Второй слайд – свойства воды:
- вода прозрачная;
- вода текучая, жидкая;
- вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску;
- вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор;
- вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.
- вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится;
- вода испаряется.
Вывод: Вот видите, какая разная бывает вода.
Третий слайд – вода в водоёмах.
- Где мы встречаем воду в природе? (в реке, море, озере, океане…)
- Какая вода там может быть? (чистая и грязная)
- Почему она может быть грязная? (ответы детей)
Четвертый слайд - завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку.
- Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?
- Ответы детей.
- А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей)
Чтобы очистить воду в водоемах, люди придумали специальные очистные сооружения. Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, на кранах.
Пятый слайд – фильтры воды.
Шестой слайд. Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна чистая вода?
- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. И чтобы вы не забыли эти правила, я даю вам капельки - памятки с правилами, чтобы вы напомнили родителям о бережном отношении с водой.
Итог.
Воспитатель:
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вы делали сами и со мной?
- Какие свойства имеет вода?
- Кому нужна вода?
- Как надо относиться к воде?
- Дома нарисуйте рисунки о воде и не забудьте рассказать родителям о свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1_merkulova_.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старше группе компенсирующей направленности по теме:
«Что мы знаем о воде?»
с использованием здоровьесберегающих технологий
Тема: «Что мы знаем о воде?»
Цели:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).
Практический (опыты)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Использование ИКТ- презентация «Волшебница вода!»
Предварительная работа:
Изготовление панно «Кому нужна вода»
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование: Панно «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки; символы, обозначающие свойства воды; памятка «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран»; кукла Незнайка.
Ход
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро, солнцу и птицам.
-Доброе утро, улыбчивым лицам.
Доброе утро, ребята! Задумывались ли вы, прочему мы так приветствуем друг друга по утрам?
Очень важно, чтобы добрым было именно утро, ведь оно начинает день и так приятно видеть с утра ваши добрые глаза и улыбчивые лица и слышать от вас "Доброе утро!"
Давайте все дружно скажем эти волшебные слова еще раз: "Доброе утро!"
Воспитатель:
Включается аудиозапись «Ручеек».
- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
- Да, правильно это ручеек. Он нас зовет.
- Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (вода)
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)
- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
- Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей).
- Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
Мы сегодня с вами
В лабораторию пойдём,
И опыты с водою
Там проведем.
«Ну-ка собирайся, детвора,
В лабораторию отправляться нам пора!»
Подходим к первому столу, удобно пристраиваемся.
Воспитатель:
- Что у меня в стакане? (ответы детей)
- Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей).
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». (вместе с ребятами проводим первый опыт)
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вы, ребята и Незнайка, лучше это запомнили, я приготовила символ первого свойства воды (вывешивается на доске).
Подходим ко второму столу, удобно пристраиваемся.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
(На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой)
Воспитатель:
- Какого цвета молоко? (белого).
- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ второго свойства воды)
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
(перед детьми вывешивается символ третьего свойства воды)
Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Физминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Подходим к третьему столу, удобно пристраиваемся.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я вывешиваю символ третьего свойства воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (вывешиваю символ четвертого свойства воды).
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
(вывешивается символ этого свойства воды)
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня много говорим о воде, много о ней узнали. А сейчас с Незнайкой поиграем.
Дидактическая игра «Кому нужна вода».
(Работа с панно «Кому нужна вода», дети отмечают капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым)
- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай (с опорой на символы):
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Незнайка: Ну, спасибо, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы детей)
Первый слайд – капелька.
- Скажите, дети, в каких произведениях, сказках, рассказах, мультфильмах, загадках, потешках упоминается вода?
(Ответы детей)
Второй слайд – свойства воды:
- вода прозрачная;
- вода текучая, жидкая;
- вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску;
- вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор;
- вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.
- вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится;
- вода испаряется.
Вывод: Вот видите, какая разная бывает вода.
Третий слайд – вода в водоёмах.
- Где мы встречаем воду в природе? (в реке, море, озере, океане…)
- Какая вода там может быть? (чистая и грязная)
- Почему она может быть грязная? (ответы детей)
Четвертый слайд - завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку.
- Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?
- Ответы детей.
- А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей)
Чтобы очистить воду в водоемах, люди придумали специальные очистные сооружения. Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, на кранах.
Пятый слайд – фильтры воды.
Шестой слайд. Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна чистая вода?
- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. И чтобы вы не забыли эти правила, я даю вам капельки - памятки с правилами, чтобы вы напомнили родителям о бережном отношении с водой.
Итог.
Воспитатель:
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вы делали сами и со мной?
- Какие свойства имеет вода?
- Кому нужна вода?
- Как надо относиться к воде?
- Дома нарисуйте рисунки о воде и не забудьте рассказать родителям о свойствах воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знаем, помним, гордимся"
Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...
«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»
Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......
Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»
Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная практика) для детей подготовительной группы....
Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."
Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....
это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?
буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...
Творческий проект "Знай свой край люби и знай"
Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....