Дидактические пособия по экологии с развитием речи.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему

Высоких Татьяна Петровна

Дидактическая игра – это настоящая энциклопедия знаний для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_posobiya_po_ekologii_s_razvitiem_rechi.docx564.2 КБ

Предварительный просмотр:

Материал подготовлен воспитателем 1 категории МБДОУ «Черёмушка», г. Томмот, Республика Саха (Якутия)

Высоких Татьяной Петровной.

Тема: Дидактические пособия по экологии с развитием речи.

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6573.JPG

Дидактическая игра – это настоящая энциклопедия знаний для детей. Увлекательные задания и забавные картинки способствуют:

  • всестороннему развитию ребёнка,
  • расширяют представление об окружающем мире,
  • пробуждают интерес к знаниям,
  • учат думать, сравнивать и рассуждать, принимать самостоятельные решения и обосновывать свой выбор.

Ребёнок учится:

  • рассказывать,
  • различать цвета,  
  • считать,
  • классифицировать предметы по их назначению,

Игра развивает ассоциативное и логическое мышление, наблюдательность, воображение, внимание, память и речь.

  1. Набор электронных пособий по экологии: «Угадай, кто я?».

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6555.JPG       C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6562.JPG               

Возраст  участников: с  5 до 7 лет.

Количество участников: от 1 до небольшой группы детей.

Краткая аннотация:

Развёрнутое полотно с отверстиями на поле, которые соединены попарно между собой специальным материалом, проводящим небольшое электронное напряжение.

Такое панно безопасно для детей. Его могут использовать родители, педагоги для групповой и индивидуальной работы. Оно многофункционально при решении задач по речевому развитию. Подобные игры развивают внимание, наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику, речь, а так же развивают мыслительные способности детей.

В серию пособий входит несколько вариантов на разные темы. Представляем один из них.  

Вариант № 1. Игра: «Угадай, кто я?» - животные (дикие: лесные и жарких стран, домашние).

Задачи:

Образовательные:

  • Учить зрительно анализировать силуэты животных  и соотносить их с  ответом в словах, расположенных на панно. Чтение слов.
  • Углубить представления детей о жизни разных подгрупп животных.

Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать животных  по группам: дикие и домашние животные, животные жарких стран.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать зрительное восприятие детей,  любознательность, самостоятельность, усидчивость, память, уверенность в свои силы.
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к животным, желание помогать им, заботиться о них.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Вариант № 2. Игра: «Угадай, кто я?» - птицы: домашние, дикие, зимующие, перелётные, птицы, умеющие летать и не умеющие.

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6554.JPG           C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6562.JPG 

Задачи:

Образовательные:

  • Учить зрительно анализировать силуэты птиц  и соотносить их с  ответом в словах, расположенных на панно. Чтение слов.
  • Углубить представления детей о жизни разных подгрупп птиц.

Развивающие:

  • Развивать и закреплять  умение классифицировать птиц по группам: дикие и домашние птицы, перелётные, зимующие; умение находить лишний силуэт, не относящийся к птицам.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать зрительное восприятие детей,  любознательность, самостоятельность, усидчивость, память, уверенность в свои знания.
  • Формировать у детей чувство ответственности по отношению к живой природе.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них, особенно в зимний период времени (зимующие птицы).
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды игр: формирующий, развивающий, закрепляющий.

Правила использования: для игры понадобятся небольшое оборудование с 2-мя проводками, на конце которых находятся металлические палочки. Первая палочка ставится на отверстие возле силуэта (птицы или животного), вторая палочка ставится на ответ – слово, так же в отверстие возле ответа. При правильном ответе обязательно будет услышан звук – песенка.

Планируемы результаты:

  • Уметь классифицировать животных, птиц по группам.
  • Уметь работать самостоятельно и в коллективе.
  • Уметь вести диалог: вопрос – ответ, доказывая свою точку зрения и правильно делая выводы.

Игровые атрибуты:

  • Электронное оборудование в виде коробочки с проводами, на конце которых железные палочки.
  • Панно с заданием.
  • Можно использовать картинки с изображением животных и птиц, изображённых на панно (доказательство правильного ответа).

  1. Дидактическое пособие по экологии:  «Зимующие и перелётные птицы».

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6566.JPG        C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6565.JPG           C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6564.JPG

Возраст участников: с  4  до 7 лет.

Количество участников: от 1 до небольшой группы детей.

Краткая аннотация:

Развёрнутое полотно с изображением картин Зимы и Весны, на котором прикреплены маленькие магнитики. Набор  силуэтов зимующих и перелётных птиц, на которых так же прикреплены магниты.

Вариант  игры: «Зимующие и перелётные птицы».

Задачи:

  • Развивать интерес к окружающей природе, к миру птиц, тренировать ребёнка к использованию лексических и грамматических языковых средств, способствовать развитию речи.
  • Развивать активный и пассивный словарь, формировать и совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Закрепить знание детей о зимующих и перелётных птицах, об условиях их обитания.
  • Обогатить речь антонимами и синонимами, тренировать в правильном произношении звуков и слов.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительный процесс.
  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них, особенно в зимний период времени (зимующие птицы).
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды игр: формирующий, развивающий, закрепляющий.

Правила использования: на панно с изображением картин Весны и Зимы  распределяются птицы: перелётные - Весна, зимующие – Зима. Дети делают выводы и доказывают правильность своего ответа в вопросно  – ответной беседе.

Планируемы результаты:

  • Уметь классифицировать птиц по группам.
  • Уметь подбирать  синонимы, антонимы к предложенным словам.
  • Уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и сезонными изменениями в природе.
  • Уметь вести диалог: вопрос – ответ, доказывая свою точку зрения и правильно делая выводы.

Игровые атрибуты:

  • Панно с изображением пейзажа Весны и Зимы.
  • Набор карточек с изображением зимующих и перелётных птиц.
  • Можно использовать картины, где птицы изображены в своей среде обитания для доказательства правильности ответов.
  1. Дидактическое пособие по экологии:  «Во саду ли, в огороде и в лесу».

   C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6567.JPG         C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6568.JPG        C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6569.JPG

Возраст участников: с  4  до 7 лет.

Количество участников: от 1 до небольшой группы детей.

Краткая аннотация:

Развёрнутое полотно с изображением картинок: огород, сад, лес. По краю полотна расположены картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. Возле каждой картинки прикреплены болтики. В набор игры входят цветные резиночки.

Вариант  игры: «Во саду ли, в огороде и в лесу».

Задачи:

Образовательные:

  • Учить различать по внешнему виду овощи и фрукты, ягоды и грибы – классифицировать по разным группам: цвету, форме, размеру, месту произрастания и т.д.

Развивающие:

  • Развивать у детей мышление, речь, восприятие, внимание, а также расширять  представления о мире растений.
  • Формировать умение самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать.
  • Совершенствовать мелкую моторику рук.
  • Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы (по названию, цвету, величине);
  • Активизировать словарь: основные цвета: красный, жёлтый, синий, зеленый; размер:  большая, маленькая, самая маленькая; овощи  это -  огурец, помидор, капуста и т.д.; фрукты это - яблоко, лимон, слива, груша и т.д.; признаки овощей и фруктов - сладкое яблоко, кислый лимон, сочный помидор, хрустящая морковка и т.д.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к своей земле, которая даёт питание для человека, беречь и охранять его от загрязнения.

Виды игр: формирующий, развивающий, закрепляющий, воспитательный.

Правила использования: протягивание цветных резиночек от картинки (овоща, фрукта, гриба, ягоды и т.д) к среде их произрастания: сад, огород, лес.

Планируемы результаты:

  • Уметь классифицировать предметы по группам.
  • Уметь работать самостоятельно и в коллективе.
  • Уметь вести диалог: вопрос – ответ, доказывая свою точку зрения и правильно делая выводы.

  1. Дидактическое пособие - кубики:   «Где живёт вода?».

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6552.JPG      C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6553.JPG        C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6571.JPG         C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6574.JPG    C:\Users\Ivan\Desktop\фотки дидактических игр\IMG_6560.JPG

Возраст участников: с  4  до 7 лет.

Количество участников: от 1 до небольшой группы детей.

Краткая аннотация:

Кубики с изображением частей общей картины, на которой показана вода в разных её состояниях.

Вариант  игры: «Где живёт вода?».

Задачи:

  • Формировать и закреплять представления детей о воде и её роли в природе и жизни человека (положительные стороны: вода нужна для жизнедеятельности человека - для употребления и приготовления пищи, гигиенических процедур; живых организмов - полив, питание; отрицательные стороны - наводнение); о водных системах в мире природы (ручей, река, озеро, море, океан); о ее агрегатных состояниях (твёрдое, жидкое, газообразное), свойствах (вода-жидкость, не имеет вкуса, цвета и запаха). Ввести в активный словарь детей новые слова.
  • Стимулировать желание задавать вопросы познавательного характера о воде.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Виды игр: формирующий, развивающий, закрепляющий, воспитательный.

Правила использования: собрать кубики так, чтобы получилась целая картинка и назвать какое состояние воды собрано.

Планируемы результаты:

  • Уметь вести диалог: вопрос – ответ, доказывая свою точку зрения и правильно делая выводы.
  • Уметь рассказывать о воде.

Игровые атрибуты:

  • Плакаты в защиту рек и воды: «Где живет вода», «Правила поведения в природе».
  • Набор кубиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для детей по развитию речи.

Все задания развивают не только фонематический слух, фонематическое восприятие, но и развивают речь, в частности активизируют словарный запас, развивают память, внимание, мышление и, они просто не зам...

Наглядно-дидактическое пособие к занятию по развитию речи в старшей логопедической группе

Авторское, разработанное и созданное мною наглядно-дидактическое пособие для использования на интерактивной доске в занятии по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР, ОНР. Пособи...

Дидактическое пособие для занятия по развитию речи в средней группе.

Цель. Закреплять правильное произношение звука  «Ф»; упражнять детей в четком произношении звука  в изолированном виде,  словах и фразах....

Дидактические пособия по экологии с развитием речи.

Дидактическая игра – это настоящая энциклопедия знаний для детей. Увлекательные задания и забавные картинки способствуют:ü  всестороннему развитию ребёнка,ü  расширяют представление об...

Музыкально-дидактическое пособие для работы по развитию речи "Баба Яга", муз. М. Аржаных

Музыкально-дидактическое пособие для работы по развитию речи "Баба Яга". Нотный материал для музыкального руководителя в детском саду....

Наглядно дидактическое - пособие для занятий по развитию речи с детьми по формированию лексической стороны речи «Четыре времени года»

        Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по развитию речи      (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего...