Проект "Удивительный мир камней"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Целью данного проекта является создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников, направленных на изучение богатейшего мира камней.  В процессе нашего проекта дети узнают, откуда появляются камни,

как добывают земные богатства и где их используют,

 расширится их представление о свойствах камня и 

обогатится словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_udivitelnyy_mir_kamney.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Проект

Удивительный мир камней

Направленность: обогащение знаний о предметах неживой природы -    

    камни.

    Проблема: Однажды когда мы гуляли на прогулке, дети нашли красивый камушек. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, были и такие ребята, которые предложили выбросить камень. Когда я спросила  «Откуда же взялся камень»? Одни дети говорили, что камни упали с неба, другие, что их купили в магазине. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников об образовании камня незначительны. Таким образом, возникла проблема: «Откуда же берутся камни? Пользу или вред они приносят?». Так возник проект «Удивительный мир камней».

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: краткосрочный

Участники по характеру контактов: дети 4-5 лет, воспитатель, помощник воспитателя, родители.         

   Актуальность проекта: На наш взгляд, нельзя считать себя культурным, интеллигентным  человеком, без элементарных знаний об окружающем мире, природе, без понимания взаимосвязи «человек-природа».
Знакомство детей с природой России, полезными ископаемыми, добываемыми в нашей стране, просто камнями, способствует расширению кругозора детей, развитию умения определять материалы, из которых изготовлены предметы, умения устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, развитию умения обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Инициатива детей находит поддержку, то есть любой вопрос ребёнка может подсказать тему для интересного разговора, подтолкнуть ребёнка к открытию. Ведь самое лучшее открытие то, которое ребёнок сделал сам. Дети приобщаются к исследовательской деятельности, благодаря которой у них формируются любознательность, интерес, бережное отношение к природным богатствам.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников, направленных на изучение богатейшего мира камней.

  Задачи:

Образовательные: 

- познакомить детей со свойствами разных камней;

- научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей;

- узнать о многообразном использовании камней человеком.

Развивающие:

- развивать умение созерцать и анализировать предметы, направляя внимание на более тонкое различение их качеств, выделяя существенные признаки и связи, делая определённые умозаключения и выводы;
-  развивать наблюдательность, любознательность и воображение в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

 Воспитательные:

-  воспитывать любознательность, интерес к живой природе родного края;  

 - воспитывать бережное отношение к разнообразным ресурсам природы.

Формы организации по реализации проекта:

игровая деятельность: дидактические, подвижные  игры;

 художественно-творческая деятельность детей и родителей,

воспитанников (лепка, рисование);

трудовая деятельность (сбор камней);

Организованная Образовательная Деятельность

Ожидаемый результат:  

- приобретение детьми знаний  о свойствах  камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и в жизни человека;
- формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и исследования;
- индивидуальные продукты деятельности детей (поделки, рисунки);

Методы, используемые в реализации проекта:

 Исследовательские: наблюдения в природе;

Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;

Слушание музыкальных произведений;

 Просмотр мультфильмов, чтение художественной   литературы;

Организованная образовательная деятельность

Ресурсное обеспечение проекта:

 Методический инструментарий.

Наглядный материал: а) камни настоящие и искусственные,  иллюстрации камней;

б) настольно-печатные игры по экологии;

 в) дидактические игры по экологии;

Объект исследования: камни

Предмет исследования: свойства камней


План действий:

1.Постановка цели;

2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

3.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

4.Определение направлений познавательной практической деятельности;

5.Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

                 

            План реализации проекта: Удивительный мир камней

Вид деятельности

Тема

Участники

                                           1Подготовительный этап

Подбор и изучение педагогической литературы о камнях, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта с учетом возрастных особенностей детей, разработка проекта

2.  Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.

3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта:

 - предложить родителям  принести поделку из камня и краткую   информацию о камне, из которого сделана поделка.

Воспитатель,

Воспитатель, дети

Воспитатель, родители

                                                    2   Основной этап

Беседа

«Мир камней»,

««Зачем человеку нужны камни»

 «Что мы знаем о камнях», 

« Как образуются камни»

Воспитатель, дети

Наблюдения на прогулке

Наблюдения и рассматривание   камней

Воспитатель,

дети

Опыты - эксперименты

«Волшебный мир камня и дерева», «Самый твёрдый или мягкий»,  «Самый большой и самый маленький».

Воспитатель дети

Чтение художественной литературы

П.П.Бажов "Каменный цветок"

« Серебряное копытце»

 Стихотворения о камнях

Воспитатель, дети

родители

Дидактическая игра

«Опиши камень»,

«Что лишнее?», «Гора и камешки»,

«Найди свой камень» 

Игра-исследование

 «Какие камешки бывают».

 Игра на развитие воображения «Живые камни»

Воспитатель, дети

 Художественное творчество

Выкладывание контурных рисунков камешками.

«Разноцветные камешки и картины» (лепка)

 «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу

Воспитатель, дети

Конструктивное творчество

«Из чего построить дом?».

Воспитатель, дети

Коллективная работа

Построим дом для поросят

Воспитатель, дети

ООД

«Камни и свойство камней» 

«Знакомство с камнем»

« Эти удивительные камни»

Воспитатель, дети

Выставка

Удивительные камни (поделка)

Воспитатель, родители

Рассматривание

Иллюстрации и картинки  о камнях

Воспитатель, дети

                                           

                                               3 Заключительный этап

ООД

Провести итоговое занятие «Удивительный мир камней».

Изготовление альбомов с иллюстрациями:  «Мир камней»

Воспитатель, дети

Воспитатель, родители

                       

              Итог проекта: «Удивительный мир камней».

 Проект получился интересным, познавательным.

 В процессе нашего проекта дети узнали, откуда появляются камни,

как добывают земные богатства и где используют.

- расширилось представление о свойствах камня

-обогатился словарь детей: Полезные ископаемые

- -активизировались мыслительные процессы.

с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности.

 Я считаю, что цели, поставленные в начале проекта выполнены.

Но работа в данном направлении будет продолжаться.

Диагностика знаний детей по теме «Камни» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

Где в природе можем увидеть камни?

Для чего нужны человеку камни?

Какие бывают камни?

Как называют людей, которые ищут и исследуют камни?

Что делают из камня?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 3 детей (12%),  а после завершения проекта на аналогичные вопросы 11 детей (44%) ответили правильно.

         

  Используемая методическая литература в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
  2. «Развитие речи детей 5 – 7 лет О.С. Ушакова соответствует ФГОС ДО. ООО «ТЦ Сфера» 2012г.
  3. «Ознакомление дошкольников с литературой» 3 – 7 лет «О.С. Ушакова. Соответствует ФГОС ДО. ООО «ТЦ Сфера» 2012г.
  4.  «Основы безопасности жизнедеятельности детей. Р.Б. Стеркина. 1998 год.
  5. «Ознакомление детей с социальной действительностью Н.С. Голицина. Москва. Мозаика - Синтез 2005г.
  6. Пособие по экологическому образованию дошкольников. "Наш дом - природа". Рыжова Н.А. Москва . 1998г.
  7. «Юный эколог" С.Н. Николаева. Москва. Мозаика - Синтез 2002г.
  8. "Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова.

Москва. Мозаика - Синтез 2005г.

  1. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.

Е.А. Мартынова Издательство Учитель Волгоград 2014г.

  1. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. Соответствует ФГОС, С.В. Машкова. Издательство Учитель 2015 год.
  2. «Экологические проекты в детском саду». Соответствует ФГОС.

О.М. Масленникова. Издательство Учитель 2015 год.

  1. «Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников. Н.Н. Леонова. Издательство «Детство – ПРЕСС» 2014 год. ФГОС.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"

Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...