Конспект занятия по познавательному развитию “ Мир лекарственных растений”
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях, их пользе и применении, знания о потребности растений в земле , свете , тепле , влаге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_zanyatiya.docx | 174.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад “Колосок “с. Ингарь
Конспект занятия
по познавательному развитию
“Путешествие в мир лекарственных растений”
Воспитатель : Зеленова Т.В.
Подготовительная группа
2017 год
Программное содержание:
Закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях, их пользе и применении, знания о потребности растений в земле , свете , тепле , влаге. Обратить внимание на то, что природа - источник не только красоты, но и пользы для человека.
Воспитывать доброжелательность , стремление помочь ближнему чуткое отношение к окружающему миру , любовь к природе .
Развивать память, речь ,воображение , внимание , логическое мышление .
Материалы и оборудование :
Зал украшен макетами деревьев, иллюстрациями с изображением лекарственных растений ( шиповник, липа, тысячелистник, подорожник, малина) .
Набор тех же растений в засушенном виде, настои из трав, лук , ящик для его посадки, птица - дятел, ширма, игрушка колобок, куклы – баба и дед, шапочки зайца, медведя, ежа, лисы, крота, кота, колобка, халат и шапочка для доктора , корзинка, диск с записью голосов птиц, табличка ”Зелёная больница”, домик дятла. |
Ход занятия :
Перед детьми ширма для импровизации сказки.
Рассказ воспитателя:
- Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какою-то травку, съев которую они выздоравливали.
Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши
предки знали полезные свойства многих цветов и трав:
больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями , пили чай из разных трав. Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку.
Послушайте сказку (воспитатель импровизирует сказку “Колобок”
с помощью ширмы и кукол: деда ,бабы и колобка )
- Испекла бабушка колобок и поставила его остывать на окошко . Колобок получился красивый ,румяный, как ясно солнышко .
Лежит колобок и слушает , что в избе происходит.
Бабка: - Вот уже и устала. А раньше ,бывало я этих слов и
вовсе не знала.
Дед: - А меня видать продуло .Знобит так, что мочи моей нет .
То ноги, то живот, то голова .Что поделаешь - старость пришла. А таблетки аптечные мне пить непривычно. Мне отвары растений целебных помогают отлично.
Бабка: – Нет у меня сил за травами идти . Ты старик , лечись чем есть и не ворчи.
Колобок слушает и про себя рассуждает.
- Не гоже мне без дела отдыхать , нужно дедушке и бабушке лечиться помогать. Ну - ка спрыгну я с окошка, да покачусь вдоль дорожки, лечебные растения отыщу. Заодно и на мир посмотрю. А чтобы быстрее собрать все что надо, возьму с собой ребят из детского сада.( Колобком становится ребёнок ,одевает шапочку колобка.)
Воспитатель спрашивает детей:
– Ребята, а чем кроме таблеток вас лечат мамы, когда вы болеете?
Вы согласны помочь колобку найти лекарственные растения?
- Давайте отправимся за колобком и узнаем много нового и интересного ( Идём по тропинке за колобком)
Приходим в лес.
- А куда это мы с вами попали? Кругом деревья, кусты и даже птички поют. ( голоса птиц в грамзаписи)
- Это сказочное царство, где кругом растут лекарства, в каждой травке в каждой ветке и микстура и таблетки.
- А вот и первое растение. Что это ? ( Перед детьми куст малины)
Колобок: – Вот обычная малина . Но .. при простуде и ангине чай с малиновым вареньем наилучшее леченье.
Воспитатель: – Верно, колобок. Малиновое варенье очень вкусное лекарство. При простуде пьют горячий чай с ягодами . А кто знает, что делают после того, как пьют такой чай.( Укрываются одеялом, чтобы хорошо пропотеть, а потом сразу меняют одежду)
- А можно пить малиновый отвар или чай с вареньем на сквозняке, где дует? Почему?
- А если нет варенья и ягод можно заваривать как чай веточки малины. ( Дети собирают веточки малины в корзинку Колобку)
Воспитатель : - Покатился , покатился Колобок. А мы за ним все вместе идём и ни на шаг не отстаем.
Подходим к липе.
Воспитатель: – Кто знает, что это за дерево ? А как оно приятно пахнет, когда цветёт! Ну – ка, вдохните его аромат.(нюхают)
Колобок: – Чай из липового цвета
Помогает от простуды,
Пьют его когда болеют
Липу знают все повсюду.
Воспитатель: - Когда пьют липовый цвет ( чай) выполняют те же правила, что и при использовании малины (Дети помогают
Колобку собирать липовый цвет)
Подходим к шиповнику.
Воспитатель: – Кто знает это растение?
Колобок: – Если слабость и сонливость
И побегать нету сил,
Пей шиповника отвары
В нём целебный витамин.
Воспитатель рассказывает: – Плоды шиповника очень полезны.
В них много целебного витамина С. Настои и сиропы
шиповника – самые богатые витаминами.
Подходим к тысячелистнику.
- А это что за растение?
- Тысячелистник растёт на лужайках и встречается по обочинам дорог, везде даже в городе.
Колобок: – Если у тебя болит живот
Пей настой тысячелистника
И боль пройдёт.
Воспитатель: – Чтобы сделать настой используют стебель, листья
и цветы тысячелистника.
Воспитатель: – Подождите , подождите мимо подорожника
никак нельзя пройти. Это очень важное растение. Кто знает ,
что им лечат?
Ребёнок: – Коль подорожника прохладный чистый лист
На рану или ссадину приложить,
То боль пройдёт
И скоро это место заживёт.( собираем подорожник)
Воспитатель: – Ну вот и собрали мы необходимые для лечения растения.
Колобок: – Спасибо ребята за помощь. Покачусь – ка я домой и отнесу целебные растения бабушке и дедушке( колобок убегает )
Воспитатель: – А это что за домик?( на домике написано “Зелёная больница” , дети читают)
Воспитатель: – Это дятла , дятла дом! Дятел в нём ведёт приём, принимает он больных - всех зверей и птиц лесных.( дети одевают шапочки зверей и приходят на приём к дятлу)
Воспитатель: - У зайчика печальный взгляд
У зайчика глаза болят.
Ребёнок – зайчик: - Ничего не вижу.
Воспитатель: – Доктор дятел дал совет
Дятел: - Рви черёмуховый цвет
Пей отвар, быть может
Он тебе поможет.
Воспитатель: – Бедный ёж попал под дождь,
Простудился бедный ёж
Умный дятел не спеша,
Трубкой выслушал ежа.
Дятел : - У тебя я слышу хрипы
Выпей – ка отвара липы.
Воспитатель: – Под землёю роя ход ,
Как то лапу ранил крот.
Дятла просит :
– Помоги, вдруг, останусь без ноги.
- Дятел глянул на крота, отмахнулся – ерунда. Лапу вылечить не сложно , вот совет мой от души - к свежей ране осторожно, подорожник приложи .
Воспитатель: – На приём явился кот ,
Сел тихонько свесил хвост
Кот: – Дятел можешь мне помочь ?
Я не сплю вторую ночь!
Воспитатель: – Врач достал лекарство
Дятел: – Ну – ка. Ты настоечку мелиссы должен на ночь выпивать .
Как убитый будешь спать.
Воспитатель: – Медведь являлся к дятлу дважды.
- Умираю брат от жажды.
Дятел: – Подожди спасу сейчас .
Клюквенный отведай квас.
Воспитатель: – Что такое ? Кто там воет ?
Лису зубы беспокоят.
Дятел произнёс: – Бедняжка! Полощи ты мятой рот и зубная боль пройдёт.
Воспитатель: – Кончились часы приёма, все больные снова дома!
- Вот, ребята , сколько мы узнали о лекарственных растениях.
- А хотите сейчас сами побудем растениями?
Физкультминутка.
Воспитатель под музыку (грамзапись)читает текст, дети
выполняют соответствующие движения.
- Вот беда! Дождя словно не бывало и растения завяли .Сначала опустили головки, потом листочки, а потом и весь стебелёк согнулся до самой земли.( опускают головы, руки , садятся на корточки).
Вдруг пошёл дождь и растения сразу начали оживать ! (Встают , поднимают руки, голову).
А после дождя подул сильный ветерок , стебельки закачались , зашумели( поднимают руки над головой ,покачивают ими произносят звук ш ) . Ветер затих , стебельки успокоились
(опускают руки)
Воспитатель: – А сейчас , ребятки, хочу я загадать загадку об
одном растении , которое вам очень хорошо знакомо,
- Прежде чем его мы съели ,
Все наплакаться успели .(лук)
- А как вы думаете лук лекарственное растение или нет ? Почему?
Почему говорят : лук от семи недуг. А вот послушайте , что я вам
о нем расскажу . Внутри каждой луковицы сидят маленькие невидимые солдаты, летучие вещества. Как только мы разрезаем луковицу - летучие вещества вырываются наружу и сразу вступают
в бой с микробами и всегда выходят победителями. Почему?
( Убивают всех микробов, одолевают болезни)
- А мне вот , ребята, сейчас так хочется зелёного лучка. Можно бы салат сделать , в суп покрошить, но на огороде снег лежит . и что же делать? ( посадить) Куда?
- Что нужно для роста лука ?
Земля , вода, свет, тепло.
- Какой частью надо сажать луковицу, чтобы посадить её
правильно ?
- Посадим луковичку так , чтобы верхняя часть выступала из земли.
-Что ещё теперь нужно сделать? (полить)
- А куда мы ящичек с луком поставим ?
Появляется доктор Ромашкин ( взрослый человек)
- Здравствуйте! Я доктор Ромашкин .
Погода расплакалась - просто беда
На небе вода – под ногами вода ,
И хлюпает нос и в горле першит
Но доктор Ромашкин на помощь спешит .
Я умные книги всю жизнь изучал
И разные травы для вас собирал.
Приду и скажу вам : - Дружок не скучай , а выпей целебный душистый мой чай!
Воспитатель: – Доктор, а мы как раз о лекарственных растениях говорим сегодня.
Доктор: – А какие лекарственные растения вы уже знаете ?( дети называют)
- Я смотрю у вас и лук посажен.
А зачем?
- А я принёс вам чай из шиповника , мяты , липы и даже заварил вам попробовать подорожник и мать и мачеху.
Воспитатель: – Спасибо тебе, доктор мы сейчас придём в группу , вымоем руки и обязательно отведаем твой чай.
А в благодарность за твоё угощение мы хотим прочитать тебе стихотворение.
Читает ребёнок:
Знайте, что от всех болезней
Вас растенья исцелят
Нет растений беcполезных
Все полезны ! Сущий клад!
Клад целебный, клад природный!
Всем доступный , но не модный
Нам заморские таблетки
Мамы вновь велят глотать
Как им только не понять,
Что приносят облегченье
Лишь целебные растенья!
- Ну, что же ,ребята, мы узнали много нового о лекарственных растениях , а сейчас пойдём в группу пить витаминный чай
доктора Ромашкина .Такие витаминные чаи называют фиточай.
( Дети уходят в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по экологическому воспитанию "Лекарственные растения. травы"
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Лекарственные растения. Травы»Программные задачи:Развивать познавательную активность детей...
Конспект ООД Тема: ознакомление с лекарственными растениями Магаданской области.
Цель данного ООД: учить детей узнавать и правильно называть лекарственные травы (4-5 видов). Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарс...
Конспект занятия с использованием ИКТ «Лекарственные растения»
Для старшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: Лекарственные растения Краснодарского края. Подготовительная группа
Конспект предназначен для воспитателей детских садов, чтобы расширить представления детей о природе родного края, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях....
Познавательно - исследовательский проект "Лекарственные растения Орловского края"
Проект: «Лекарственные растения Орловского края» Тип проекта: познавательно – исследовательскийСроки выполнения проекта: краткосрочный - 1 месяцАктуальность. Экологическое воспитание...
Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные
Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...
Конспект по развитию речи "Лекарственные растения"
Конспект для средней группы по развитию речи по теме "Лекарственные растения"...