Конспект занятия по познавательному развитию “ Мир лекарственных растений”
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Закреплять и расширять знания  детей о лекарственных растениях, их пользе и применении, знания о потребности растений в земле , свете , тепле , влаге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya.docx174.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение      

                             Детский сад “Колосок “с. Ингарь                                  

                           Конспект занятия

              по познавательному развитию

   “Путешествие в мир лекарственных растений”

                                                               

                                                                Воспитатель : Зеленова Т.В.

                                                                Подготовительная группа                                                      

                                           

                                                2017 год

Программное содержание:

Закреплять и расширять знания  детей о лекарственных растениях, их пользе и применении, знания о потребности растений в земле , свете , тепле , влаге. Обратить внимание на то, что природа - источник не только красоты, но и пользы для человека.

Воспитывать доброжелательность , стремление помочь ближнему чуткое отношение к окружающему миру , любовь к природе .

Развивать память,  речь ,воображение , внимание , логическое мышление .

Материалы и оборудование :

Зал украшен макетами деревьев, иллюстрациями с изображением лекарственных растений ( шиповник, липа, тысячелистник, подорожник, малина) .

Набор тех же растений в засушенном виде, настои из трав, лук , ящик для его посадки, птица -  дятел, ширма, игрушка колобок, куклы – баба и дед, шапочки зайца, медведя, ежа, лисы, крота, кота, колобка, халат и шапочка для доктора , корзинка, диск с записью голосов птиц, табличка ”Зелёная больница”, домик дятла.                |              

 Ход занятия :

Перед  детьми ширма для импровизации сказки.

Рассказ воспитателя:

- Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какою-то травку, съев которую они выздоравливали.

Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши

предки знали полезные свойства многих цветов и трав:

 больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями , пили чай из разных трав.  Давайте побольше узнаем  о лекарственных  растениях и для чего они нужны человеку.

Послушайте сказку (воспитатель импровизирует сказку “Колобок”

с помощью ширмы и кукол: деда ,бабы и  колобка )

 - Испекла бабушка колобок и поставила его остывать на окошко . Колобок получился красивый ,румяный, как ясно солнышко .

 Лежит колобок и слушает , что в избе происходит.

Бабка: -  Вот уже и устала. А раньше ,бывало я этих слов и

вовсе не знала.

Дед: -  А меня видать продуло .Знобит  так, что мочи моей нет .

То ноги, то живот, то голова .Что поделаешь -  старость пришла. А таблетки аптечные мне пить непривычно. Мне отвары растений целебных помогают отлично.

Бабка: – Нет у меня сил за травами идти . Ты старик , лечись чем есть и не ворчи.

Колобок слушает и про себя рассуждает.

- Не гоже мне без дела отдыхать , нужно дедушке и бабушке лечиться помогать. Ну - ка спрыгну я с окошка, да покачусь вдоль дорожки, лечебные растения отыщу. Заодно и на мир посмотрю. А чтобы быстрее собрать все  что надо, возьму с собой ребят из детского сада.( Колобком становится ребёнок ,одевает шапочку колобка.)

 Воспитатель спрашивает детей:

 –  Ребята, а чем кроме таблеток вас лечат мамы, когда вы болеете?

Вы согласны помочь колобку найти лекарственные растения?

- Давайте отправимся за колобком и узнаем много нового и интересного ( Идём по тропинке за колобком)

Приходим в лес.

- А куда это мы с вами попали? Кругом деревья, кусты и даже птички поют. ( голоса птиц в грамзаписи)

- Это сказочное царство, где кругом растут лекарства, в каждой травке в каждой ветке и микстура и таблетки.

- А вот и первое растение. Что это ? ( Перед детьми куст малины)

Колобок: – Вот обычная малина . Но .. при простуде и ангине чай с малиновым вареньем наилучшее леченье.

Воспитатель: – Верно, колобок. Малиновое варенье очень вкусное лекарство. При простуде пьют горячий чай с ягодами . А кто знает, что делают после того, как пьют такой чай.( Укрываются одеялом, чтобы хорошо пропотеть, а потом сразу меняют одежду)

- А можно пить малиновый отвар или чай с вареньем на сквозняке, где дует? Почему?

- А если нет варенья и ягод можно заваривать как чай веточки малины. ( Дети собирают веточки малины  в корзинку Колобку)

Воспитатель : - Покатился , покатился Колобок.  А мы за ним все вместе идём и ни на шаг не отстаем.

Подходим к липе.

Воспитатель: – Кто знает, что это за дерево ? А как оно приятно пахнет, когда цветёт! Ну – ка, вдохните его аромат.(нюхают)

Колобок: – Чай из липового цвета

                     Помогает от  простуды,

                     Пьют его когда болеют

                    Липу знают все повсюду.

Воспитатель:  - Когда пьют липовый цвет ( чай) выполняют те же правила, что и при использовании малины (Дети помогают

Колобку собирать липовый цвет)

Подходим к шиповнику.

Воспитатель: – Кто знает это растение?

Колобок: – Если слабость и сонливость

                     И побегать нету сил,

                     Пей шиповника отвары

                     В нём целебный витамин.

Воспитатель рассказывает: – Плоды шиповника очень полезны.

 В них много целебного витамина С. Настои и сиропы

шиповника – самые богатые витаминами.

Подходим к тысячелистнику.

- А это что за растение?

- Тысячелистник растёт на лужайках и встречается по обочинам дорог, везде даже в городе.

Колобок: – Если у тебя болит живот

                     Пей настой тысячелистника

                     И боль пройдёт.

Воспитатель: – Чтобы сделать настой используют стебель, листья

и цветы тысячелистника.

Воспитатель: – Подождите , подождите мимо  подорожника

 никак нельзя пройти. Это очень важное растение. Кто знает ,

что им лечат?

Ребёнок: – Коль подорожника прохладный чистый лист

                     На рану или ссадину приложить,

                     То боль пройдёт

                     И  скоро это место заживёт.( собираем подорожник)

Воспитатель: – Ну вот и собрали мы необходимые для лечения растения.

Колобок: – Спасибо ребята за помощь. Покачусь – ка я домой и отнесу целебные растения бабушке и дедушке( колобок убегает )

Воспитатель: – А это что за домик?( на домике написано “Зелёная больница” , дети читают)

Воспитатель: – Это дятла , дятла дом! Дятел в нём ведёт приём, принимает он больных -  всех зверей и птиц лесных.( дети одевают шапочки зверей и приходят на приём к дятлу)

Воспитатель:  - У зайчика печальный взгляд

У зайчика глаза болят.

Ребёнок – зайчик:  - Ничего не вижу.

Воспитатель: – Доктор дятел дал совет

Дятел:  - Рви черёмуховый цвет

                Пей отвар, быть может

                Он тебе поможет.

Воспитатель: – Бедный ёж попал под дождь,

                            Простудился бедный ёж

                            Умный дятел не спеша,

                            Трубкой выслушал ежа.

Дятел : - У тебя я слышу хрипы

                 Выпей – ка отвара липы.

Воспитатель: – Под землёю роя ход ,

                             Как то лапу ранил крот.

Дятла просит :

– Помоги, вдруг, останусь без ноги.

- Дятел глянул на крота, отмахнулся – ерунда. Лапу вылечить не сложно , вот совет мой от души  - к свежей ране осторожно, подорожник приложи .

Воспитатель: – На приём явился кот ,

                            Сел тихонько свесил хвост

Кот: – Дятел можешь мне помочь ?

            Я не сплю вторую ночь!

Воспитатель: – Врач достал лекарство

Дятел: – Ну – ка. Ты настоечку мелиссы должен на ночь выпивать .

Как убитый будешь спать.

Воспитатель: – Медведь являлся к дятлу дважды.

- Умираю брат от жажды.

Дятел: – Подожди спасу сейчас .

                 Клюквенный отведай квас.

Воспитатель: – Что такое ? Кто там воет ?

                             Лису зубы беспокоят.

Дятел произнёс: – Бедняжка! Полощи ты мятой рот и зубная боль пройдёт.

Воспитатель: – Кончились часы приёма, все больные снова дома!

- Вот, ребята , сколько мы узнали о лекарственных растениях.

- А хотите сейчас сами побудем растениями?

Физкультминутка.

Воспитатель под музыку (грамзапись)читает текст, дети

выполняют соответствующие движения.

- Вот беда! Дождя словно не бывало и растения завяли .Сначала опустили головки, потом листочки, а потом и весь стебелёк согнулся до самой земли.( опускают головы, руки , садятся на корточки).

Вдруг пошёл дождь и растения сразу начали оживать ! (Встают , поднимают руки, голову).

А после дождя подул сильный ветерок , стебельки закачались , зашумели( поднимают руки над головой ,покачивают ими произносят звук ш ) . Ветер затих , стебельки успокоились

 (опускают руки)

Воспитатель: – А сейчас , ребятки, хочу я загадать загадку об

 одном растении , которое вам очень хорошо знакомо,

- Прежде чем его мы съели ,

  Все наплакаться успели .(лук)

- А как вы думаете лук лекарственное растение или нет ? Почему?

Почему говорят : лук от семи недуг. А вот послушайте , что я вам

 о нем  расскажу . Внутри каждой луковицы сидят маленькие невидимые солдаты, летучие вещества. Как только мы разрезаем луковицу - летучие вещества вырываются наружу и сразу вступают

в бой с микробами и всегда выходят победителями. Почему?  

( Убивают всех микробов, одолевают болезни)

- А мне вот , ребята, сейчас так хочется зелёного лучка. Можно бы салат сделать , в суп покрошить, но на огороде снег лежит . и что же делать? ( посадить) Куда?

- Что нужно для роста лука ?

Земля , вода, свет, тепло.

- Какой частью надо сажать луковицу, чтобы посадить её

 правильно ?

- Посадим луковичку так , чтобы верхняя часть выступала из земли.

-Что ещё теперь нужно сделать? (полить)

- А куда мы ящичек с луком поставим ?

Появляется доктор Ромашкин ( взрослый человек)

- Здравствуйте! Я доктор Ромашкин .

 Погода расплакалась  - просто беда

На небе вода – под ногами вода ,

 И хлюпает нос и в горле першит

Но доктор Ромашкин на помощь спешит .

Я умные книги всю жизнь изучал

И разные травы для вас собирал.

Приду и скажу вам : -  Дружок не скучай , а выпей целебный душистый мой чай!

Воспитатель: – Доктор, а мы как раз о лекарственных растениях говорим сегодня.

Доктор: – А какие лекарственные растения вы уже знаете ?( дети называют)

- Я смотрю у вас и лук посажен.

А зачем?

- А я принёс вам чай из шиповника , мяты , липы и даже заварил вам попробовать подорожник и мать и мачеху.

Воспитатель: – Спасибо тебе, доктор мы сейчас придём в группу , вымоем руки и обязательно отведаем твой чай.

А в благодарность за твоё угощение мы хотим прочитать тебе стихотворение.

Читает ребёнок:

Знайте, что от всех болезней

Вас растенья исцелят

Нет растений беcполезных

Все полезны ! Сущий клад!

Клад целебный, клад природный!

Всем доступный , но не модный

Нам заморские таблетки

Мамы вновь велят глотать

Как им только не понять,

 Что приносят облегченье

Лишь целебные растенья!

- Ну, что же ,ребята, мы узнали много нового о лекарственных растениях , а сейчас пойдём в группу пить витаминный чай  

доктора Ромашкина .Такие витаминные чаи называют фиточай.

( Дети уходят в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому воспитанию "Лекарственные растения. травы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Лекарственные растения. Травы»Программные задачи:Развивать    познавательную    активность    детей...

Конспект ООД Тема: ознакомление с лекарственными растениями Магаданской области.

Цель данного ООД: учить детей узнавать и правильно называть лекарственные травы (4-5 видов). Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарс...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: Лекарственные растения Краснодарского края. Подготовительная группа

Конспект предназначен для воспитателей детских садов, чтобы расширить представления детей о природе родного края, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях....

Познавательно - исследовательский проект "Лекарственные растения Орловского края"

Проект: «Лекарственные растения Орловского края» Тип проекта: познавательно – исследовательскийСроки выполнения проекта: краткосрочный - 1 месяцАктуальность. Экологическое воспитание...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

Конспект по развитию речи "Лекарственные растения"

Конспект для средней группы по развитию речи по теме "Лекарственные растения"...