Интегрированное занятие "Большое космическое путешествие"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Интегрированное занятие для воспитанников подготовительной группы (экология и музыка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie._n_o.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Группа: Подготовительная

Образовательная область: Развитие экологических представлений. Музыка.

Вид деятельности: Интегрированное занятие.

Тема: Космическое путешествие.

Задачи:

  • Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе.
  • Развивать творческое воображение, ассоциативное и образное мышление, сенсорные чувства, общие музыкальные способности.
  • Способствовать освоению действия использования моделирования.
  • Активизировать речь детей, формировать умение воспитанников сравнивать, обобщать. Делать выводы.
  • Воспитывать умение взаимодействовать  в коллективе (микрогруппе)

Предварительная работа:

  • Беседы о планетах солнечной системы, рассматривание иллюстраций, чтение.
  • Конструирование на тему: «Транспорт»
  • Дидактические игры по цветовидению: «Подбери палитру», «Музыка и цвет»
  • Творческие задания по ритмопластике.
  • Изучение свойств музыкальных звуков.

«Космическое путешествие»

  • Дети входят в зал под песню «Музыка и дети» и садятся на стулья, которые стоят полукругом на груди у каждого значки – звездочки одного из 3-х цветов: желтая, красная, фиолетовая.

Музыкальный руководитель: Здоровается с детьми

  •    Песенка - приветствие»

Воспитатель: Ребята проходите, занимайте свои места, в соответствии своих значков, сегодня я вам хочу предложить поработать в группах, у вас на столах картограммы с изображением планет, которые необходимо заполнить. Ваша задача: посовещаться и заполнить картограмму, рассказать о планетах которые изображены на ваших картограммах.

  • Слайд 1: на экране появляется картограмма (одна общая)

(остаются не заполненными 3 планеты Нептун, Меркурий, Марс)

       

Воспитатель: Ребята, а почему остались не заполненными эти планеты?

         Ответы детей: (мы не знаем о них, они нам не знакомы и т.д)

Воспитатель: Хорошо, а вы хотите узнать о них? Тогда предлагаю отправиться в космическое путешествие. Скажите, на чем мы можем отправиться в космическое путешествие?

Ответы детей: на ракете, на космолете, на летающей тарелке, на космическом корабле. (на экране появляются летающие объекты)

М.Р. Значит, нам нужно построить летающий объект. У нас с вами 3 экипажа. Займите места около «своих» звезд. (на ковер в нужных местах, выкладываются звезды 3-х разных цветов, дети подходят к своему цвету)

1 группа: строят космический объект из модулей

2 группа: из плоскостных фигур

3 группа: из шнура+бросовый материал

  • Творческое задание: «Конструирование летающих объектов»

Дети под фоновую музыку строят «Космические корабли» и озвучивают их названия.

М,Р.: дает оценку. Прошу всех членов экипажа занять свои места на своих космических кораблях.

Руководить полетом будут: Лиана Киреевна и Наталья Владимировна. Одеваем скафандры (дети имитируют свое одевание), застегиваем шлемы, пристегните ремни безопасности. Объявляется пятисекундная готовность, которую мы будем сопровождать хлопками, 5-4-3-2-1-ПУСК!

  • (Выключается свет, вращается зеркальный шар, звуковой эффект, на экране-запуск ракеты в космос, солнечная система, созвездия.)

На фоне космической музыки или звуков

М.Р.: Старт прошел успешно. Все навигационные системы работают в обычном режиме. Мы приближаемся к незнакомой планете, космические компьютеры выдают информацию о планете  в зашифрованной музыке.

  • Дети слушают музыкальное произведение « Баба- Яга » М.Мусоргского (муз.мрачная, настороженная, опасная, колючая, таинственная.)

М.Р.: Как звучит музыка?

        Ответы детей.

М.Р.: Как вы думаете, как выглядит эта планета?

       Ответы детей: мрачно, она раскрашена в темные тона.

М.Р.: Да, эта темная планета, которая находится ближе всех к солнцу - планета МЕРКУРИЙ

Слайд с изображением этой планеты.

Воспитатель: Из-за того, что планета Меркурий очень близко находится к яркому солнцу, её  трудно видеть с Земли без телескопа. Планета Меркурий самая маленькая планета.  А если смотреть на солнце с планеты Меркурий, то оно кажется в два раза больше, чем с нашей. На этой планете нет ни зимы, ни осени, ни весны, а круглый год одно сплошное лето. Небо на  Меркурии  является чёрным, а поверхность  усеяна множеством  кратеров и трещинами. А происходит всё это из-за того, что солнце притягивает много других небесных тел и сталкивает их на поверхность Меркурия.  

А сейчас ребята, я хочу предложить вам провести  эксперимент - «Как образовался кратер?»

И ещё ребята, очень интересный факт: день на планете Меркурий, то есть промежуток между одним восходом солнца и следующим – длится почти 180 Земных дней. Представляете как это много?  Как вы думаете, может ли существовать жизнь на этой планете?

        Ответы детей:

Воспитатель: Оценивает детей и просит их занять свои места на своих кораблях.

  • Космические звуки, слайды

М.Р.: Летим дальше, и снова компьютеры сообщают нам о приближении новой планеты.

  • На экране появляется слайд с изображением Планеты холода и льда, она окрашена в холодные тона.

М.Р.: Как вы думаете, около какой планеты мы сделали остановку? Холодно или тепло на этой планете?

    Почему вы так думаете?

Ответы детей: потому что она раскрашена в холодные, светлые, бледные, ледяные, сверкающие, блестящие тона.

М.Р.: Кто из вас знает, как называется ЭТА планета? 

      Предположения детей

Воспитатель: Да ребята, вы правы, эта планета называется Нептун. Эта восьмая планета солнечной системы. На Нептуне действительно исключительно холодно, даже самая холодная зима, которая бывает на нашей планете не сравнится с морозами, которые бывают на Нептуне. Это связанно с тем, что планета значительно удалена от солнца, и почти не получает солнечного тепла.  

-А как вы думаете ребята, может ли кто-то жить на этой планете?

      Ответы детей:

М.Р.: Ребята, давайте отправим на землю своим родителям музыкальное послание, только не будем говорить, что оно с планеты «Нептун». Письмо у нас будет необычное – музыкальное! (показываю музыкальные инструменты) звуки каких музыкальных инструментов смогут подсказать родным, что мы наблюдаем за холодной планетой?

Детям предлагается выбрать из предложенных муз. инструментов те, которые подошли бы к этой планеты

Дети выбирают и поясняют свой выбор: т. к звуку должен быть светлым прозрачным, холодным.

М.Р.: давайте вспомним всем знакомую песню «Про маленькую елочку» ведь скоро Новый год

Дети поют куплет с муз. рук.

М.Р.:  Перед тем, как я раздам инструменты, давайте прохлопаем ритмический рисунок этой песни. (можно попробовать индивидуально)

Детям раздаются инструменты.

М.Р.:  Микрофон включен? Запись готова?  

           Играть мы будем по руке дирижера Будьте внимательны!

  • «Оркестр» М.Р.: 

М.Р.: Хотите послушать, что у нас получилось?

  • Слушание записи.

М.Р.:  Отправляем наше музыкальное письмо (складываю кассету в конверт и отдаю                  «почтальону»)

М.Р.: А наш полет продолжается

Звучит космическая музыка на экране появляется планета «Марс»

Воспитатель: Мы пролетаем еще одну планету. Может быть вы знаете, как она называется?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы правы ребята, эта планета называется Марс.

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте рассмотрим, эту планету через телескопы, которые сделаем сейчас из бумаги. (детям раздаются листы белою бумаги, из которых они сворачивают трубочку – телескоп и смотрят в нее)

Что вы видите? Что происходит на этой планете? Почему она красного цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: Чем же на самом деле удивительна эта планета? Марс ближайший сосед нашей Земли.  А знаете ли вы, что Марс считают «младшим братом Земли?» Хотя и Марс вдвое меньше планеты Земля поэтому тепла и света ему достаётся меньше.  День на Марсе длится столько же, сколько день на Земле. На Марсе также, как и на Земле есть времена года.  А на поверхности планеты и есть горы, и равнины, и русла рек, которые говорят о том, что, вероятно, когда-то на Марсе могла быть вода в жидком состоянии. Но отличается планета Марс тем, что цвет марсианской почвы красно- бурый, а небо не голубое, как над нашей планетой, а тускло- розовое из-за многочисленных частичек красноватой пыли. Днём на Марсе очень жарко, но к вечеру, с заходом солнца, резко холодает и к ночи наступает невыносимый мороз.

-Ребята, как вы думаете, такие условия способствуют жизни на этой планете? А чего не хватает для жизни на марсе?

Ответы детей:

Воспитатель: Предлагаю марсеянам оставить послание «Что необходимо для жизни» дети рисуют на листочках бумаги модели, затем приклеивают их на лист и отправляют в космокапсуле.

Ребята, как вы думаете, такие условия способствуют жизни на этой планете?

Ответы детей:

Воспитатель: Ну что? Возвращаемся домой, прошу сесть всех поудобней, пристегнуть ремни безопасности.

  • Звучит Песня «Трава у дома»

Воспитатель: Вот мы и вернулись на нашу планету Земля. Ребята у нас с вами осталась незаполненная картограмма по трём планетам (Нептун, Марс, Меркурий). Предлагаю заполнить и рассказать о своих планетах

Дети заполняю картограммы моделями и рассказывают и них.

Воспитатель: Ребята, скажите, что общего у всех этих планет?

Ответы детей: -Это планеты солнечной системы.

Воспитатель: Сколько их всего?

  Ответы детей:

 Воспитатель: Наше космическое путешествие закончено. За нашим полетом наблюдал Космокорреспондент он сделал несколько снимков в космосе.

Давайте посмотрим на эти фотографии и определим на какой планете она сделана. У вас в руках по 3 модели с изображением планет (раздаем детям модели) что обозначает эта модель? А эта? И т.д.

    1-ая- солнце с планеты «Марс»  

    2-ая- снежинка с планеты «Нептун»

    3-я- с кратером с планеты «Меркурий»

Вы будете поднимать модель той планеты, на которой сделана фотография.

  • Игра: «Подбери модель»
  • Слайды «Фотографии из космоса»
  • на фоне музыки «Трава у дома»

Воспитатель: Космокорреспондент сделал не только космические снимки, но и сфотографировал вас, на       память о нашем путешествии.

На фоне музыки детям вручаются фотографии в скафандрах.

Тема: «Большое космическое путешествие»

Анализ занятия

Цель: Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, движение, музицирование и художественное творчество.

задачи

репертуар

Методы и приемы

 Формировать навык   восприятия произведений различных видов искусств, выделяя средства музыкально- художественной выразительности.

  • Слушание музыки «Баба-Яга» М, мусоргского
  • Творческое задание «Перевоплощение»
  • «Оркестр»

-наглядно- слуховой метод

 -словесный (беседа о характере, цвете.

-«перевоплощение» творч. задание (практический метод)

-Сопоставление цвета и звучание музыкальных инструментов (наглядно- слуховой, практический методы)

-Индивидуальное исполнение (личностно-ориент.метод)

-одобрение (стимулир. самост. деят.)

Развивать уверенность в себе и своих возможностях: активность, инициативность, самостоятельность

  • «Кроссворд» отгадывание
  • Творческое задание «Конструирование летающих объектов»
  • Игра-закрепление «Подбери модель»

Практический метод

проблемный

Практический

проблемный

Личностно- ориент.

Способствовать развитию художественного воображения и фантазии, общих музыкальных способностей детей.

  • Творческое задание «Конструирование летающих объектов»
  • Слушание музыки «Баба-Яга»
  • «Оркестр»

Практический

Наглядно- слуховой

Практический

проблемный

Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными реальными сенсорными ощущениями (тактильными, кинетическими (двитательными), слуховыми, зрительными) и фантастическими образами

  • Творческое задание «Перевоплощение»
  • Игра массажная «Паучки»
  • Игра «Театр звуков»
  • «Оркестр»
  • Творческое задание «Расколдуй кляксу»

Практический

проблемный

Наглядно- слуховой

Вызвать желание у детей

придти на помощь

  • Творческое задание «Расколдуй кляксу»

Практический

проблемный

Личностно- ориент.

Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе (группе)

  • Творческое задание «Конструирование летающих объектов»

  • Творческое задание «Перевоплощение»

Практический

Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.

  • Игра массажная «Паучки»
  • Песня «Мы хотим вам сказать»

Практический

Способствовать развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать. Делать выводы

  • «Оркестр»
  • Творческое задание «Расколдуй кляксу»
  • «Подбери модель»

Практический

проблемный

Личностно- ориент

В соответствии с требованиями ФГТ компонентами интеграции

 явились следующие образовательные области:

  • Музыка
  • Художественное творчество
  • Здоровье
  • Коммуникация

Интегрированные связи способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников.

Все части занятия тесно взаимосвязаны, вытекают одно из другого. Нет второстепенных частей. Присутствовала логическая взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе, взаимообусловленность, что усиливает восприятие ребёнком материала.

На занятии использовались следующие приёмы:

  • Наглядно – слуховой
  • Практический
  • Личностно – ориентированный
  • Проблемный
  • Стимулирующий

Репертуар:

  • «Кроссворд» отгадывание
  • Творческое задание «Конструирование летающих объектов»
  • Слушание музыки «Баба-Яга» Мусоргского
  • Творческое задание «Перевоплощение»
  • Игра массажная «Паучки»
  • Игра «Театр звуков»
  • «Оркестр»
  • Творческое задание «Расколдуй кляксу»
  • Песня «Мы хотим вам сказать»
  • Игра-закрепление «Подбери модель»
  • Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Космическое путешествие" для подготовительной к школе группы

В непосредственно образовательной деятельности интегрированы несколько областей: музыка, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура. Занятие  посвящено празднованию Дня Космон...

Презентация к конспекту интегрированного занятия КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Презентация составлена в соответствии с ходом занятия и содержит дидактическую игру с иллюстрированным анимационным  материалом....

Интегрированное занятие "Космическое путешествие" Старшая и подготовительная к школе группы

Предлагаю музыкальные номера, стихи, конкурсы и игры для детей старшего дошкольного возраста. объединённые темой космоса. Играть в них можно в помещении и на улице. Они могут быть использованы в мероп...

Интегрированная НОД "Космическое путешествие"

Конспект занятия, в котором в игровой форме дети совершают космическое путешествие, в котором дети используют и аппликацию, и навыки вырезания и элементы нетрадиционной формы рисования - набрызг....

Интегрированное занятие "Космическое путешествие"

занятие с элементами математики и грамоты...

Открытое интегрированное занятие "Космическое путешествие"

Занятие расчитано для детей средней и старшей групп, прилагается к проекту "Ко дню Космонавтики"...