Конспект "Подготовка диких животных к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – детский сад «Теремок»
Конспект занятия по экологии
(средняя группа)
«Подготовка диких животных к зиме»
Воспитатель: Щербакова Н.Н.
г. Северобайкальск
Тема:«Подготовка диких животных к зиме»
Цель: закреплять знания детей об образе жизни и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации.
Задачи:
- учить детей выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
- упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных, делать выводы;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным;
- формировать чувство причастности к окружающему миру;
- активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, теплая, берлога, дупло, кора деревьев, лесник;
- учить детей употреблять в речи прилагательные и глаголы.
Материал и оборудование: Модели: животные - заяц, белка, медведь, волк.
Игрушки: животные -заяц, белка, медведь;
Продукты (настоящие или картинка): кости, мед, орехи (шишки), морковь.
Декорации: берлога, дерево, дупло, куст.
Костюм Красной Шапочки, костюм волка.
TCO: Магнитофон, кассета (диск) с записью голосов лесных птиц, вой волка.
Предварительная работа:
- рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений о животных,
- беседы о зиме.
Ход занятия:
В: - Дети, какое сейчас время года? (зима) (стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили, да и снег выпал и спрятал траву.)
В:- Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, лепили снеговика, катались с горки, наблюдали, как старшие дети катаются на коньках на катке. Весело в городе. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?
Дидактическая игра "Хорошо - плохо":
Воспитатель:
-Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?
-Почему плохо? Почему хорошо?
-Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время, выберете те продукты, которые помогут нам накормить лесных зверей. Отправляемся в зимний лес? А давайте отправимся не в простой лес, а в сказочный?
Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
"Тили - тили - тили - бом,
Открывайся сказки дом!"
(дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)
Воспитатель: Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
На пеньке сидит огорченная Красная Шапочка, здоровается со всеми.
Воспитатель: Что случилось, чем ты огорчена?
Красная Шапочка:
Я не узнаю знакомые места: все изменилось вокруг, да и знакомых животных в лесу не встретишь, тихо здесь, не с кем и поговорить.
Воспитатель: Пойдем с нами вместе, мы хотели посмотреть, как подготовились животные к зиме, поможешь нам?
1. Красная Шапочка:
-Ой, ребята, кто это? Я его не узнаю.
Комочек пуха, длинное ухо.
Летом серый, зимой белый. (Заяц)
Ой, действительно заяц, а почему он белый? Когда я летом ходила к бабушке, он был серый. Что случилось с ним?
Воспитатель:
Ребята,
-А почему заяц белую шубку надел?
-А где зимой прячется зайчик? Почему?
-Что делает зайчик днем?
-А вечером?
-Чем питается зайчик зимой?
Давайте мы зайчика угостим морковкой.
А теперь пойдем дальше.
2. Воспитатель:
Ребята, посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? Ой, а здесь дверцы, чей же это домик? (все подходят к дереву, на дереве дверцы, воспитатель открывает их, и дети видят дупло)
-Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей
Все проворней и быстрей. (Белка)
Воспитатель:
-Правильно, это белка. Посмотрите, какой домик сделала себе белка на зиму. Скажите, для чего ей такое прочное и теплое гнездо?
Красная Шапочка:
Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.
-Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
-Куда прячет белка свои припасы?
Давайте мы белочку угостим шишками
3. Красная шапочка:
- Что это за горка?
Воспитатель:
-Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:
Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает? (Медведь)
Воспитатель:
-Правильно, медведь.
Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь-
Тихо, тихо - не шуметь.
-Что делает медведь зимой?
Почему у медведя тепло в берлоге? - медведь дышит.
-А что любит есть медведь? А что медведь ест зимой?
- А если вдруг медведь зимой проснется, что тогда будет?
Давайте оставим здесь мед, чтобы медведю было чем полакомиться, если он вдруг проснется зимой.
Идем дальше.
4. Игра малой подвижности «Найди свой дом»
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько малышей на полянке. Они заблудились и очень расстроены, т.к. не могут попасть в свои дома. Помогите, пожалуйста, ;животным попасть в свои домики (маленькие игрушки (медвежата, зайчата, бельчата) детям необходимо отнести и поставить около норы, берлоги, куста, дупла).
- Замечательно, ребята, все правильно сделали. Как оказывается, бывает нужна и зверям помощь человека.
- Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько много снега и чьи-то ушки виднеются.
5. Игра «Чьи ушки и хвостики»
Снегопад засыпал всех животных. Остались видны только ушки и хвостики. Узнайте животных. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк)
Красная Шапочка:
- Ой, я боюсь, там волк.
6. Воспитатель:
Тихо. Кажется, он голос подает (звучит запись).
Это дети воет волк. Волк - крупный, сильный, ловкий, неутомимый хищник. Он обитает в различных условиях и предпочитает открытые пространства, там ему легче преследовать добычу. А воет он, когда голоден, и чаще это бывает зимой, когда мало пищи и холодно. Но такое случается и в другие времена года.
Добычей волка служат различные крупные животные такие, как олени, лоси, кабаны. А давайте, чтобы он стал немного добрее, накормим его. А что он ест? Не он ли потерял шишку? (Нет, белка).
А кто самый смелый? Выберите те продукты, которые будет есть волк. (Дети выбирают и кладут рядом с волком).
Ну, теперь он стал сыт и значит добрее. Теперь Красная шапочка можешь не бояться волка.
(Прощаемся с Красной Шапочкой)
7. А давайте на этой полянке поиграем с волком в игру "Волк и зайчата".
Представим, что мы зайчата не трусливые, а озорные, шаловливые, подшучивают над волком, а волк их конечно ловит. Зайчата убегают, но если волк поймает, то отпустит зайчонка при одном условии: если зайка скажет, какой волк.
Молодцы, зайчата все знают о волке.
8. Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем:
«Сказка двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»
9. Итог занятия
Воспитатель:
Ребята, скажите, а кому мы сегодня с вами помогли?
Как можно назвать их одним словом? (Животные)
А какие это животные? (дикие)
А почему они так называются? (потому, что они живут в лесу, а не с человеком и сами заботятся о своем питании)
Литература:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб,: «Детство-пресс»; 2002. – 160 с.
2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1999 – 128 с.: ил.
3. «Мы» программа экологического образования детей/ Н,Н, Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
4. Николаева С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка диких животных к зиме
Комплексное занятие...
"Как дикие животные к зиме готовятся"
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе...
как дикие животные к зиме готовятся
занятие для детей 2 младшей группы по теме "дикие животные"...
Тема: Итоговое мероприятие по темам: «Дикие животные» и «Зимующие птицы». Викторина «Всезнайки».
Тема: Итоговое мероприятие по темам: «Дикие животные» и «Зимующие птицы». Викторина «Всезнайки».Задачи: 1 Закреплять знания о зимующих птицах и диких животных, об их внешнем виде, чем питаются, где жи...
«Неделя педагогического мастерства» Открытый показ образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»
Цель: обогащать представление детей об образе жизни диких животных зимой. Задачи: Расширять представления о диких животных: медведь, ёж, белка, заяц, волк, лиса.Закреплять умение устанавливать пр...
Подготовка диких животных к зиме
Подготовка диких животных к зиме...
«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст
laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...