Конспект открытого занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста "Зачем нужен нос" 2017 г.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме
Познакомить детей с наукой о здоровье (валеологии), зачем нужен нос человеку. Его функции и взаимосвязь с организмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nos_konsp_1.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по валеологии для старшего дошкольного возраста
«Зачем нужен нос?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цели работы:
- формировать элементарные представление детей об внутренних органах и органах чувств – нос и его функции;
- показать детям, какую роль играет нос в жизни человека;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье;
- закреплять правила ухода за носом.
Материал и оборудование: белый халат для опытов, платочки всем детям, картинки с изображениями носа, носоглотки, сундучок, 2 стакана, марля, 1,0 л. банка, песок, крышка пластиковая с резиновой грушей; платок (закрыть глаза), пластмассовые контейнера с продуктами (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов); воздушные шары, пульверизатор, носовой платок для опытов,
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций носа людей и животных, беседа «Какие разные бывают носы». Игра – пазлы и работа с дидактическим материалом «Угадай чей нос» (найти нос и вставить каждому животному).
Работа наглядная- какие носы бывают у людей.
Чтение – В.Бианки «Чей нос лучше?», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», Н. Кнушевицкая «Нос», С. Шукшина «Долго я по лужам бегал…», Ю.Прокопович «Зачем носик малышам?»
загадки на тему: «Нос»
Изготовление с детьми коллажа «Что может чувствовать наш нос»
Словарная работа: лаборатория, фильтр, пульверизатор, тоннель.
Ход занятия:
Восп: - Сегодня я предлагаю вам интересное занятие.
Мы отправимся в увлекательное путешествие, будем играть и проводить опыты.
- Смотрите, что я вам принесла.
- Это сундучок, там лежит сюрприз для вас.
- Вы любите сюрпризы?
- Но сундучок этот не простой, а волшебный. Чтобы он открылся, вам нужно отгадать загадки, попробуете?
(Дети отгадывают загадки)
Между двух светил,
Я в середине один (нос)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет… (нос)
Восп: Правильно, ребята, отгадали все загадки.
- Эти загадки о наших красивых носиках.
(открываем сундучок и показываю нос)
И сегодня мы будем говорить о наших носах.
Теперь посмотрите друг на друга. Одинаковые у вас носы?
Чем – то они похожи, но в тоже время у каждого человека свой, неповторимый нос.
И каждый по- своему хорош.
- Чем отличаются ваши носы? (они различаются формой носа).
Он бывает очень разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.
Восп: - Как вы думаете, а для чего в носу дырочки. Не для того же, чтобы совать туда пальцы!
- Давайте потрогаем наши носы. А теперь давайте нашим носом втянем воздух.
- Что вы чувствуете? Ответ
- Он проходит внутрь через дырочки. Эти дырочки – как тоннель с двумя подъездами.
- Давайте сейчас отправимся в путешествие, слетаем вместе с воздухом по этим тоннелям и посмотрим, что же там находится.
Дыхательное упражнение
Восп: - Для этого нужно завести моторы.
- Посмотрите, как я это делаю.
(вдохнуть через нос и выдохнуть через нос со звуком, не открывая рот)
Вдох –выдох –у –у –у –у
Восп:- Давайте сделаем остановку.
Восп: Внимание! Влетаем в нос. (Картины схемы)
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками.
Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Когда вы пройдете по пыльной дороге и после этого попробуйте вытереть нос платком.
- Что на платке останется? (темное пятно)
- Мы можем увидеть сколько пыли оседает в носу.
- Вот это наша лаборатория, где мы сейчас будем проводить опыты. Но прежде чем начать наш опыт, мне нужно надеть халат, для безопасности в моих опытах.
Восп: - Давайте проведем опыт (1).
(1,0 л. банка, песок, крышка пластиковая с резиновой грушей)
- Посмотрите, я сейчас впущу в банку воздух с пылью и вы увидите, как пыль летает в воздухе.- Что же там делают наши волосинки в носу? (защищают нос)
- Далее, воздух проходит через дыхательные пути.
- Стенки дыхательных путей покрыты липкой жидкостью - слизью.
- К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в организм.
- Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым и очищенным от микробов. Вот почему надо дышать не ртом, а носом. Это уменьшает опасность надышаться пылью и простудиться.
- Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и нос очищается.
Восп: - Вернемся в нашу лабораторию и проведем еще один опыт.
Опыт (2) (вызвать ребенка для помощи опыта)
Восп: - Давайте проведем еще один опыт.
- Для этого понадобится пульверизатор, который есть в лаборатории. Пульверизатор будет выполнять роль носа.
- Нос, полон слизи и микробов и поэтому ему постоянно хочется чихать.
- Что же будет, если мы не будем прикрываться платочком во время чихания?
(Пульверизатором брызгаю в воздух)
- Посмотрите, без платочка микробы разлетаются на большое расстояние и заражают здоровых людей.
- А вот что произойдет, если мы будем прикрывать нос платком.
(пульверизатором брызгаю в платок )
- Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Вот поэтому так важно всегда иметь носовой платок.
- Важным гигиеническим правилом является - ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания.
- А вы все умеете пользоваться платком?
Опыт (3) с фильтром:
Кто мне поможет? (выходят 2 детей к воспитателю)
На столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой.
В пустой стакан вставим фильтр из марли и выльем через него грязную воду.
(Работа в парах. Один ребенок держит стакан с фильтром, второй с грязной водой).
- Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.
- Что делает фильтр? (не пропускает грязь)
Вывод: вот так волоски в носу задерживают пылинки.
-Поэтому нос надо чаще мыть.
2. А теперь давайте узнаем «Значение носа для речи»
Восп:- Давайте с вами поиграем.
- Пальчиками закроем нос и скажем какое – нибудь слово –«воздух», «нос» (дети разговаривают в нос).
-Что происходит со звуками? (звуки изменяются, становятся нечеткими, меняется голос и даже слышатся непонятные и неправильные слова.
Вывод: поэтому, нос участвует в образовании голоса.
Дыхательная гимнастика «В осеннем лесу».
(Дети встают со стульчиков)
Восп: - Перед каждым упражнением набираем воздух через нос.
Восп: -В осеннем лесу дует ветер.
Дети: «Ф-ф-ф...» (продолжительный выдох)
Восп: -Листья дрожат на ветру.
Дети: «Ш-ш-ш.,.» (продолжительный выдох)
Восп; -Листья опадают.
Дети: «П! П! П!» (короткий активный выдох)
3.Восп: - А для чего надо всё время вдыхать и выдыхать воздух?(ответы)
- Сможем мы не дышать?
- А давайте попробуем? Возьмите платочек и зажмите рот и нос.
- Вот видите, нам обязательно нужно вдохнуть, а потом выдохнуть. И какое это радостное ощущение, когда грудь наполнит свежий воздух!
Вывод: поэтому, не поступление воздуха в наш организм, это опасно для наших легких и головного мозга.
Без дыханья – жизни нет,
Без дыханья – меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышат он и я и ты
4.- Дело в том, что и люди, и животные нуждаются в кислороде. Всем маленьким клеткам нашего тела нужен кислород, он их питает. Они словно кричат: «Тотчас же пришлите нам кислород! Иначе мы все погибнем от голода!»
- Вот как важен нос для человека, через который поступает воздух с кислородом и питает всё наше тело.
- А для нормального дыхания, в воздухе должно быть много кислорода.
- Для этого следует постоянно проветривать свою комнату или комнату нашей группы. Когда воздух свеж и чист, дышится легко, у вас будет прекрасное самочувствие.
- А значит, вы будите меньше болеть.
5.- А есть ли у вас дома комнатные растения?( ответы)
- Но не только для красоты они нужны. Они очень полезны для здоровья людей. Когда мы вдыхаем, выделяется «плохой» газ (углекислый), воздух делается тяжёлым, спёртым, а растения поглощают «плохой» газ и выделяют «хороший» — кислород, необходимый для дыхания.
Растения обладают ещё одним чудесным свойством — они уничтожают микробы.
Благодаря нашему замечательному носу мы можем наслаждаться чудесным запахом цветов.
Послушайте загадку:
Вокруг носа вьется
В руки не дается. (ЗАПАХ)
- Нос единственный из всех органов умеет воспринимать разные запахи.
- Давайте с вами поиграем и откроем наш волшебный сундучок.
Игра: называется «Угадай по запаху»
(вызвать ребенка по очереди, закрыть глаза и попросить определить по запаху, что он достает из сундучка (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов, и др.
Затем ребенок поясняет, как он определил, какой перед ним предмет, ведь он его не видел. (Вызвать 5-6 человек и поиграть).
Восп: Вам понравилось играть?
6. Восп: -Ребята, а вы знаете, что запахи бывают полезные и вредные. - - Как вы думаете, запахи лука и чеснока полезные или вредные? (полезные- они убивают микробов).
-А запахи сигарет, дыма или газа - полезные или вредные? (вредные).
- Посмотрите на картинку. Что правильно или неправильно делает ребенок? (рассуждения детей)
Восп: - Стоит ли без разрешения брать моющие средства и нюхать их?
(нет)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять! (ходьба на месте)
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим, ( остановиться, руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову)
И легко - легко подышим. (дыхание через нос)
7. Восп: - Полетели дальше к новым приключениям.
Восп: - Приготовились, вновь заводим моторы.
(вдохнуть через нос и выдохнуть через нос со звуком, не открывая рот)
Вдох –выдох –у –у –у –у
Восп: - Иногда нос плачет настоящими слезами.
- Какой сейчас на улице воздух: теплый или холодный?
- Зачем нужно дышать носом в холодную погоду?
- Потому, что находясь на прогулке в холодную погоду, когда мы вдыхаем холодный воздух, нос нагревает воздух горячим кровяным отоплением. В носовой полости очень много тонюсеньких трубочек (называются сосуды), по которым течет кровь. Поэтому в холодную погоду обязательно нужно дышать через нос.
- А то мы с вами можем, что….? (заболеть).
8. Восп: - Ребята, тоннель дыхательных путей мы пролетели.
Нос - это только начало пути воздуха, проникающий в наш организм. Куда же он дальше попадает?
- Нос открывает нам ворота из пещеры в горло, где находятся еще два тоннеля: пищевой и воздушный.
- По пищевому тоннелю проходит наша пища, он называется пищевод
- А воздушный тоннель попадает в наши легкие.
- Когда мы вдыхаем воздух, то легкие наполняются воздухом, а когда выдыхаем, то легкие наши сдуваются, как воздушный шарик.
А давайте мы с Вами проделаем еще один опыт.
Опыт: «Надуть и сдуть воздушный шарик».
Восп: -Давайте руки положим на грудь и глубоко вдохнем через носик.
- Чувствуете, наша грудь поднимается, в ней много воздуха.
- А теперь медленно выдыхаем - грудь опустилась - воздух выходит.
- А теперь давайте надуем воздушный шарик.
(дети надувают воздушные шарики)
- Заметили, как наша грудь поднимается и опускается?
Вывод: так работают наши легкие.
Скажите, раз нос – это наш важный помощник, значит, что мы с носом должны делать? (мы должны его беречь).
- Давайте мы с Вами поиграем в игру на внимательность и я посмотрю, как вы усвоили наше занятие.
Игра: «Берегите нос» с карточками
Восп:- Посмотрите и определите, что правильно или не правильно изображено на картинке
- мальчик ковыряет в носу пальцем,
- мальчик засовывает в нос бусинку,
- девочка очень сильно сморкается,
- девочка наклоняется над баночкой с краской,
-девочка дает подружке свой носовой платок.
- Молодцы. Вы многое узнали очень интересного. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа.
ИГРА:
- Мыть нос каждое утро, нужно? (Да)
- Чихать, не прикрыв рот, можно? (нельзя)
- Ковыряться пальцем в носу или острым предметом…? (нельзя)
- Вытирать нос своим носовым платком? (Да)
- Засовывать в нос мелкие предметы можно? (нельзя)
- Пользоваться чужим носовым платком можно? (нельзя).
Похвалить детей.
Восп: - И для подведения нашего занятия, нам ребятки расскажут стихи про нос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке — землянику,
В грядке — спелую клубнику.
В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он, каков
Запах маминых духов.
Молодцы ребята. Нос действительно наш ценный помощник.
-С помощью носа мы дышим, чувствуем запахи, говорим,
он защищает нас от микробов и пыли.
-Вам понравилось наше путешествие?
А знаете, что мне понравилось?
- Что все детки меня очень внимательно слушали и играли.
- Что на протяжении всего нашего путешествия никто не чихнул,
(а если, кто-то и чихнул, то прикрыл рот и нос платочком (или рукой)). Значит вы не болеете и Ваш носик не плачет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста. Тема : «Зачем нам нужен язычок?»
Дать представление детям для чего нам нужен язык.Познакомить детей с правилами речевого этикета....
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание. Уточнить знания детей о мире птиц: их внешнем виде, образе жизни, о мире растений: (ель, береза, дуб). Стимулировать проявление речевой активности. Поощрять интерес к свойствам...
Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"
Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...
Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».
Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с использованием песочных игр и психогимнастики)
Занятие рекомендовано использовать в работе педагога- психолога ДОУ...
Конспект «открытого» занятия c детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"
Цель: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.Задачи:1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.2. Развивать эмп...
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательные открытия с Фиксиками".
Данное мероприятие было проведено с целью привлечения внимания родителей к исследовательско-экспериментальной деятельности детей. Дети в интересной и увлекательной форме проводят опыты с воздухом, вод...