Занятие по экологии "Зимующие и перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цели:
• Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
• Активизировать словарь: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные. Учить детей узнавать голоса птиц.
• Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; записи «Голоса птиц»; шапочки птиц; картинки для фланелеграфа с изображением птиц и корма для них, кормушка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_proekt.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект по формированию заботы и бережного отношения к птицам «Подкормите птиц зимой»
Сугак Юлия Павловна
Экологический проект по формированию заботы и бережного отношения к птицам «Подкормите птиц зимой»
Птицы- друзья нашего детства.
О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки.
Без птиц нам не обойтись.
Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Актуальность проекта: Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность. Мы живем в местности, приравненной к Крайнему северу. Зима у нас холодная и продолжительная, поэтому птицам приходится не просто пережить это время года, они страдают от холода и голода. Большое количество птиц погибают. Я решила провести акцию по изготовлению кормушек и сбору корма для птиц для подкормки птиц в зимний период.
Цель проекта:
Забота и бережное отношение к птицам.
Задачи:
1. Совместно с родителями изготовить кормушки и собрать корм для птиц;
2. Расширить представление детей о жизни зимующих птиц нашего города через наблюдение за жизнью птиц; 3. Воспитывать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу и бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города.
2. Развивать внимание, кругозор, наблюдательность, словарный запас интерес к жизни птиц и бережное отношение к природе/
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
4. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях Ожидаемые результаты работы:
Родители совместно с детьми изготовят кормушки для подкармливания птиц не только на территории детского сада, но и возле дома.
Дети научатся заботливому и бережному отношению к птицам
Комплексно - тематическое планирование по проекту
№ Реализуемые мероприятия Интеграция
Образ. областей Сроки проведения Ответственные
1. Подбор и чтение литературы Познание октябрь Воспитатели
1 Рассматривание и знакомство детей с зимующими птицами через художественно – иллюстративный материал Познание ноябрь Воспитатели
2 Акция «Подкормите нас, пожалуйста» Декабрь-февраль Воспитатели
3 Чтение рассказов,
сказок, заучивание стихотворений, загадок, скороговорок о птицах Познание Декабрь-Февраль Воспитатель
4 Разработка занятий:
1.«Как узнать птиц», «Что мы знаем о птицах»
2. Презентация. Зима. Зимующие птицы»
3.»Покормите птиц зимой»
4. Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну» Коммуникация Декабрь Воспитатели
5 Совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек Конструирование
Труд Декабрь Родители
6 Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках Познание Декабрь-февраль Родители воспитатели
9 Издание книги «Моя любимая птичка» Худ. творчество Январь-февраль воспитатели
Подкормка птиц во время прогулки
Труд Социализация Декабрь-февраль Воспитатели
9 Подвижные игры «Воронята», «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка» Физ-ра Здоровье
Безопасность Декабрь-февраль Воспитатели
10 Оригами «Птицы прилетели» Конструирование декабрь Воспитатели
Лепка «Прилетели снегири, синицы. воробьи, вот их сколько – посмотри!» Худ. творчество Январь воспитатели
11 Конкурс рисунков и поделок «Птицы нашего края» ИЗО Констр-ние Февраль Родители воспитатели
Ожидаемые результаты.
Наблюдая за птицами, и помогая им, у детей формируется эмоциональное отношение к миру природы, они научаться радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребёнка.
Дети научаться относиться к себе как к части природы. Они овладеют практическими действиями по охране природы, научаться анализировать и делать выводы, контролировать свои поступки при общении с природой, чтобы не причинить её вреда.
«Одно из первых всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушено связь человека с природой».
Лев Николаевич Толстой.
Работа с родителями:
Анкетирование на тему: «Наши друзья - птицы»
Привлечение к изготовлению кормушек
фотовыставка «Птицы нашего города»
Помощь в изготовлении пособий к играм
Участие в конкурсе рисунков и поделок «Такие разные птицы»
Участие в конкурсе чтецов: «Поэтические строки о птицах»
Занятие по экологии в группе по теме "Перелетные и зимующие птицы"
___
Цели:
• Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
• Активизировать словарь: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные. Учить детей узнавать голоса птиц.
• Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; записи «Голоса птиц»; шапочки птиц; картинки для фланелеграфа с изображением птиц и корма для них, кормушка.
Ход ЗАНЯТИЯ
Беседа с детьми
– Кто живет в воздухе?
– Чем отличаются птицы от животных?
– Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые)
– Как называют птиц, которые улетают на зиму? (Перелетные) Назовите их.
– Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие) Назовите их.
– Почему птицы улетают?
– Чем питаются птицы?
Воспитатель: Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле.
Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Сейчас к нам в гости прилетят птицы и расскажут о себе. (Звучит музыка, входят дети в шапочках птиц.)
Первая птица, которая к нам прилетела: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.
Мальчик в шапочке дятлавстает и проходит перед ребятами и загадывает загадку:
Хоть я не молоток –
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Воспитатель: Кто же это, ребята? Вы догадались?
Дети. Это дятел.
Дятел. Правильно, ребята! Я – дятел.
Воспитатель: Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: "Дятел – лучший друг леса", вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки.
Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены вперед, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.
Воспитатель: Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы.
А что вы еще знаете о дятлах?
Дети. У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.
Дятел. А как можно найти эти "кузницы" в лесу?
Дети. Вокруг пня, где расположена кузница, очень много пустых шишек.
Дятел. Молодцы, ребята! Я вас награждаю своими памятными медалями.
Дятел вручает детям, которые отвечали на вопросы, медали со своим изображением.
Воспитатель: А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой?
Звучит запись голоса синицы.
Воспитатель: Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"?
Девочка в шапочке синички встает и проходит перед ребятами.
Воспитатель: Ребята, вы ее узнали?
Дети. Это – синица.
Синица. Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.
Воспитатель: Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.
Синица. Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом со мной.
Звучит запись голоса снегиря.
Воспитатель:
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
Кто это?
Ребенок в шапочке снегиря проходит перед детьми.
Снегирь. Я – снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий: "жи-жи", вместе с тем я издаю и мягкие звуки: "фю-фю" ("фьи-фьи").
Воспитатель: Ребята, эта птица тоже прилетает к нам зимой.
Звучит запись с голосом свиристели. Выходит ребенок в шапочке свиристели.
Свиристель: Я тоже ваш зимний гость. И по красоте оперения не уступаю снегирю: розовато-серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный шарф, на голове – большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию): птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком.
Воспитатель: А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-жив?"
Звучит запись с голосом воробьев. Несколько детей в шапочках воробьев пробегают по группе.
Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Воспитатель: Хотите, верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Эта птичка – клест.
Мальчик в шапочке клеста встает.
Клест. Конечно, выводим мы птенцов и весной. Вообще зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас необычный клюв – с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот – отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, а часто и обрывая их, мы извлекаем семена. Но у молодых клестов клюв обычный, прямой. Только недели через три после вылета птенцов из гнезда он у них искривляется.
Воспитатель: Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Проводится игра «Птички на кормушках».
Воспитатель (загадывает загадку): «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили.
На фланелеграфе находятся изображения кормушки, птиц и корма.
1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.
2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.
3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.
5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?
1) Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (Снегири).
2) Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Свои ответы дети сопровождают показом картинки.
3) Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
4) Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает,
По полям кочует,
Коноплю ворует. (Воробей.)
5) Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует,
Дружка целует. (Голубь.)
Воспитатель: Ребята, а какие стихотворения о птицах вы знаете?
Дети читают стихи.
Прилетели свиристели,
На свистульках засвистели,
Красну ягоду поели
И за речку улетели.
Я особа всем известная,
Я – крикунья наша местная.
Лишь увижу тучку темную,
Я взлечу на ель зеленую.
И смотрю я словно с трона
Чернокрылая ворона.
Не люблю сидеть на месте,
На хвосте несу я вести.
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
Я без молотка, без рук
По стволу стучу: тук-тук,
Вылечу деревья-ели,
Чтоб росли и не болели!
Вытащу за спинку
Всякую личинку.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Перелетные и зимующие птицы”. Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть. Ворона, снегирь, воробей, сорока, свиристель, голубь, клест, галка, синица. Молодцы!
А теперь расскажите правила кормления птиц.
Дети: Во время подкормки птиц нельзя сорить в лесу, парке, саду: не оставлять там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше нераскрашенными.
Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала.
Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Воспитатель: ответьте на мои вопросы. Кто зимой гнездо вьет?
Дети. Клест. Он и зимой отыскивает для своих птенцов корм – еловые, сосновые семена.
Воспитатель: У какой птицы снежное имя?
Дети. У снегиря. Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной, когда снег стает, улетают на родину, в северные леса.
Воспитатель: Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?
Дети. Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинках коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и многие их них поедают.
Воспитатель: Чем страшна птицам зима?
Дети. Голодом.
Воспитатель: В заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"
конспект содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....
занятие в старшей группе "перелетные птицы"
Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц. Упражнять...
Конспект занятия для средней группы: "Перелетные птицы"
1. Название конспекта2. Задачи.3. Ход занятия:- Кинессилогия- Мотивация- Элемент сюжетно-ролевой игры- Словарная работа- Разные виды игр и упражнения- Вопрсы детям- Загадки- Релаксация4. Итог....
Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы»
Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - повторить названия птиц; - расширять знания детей о перелетных птицах; - продолжать развивать мелкую моторику ...
Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы»
Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - повторить названия птиц; - расширять знания детей о перелетных птицах; - продолжать развивать мелкую моторику ...
Конспект занятия по Нищевой Тема ««Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».
Занятие поразвитию речи....
Конспект занятия по Нищевой Тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».
Игры и упражнения по теме"Перелётные птицы. Водоплавающие птицы"...