"Дымковская Игрушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА» Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», «Физическое развитие». Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения), игровые методы и приемы, просматривание видео материалов. Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч. Ход занятия: 1. Организационный момент. Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе: Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх) Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки) (Дети повторяют за воспитателем). 2. Основная часть. В группе появляется игрушка. Я веселая игрушка, Я пришел к вам не один, Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны? Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их? Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок. Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер). Физкультминутка «Дымковские игрушки» Мы игрушки расписные, У нас ручки крендельком, Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья? Чем они вам понравились? Дети: Красивые, яркие. Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого? Чем знаменито Дымково? В ней что-то есть от радуги, (В. Феофанов) Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка). Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки») Физкультминутка. Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер): А сейчас, ребятки, Руки вверх и руки в бок, Замедляем, дети, шаг (Дети занимают свои места) Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек? Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами. Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!! Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета? Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками. Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы. Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи). Все игрушки не простые, а волшебно расписные. Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор. Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня. Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка? (Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает). Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз? Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками. Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Игра «Викторина» Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг). Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.
Физкультминутка. Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера. Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой) Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают). Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение. Ели спят у большака Мягко падает снежок, Голубые дали, Вечера зимою длинны, Белоснежны как березки, И пошла о «дымке» слава, Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? О чем оно? 3. Подведение итогов. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами. Ребята, вам понравился наш гость? С чем он познакомил вас? Что нового вы узнали? Понравилось вам наше занятие? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)
Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...
Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка
Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...
Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)
Народное творчество...
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...