Конспект НОД в старшей группе «Путешествие к Зимушке – зиме».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Комиссина Оксана Владимировна

Программное содержание: Систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Развивать познавательный интерес, умение выражать свою мысль, умение обобщать и делать выводы. Умение отгадывать загадки. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу. Воспитывать любознательность.

Словарная работа: «студень», «лютень», «снеговей».

Оборудование: аудиозаписи музыки зимнего леса, шум ветра, скрип снега, паровоза. Презентация «Зимушка-Зима».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе «Путешествие к Зимушке – зиме».

Программное содержание: Систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Развивать познавательный интерес, умение выражать свою мысль, умение обобщать и делать выводы. Умение отгадывать загадки. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу. Воспитывать любознательность. 

Словарная работа: «студень», «лютень», «снеговей».

Оборудование: аудиозаписи музыки зимнего леса, шум ветра, скрип снега, паровоза. Презентация «Зимушка-Зима».

Ход.

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие к Зимушке- Зиме.

А поедем мы на волшебном паровозике. Занимайте свои места.

Раз, два, три, четыре, пять. Отправляемся в путешествие. Звучит музыка «Едет, едет паровоз».

Мы в вагончиках сидим
И в окошечко глядим,
За окошком всюду лес,

А в лесу полно чудес,
Там и птички и зверьки,
Как прекрасно всё вокруг,
Слева друг и справа друг,
Светит солнышко в окно,
Улыбается оно.

Слайд №1 картинка «Зима в лесу».

Воспитатель: Звучит музыка зимнего леса. Вот мы с вами оказались во владениях Зимушки Зимы.  Как здесь красиво. Послушайте музыку зимнего волшебного леса.

Воспитатель: Что же можно увидеть  в лесу?
Дети: Везде снег и на земле и на деревьях.
Воспитатель:  А слышите как хрустит снег, как ветер поет песенку. Звучит аудиозапись: шум ветра, скрип снега.

Дети: Да.

Воспитатель: Слайды № 2-5                                                                                                                   1 остановка «Зимние братья»

Три месяца три зимних брата.
Приходят только раз в году
Три месяца три зимних брата. 
Покроют снегом всю строну.

Воспитатель: Скажите, как  этих братьев зовут?

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Декабрь-первый зимний месяц и последний месяц года. В декабре солнце-редкий гость, погода пасмурная: ведь декабрь-самый темный месяц в году. Декабрь еще называют в народе «Студень». В декабре ударят настоящие морозы. Ночи длинные, дни короткие.

Средний месяц зимы январь - в январе день короткий, но дни яркие и солнечные. Месяц январь, получил в народе название- «Лютень» - лютует стужа, трещат морозы.

Оканчивается зима в феврале – в феврале много метелей и вьюг. Часто идёт снег, наметает высокие сугробы. Называют в народе «Снеговей».

Воспитатель: Как называют декабрь в народе?

Дети: Студень.

Воспитатель: Как называют январь в народе?

Дети: Лютень.

Воспитатель: Как называют февраль в народе?

Дети: Снеговей.

Воспитатель: Молодцы. Звучит музыка «Едет, едет паровоз».

Мы в вагончиках сидим
И в окошечко глядим,
За окошком всюду лес,

А в лесу полно чудес,
Там и птички и зверьки,
Как прекрасно всё вокруг,
Слева друг и справа друг,
Светит солнышко в окно,
Улыбается оно.

Вот и 2 остановка Послушайте стихотворение и скажите, про что говорится в нём. Слайд №6

Если в лес пришёл гулять, 
Свежим воздухом дышать, 
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай, 
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь. 
Испугаются зверушки-
Убегут с лесной опушки. 
Ветки тоже не ломай. 

Дети: О правилах поведения в лесу.

Воспитатель: Хорошо, что вы знаете как вести себя в лесу.
Воспитатель: Поехали дальше. Звучит музыка «Едет, едет паровоз».

Мы в вагончиках сидим
И в окошечко глядим,
За окошком всюду лес,

А в лесу полно чудес,
Там и птички и зверьки,
Как прекрасно всё вокруг,
Слева друг и справа друг,
Светит солнышко в окно,
Улыбается оно.

Воспитатель: 3 остановка «Птички невелички». Слайды № 7-8

Зимой очень нелегко птицам. В лесу холодно и голодно. Поэтому птицы перебираются поближе к людям. В сильные морозы прячутся под крышу. Люди подкармливают птиц, вешая кормушки. Мы с вами тоже сделали кормушки и повесили на участке. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, клёст, голубь, синичка.

Воспитатель: Засиделись вы наверно, надо немножко отдохнуть.

В зимнем лесу

Весь засыпан снегом лес   (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка     (прыгаем)
Там синичек села стайка          (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом          (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом      (встаём, поднимаем руки вверх)

Воспитатель: Вот мы немножко отдохнули, пора в путь. Занимайте свои места. Следующая 4 остановка «Звери в лесу». Звучит музыка «Едет, едет паровоз».

Мы в вагончиках сидим
И в окошечко глядим,
За окошком всюду лес,

А в лесу полно чудес,
Там и птички и зверьки,
Как прекрасно всё вокруг,
Слева друг и справа друг,
Светит солнышко в окно,
Улыбается оно.

Воспитатель: Слайд №9 Посмотрите-ка в окошко. Здесь живут зверюшки.

Лесным животным в лесу тоже тяжело. Расскажите, как живут животные в лесу?

Дети: Заяц, белка меняют свои шубки. В сильные морозы белка прячется в дупло и спит, укрывшись пушистым хвостом. Днём зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину. Медведь и ёжик впадают в спячку.

У лисы и волка мех становится гуще. Лиса ловит зайцев, белок и мышей. В сильные морозы лиса прячется в норе.

Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу.

Воспитатель: 5 остановка. Звучит музыка «Едет, едет паровоз».

Мы в вагончиках сидим
И в окошечко глядим,
За окошком всюду лес,

А в лесу полно чудес,
Там и птички и зверьки,
Как прекрасно всё вокруг,
Слева друг и справа друг,
Светит солнышко в окно,
Улыбается оно.

Воспитатель: На этой остановке надо вам составить рассказ о зиме по схеме картинкам. Послушайте мой рассказ.

Зимой солнце светит, но не греет. Дни стали короткие, а ночи длинные.  Снегом покрыло все тропинки, дорожки, полянки. Вся природа спит под пуховым одеялом. Когда падает много снега, такое явление называют снегопадом. Если на улице холодный ветер со снегом, то от этого образуются большие сугробы. А ещё зимой бушуют метели.

Зимой все водоемы покрыты льдом. На улицах гололёд. Деревья стоят в инее. 

К зиме подготовились и звери. Медведь спит в берлоге, еж - в норке, они впали в спячку. Лиса поменяла свою шубку на теплую. Заяц переоделся в белую шубку, а белка в серую.

Зимующие птицы прилетели поближе к жилью человека. Люди приготовили кормушки и подкармливают птиц. Люди надели зимнюю одежду. 
Зимой дети и взрослые наряжают ёлку и встречают новый год.

Воспитатель: А теперь сами попробуйте составить свой рассказ. (рассказы детей).

Воспитатель: 6 остановка «Загадкино». Звучит музыка «Едет, едет паровоз».

Мы в вагончиках сидим
И в окошечко глядим,
За окошком всюду лес,

А в лесу полно чудес,
Там и птички и зверьки,
Как прекрасно всё вокруг,
Слева друг и справа друг,
Светит солнышко в окно,
Улыбается оно.

Воспитатель: Остановка «Загадкино». Вы слушайте внимательно. Загадаю вам загадки, не простые, а зимние.

1.«Белые мухи прилетели,

на землю сели» (Снег)

2«Он все время занят делом,

Он не может зря идти

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути» (Снег)

3.«Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло» (Лед)

4. Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полёт закончен.

Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб. (Санки)

5.Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

6.С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

 

7.Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные... (рукавички)

8.Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе
Кто помог мне в этом? (лыжи)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. В лесу такая красота и покой. А нам пора уже домой. Раз, два, три, четыре, пять отправляемся домой.
Воспитатель: Звучит музыка «Едет, едет паровоз».

Мы в вагончиках сидим
И в окошечко глядим,
За окошком всюду лес,

А в лесу полно чудес,
Слева друг и справа друг,
Светит солнышко в окно,
Улыбается оно.

Воспитатель: Приехали!  Вам понравилось наше путешествие?  Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным? На чём мы путешествовали? Какие остановки были?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить по...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие к зимушке-зиме»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие к зимушке-зиме»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе № 10 Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе № 10  Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»...

Конспект занятия в средней группе "Путешествие к Зимушке-Зиме"

В ходе занятия закрепляем математические знания, умения и навыки посредством игры-путешествия. Использовались методические приемы: игровой, наглядный, словесный. Детям занятие понравилось, успешно спр...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие к зимушке-зиме»

Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.Задачи:1. продолжать формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);2. ...