Итоговое занятие в старшей группе Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В рамках проекта было проведено итоговое занятие в старшей группе на тему: Перелетные птиы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие в старшей группе
Тема: «Перелетные птицы»
Цели:
Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
Упражнять детей: в образовании сложных прилагательных; в составлении сложноподчиненных предложений.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение (А. Плещеева)
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, Лужи у крыльца,
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце Света и тепла.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (Перелетные и зимующие).
- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
- Послушайте, как поет соловей. (Аудиозапись)
Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. (аудиозапись).
- Отгадайте следующую загадку.
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка) включается аудиозапись
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (Грач)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец. (Скворец)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, (например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию). Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
Пой–ка, подпевай-ка, (загибаются пальцы обеих рук).
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
птичка – Совушка, Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.
Эта – зяблик, Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам, (руки за спину)
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др)
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий). У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый). У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый).
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что (насекомые прячутся и им нечем питаться). Дятла можно назвать лесным доктором, потому что (он достает жучков и насекомых из-под коры). Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что (она не вьет себе гнезда). Все люди любят слушать соловья, потому что (он красиво поет, заливается). и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что (им нужно вить гнезда и выводить птенцов).
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...
Конспект итогового занятия по ФЭМП за I квартал в старшей группе. Тема «Перелетные птицы»
Конспект итогового занятия по ФЭМП за I квартал в старшей группеТема «Перелетные птицы»Цель: обследование знаний и умений по ФЭМП за пройденный период.Задачи:...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразииАктивизировать словарь: зимующие, перелётные...
Конспект занятия в старшей группе Тема «Перелетные птицы»
Конспект занятия в старшей группе Тема «Перелетные птицы»...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»...