Картотека опытов для детей дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Соломонова Ксения Владимировна

Картотека опытно- экспериментальной деятельнсти для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты с водой.

Старшая группа. Опыт № 1

Цель: формирование представлений о свойствах воды.

Материалы: узкая и широкая банки, маленький пузырек, блюдце.

Ход опыта:

Возьмите узкую банку и наполните ее водой. Перелейте из нее эту воду в широкую банку. Форма, которую приняла вода, изменилась? Наполните водой маленький пузырек, налейте воду в блюдце.

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится жидкость

Опыты с водой.

Старшая группа. Опыт № 2

«Превращение картофелины»

Цель: формирование представлений о свойствах соленой воды.

Материалы: две емкости, наполовину наполненные водой; поваренная соль, маленькая картофелина или вырезанная из нее рыбка; чайная ложка.

Ход опыта:

В одну емкость добавьте 5 чайных ложек соли и размешайте до растворения — получится «морская вода». Опустите картофелину в емкость с пресной водой — картофелина тонет. Перенесите картофелину в емкость с соленой водой. Что с ней произошло? Снова перенесите картофелину в пресную воду и доливайте в емкость соленую воду.

Вывод: чем больше в воде соли, тем легче картофелине плавать.

Опыты с водой.

                                                      Старшая группа. Опыт № 3

«Есть ли у воды запах?»

Цель: формирование представлений о свойствах воды.

Материалы: емкости для воды, холодная и горячая вода.

Ход опыта:

В емкость налейте холодную воду и дайте детям ее поню- хать. Есть ли запах? В другую емкость налейте горячую воду и дайте детям понюхать и нее. Есть ли запах? Какое предположение можно сделать?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыты с водой.

                                                             Старшая группа. Опыт № 4

«Цвет и прозрачность»

Цель: формирование представлений о свойствах воды.

Материалы: стаканы с водой, чаем и молоком, 3 чай- ные ложки, синяя акварельная краска, кисточка; 4 оди- наковых сосуда, поставленные в ряд (каждый более чем наполовину наполнен водой), небольшой лист бумаги, карандаш или фломастер.

Ход опыта:

Опустите в стаканы с водой, чаем и молоком по чай- ной ложке. Сравните результаты. В стакане с молоком увидим молоко; в стакане с чаем — чай, чаинки, ложку; в стакане с водой — воду, ложку. С помощью краски и кисточки сделайте цветную воду: в одном сосуде светло-голубую, в другом — голубую, в третьем — темно-голубую и в четвертом — синюю. Нарисуйте на листе бумаги смешную рожицу и попробуйте рассмотреть ее через цветную воду.

Вывод: если густота цвета воды увеличивается, то прозрачность уменьшается.

Опыты со снегом.

Старшая группа. Опыт №1

«Что выше- температура снега или температура воздуха?»

Цель: формирование представлений о свойствах снега.

Материалы: уличный термометр, снег, фломастер.

Ход опыта: Выройте в снегу глубокую лунку и положите в неё уличный термометр. Забросайте снегом и слегка разровняйте лопатой. Через 30 минут достаньте термометр о отметьте фломастером, до какого уровня поднялся столбик термометра. Затем закрепите термометр на дереве. Что стало с высотой столбика?

Вывод: Температура под снегом выше, чем температура воздуха.

Опыты со снегом.

Старшая группа. Опыт № 2

Цель: подвести детей к понимаю того, что снег нельзя есть.

Материалы: стеклянная банка, снег.

Ход опыта: попросите детей во время прогулки собрать на участке снег в банку, предварительно убедившись в том, что банка чистая

Вывод: Температура под снегом выше, чем температура воздуха. В группе поставить банку под батарею. Когда снег в банке растает, рассмотреть образовавшуюся воду. Вода в банке чистая? (Нет, в ней плавают песчинки, веточки и т.д.); Можно ли есть снег? (Нет); Почему?

Вывод: есть снег нельзя, так как в нём замёрзла вся грязь, которая была на том месте, на которое он выпал.

Опыты со снегом.

Подготовительная группа. Опыт № 3

Цель: формирование представлений о свойствах снега.

Материалы: банка со снегом, термометр

Ход опыта:

Наберите в банку снег, несильно утрамбуйте его. Внесите банку со снегом в помещение. Воткните термометр в снег и наблюдайте за температурой. Сначала столбик термометра будет находиться ниже отметки «0». В это время в банке появится вода. Когда столбик термометра поднимется выше отметки «0», снег полностью растает, превратившись в воду.

Вывод: при температуре выше 0 градусов цельсия снег превращается в воду.

Опыты со снегом.

Подготовительная группа. Опыт № 4

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха (чем выше температура тем быстрее растает снег)

Материалы: снег, блюдца.

Ход опыта:1. В морозный день предложите слепить детям снежки.

Почему снежки не получаются?( снег сухой, рассыпчатый)

Что можно сделать? Занесите снег в группу, через несколько минут попытайтесь слепить снежок. Снег стал пластичным. Снежки слепили. Почему снег стал липким? ( от повышения температуры снег стал таять)

2.Поставьте в группе блюдца со снегом - на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему? Быстрее растает под батареей, т к там температура выше.

Вывод: состояние снега зависит от температуры воздуха- чем выше температура, тем быстрее снег тает и изменяет свои свойства.

Старшая группа.

 «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» опыты с бумагой.

Цель: познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

Материал: полоска бумаги.

 Ход опыта: Будем мы сейчас играть И полоску оживлять

 Раз, два, три – посмотри!

1.Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она легкая)

2.Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам – не неё действует сила воздуха).

3.Полоску бумаги горизонтально прижать к стене и сильно подуть на неё, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (на неё действует сила воздуха).

4.Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (полоска «запрыгает», как лягушка).

Вывод: полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.

Подготовительная группа.

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Цель: познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

Материал: баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги.

Ход опыта: Воспитатель: Давайте научим горох плавать и танцевать.

Дети в баночку с водой опускают 4 горошины и трубочку, дуют в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.

 Вывод: когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возрастала. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

  Старшая группа.

Цель: дать представление о свойствах разных природных материалов.

Материалы: Прозрачная ёмкость с водой, деревянный кубик, камушек.

Ход опыта: Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

  Старшая группа.

Материалы: прозрачный стакан с песком, ёмкость с водой

Ход опыта: Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает.)

Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр - опытов для детей дошкольного возраста

Игры - опыты хорошо развивают познавательную активность детей дошкольного возраста, могут применяться как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности старших до...

Картотека опытов для детей дошкольного возраста

Картотека опытов для детей дошкольного возраста...

Картотека опытов для детей дошкольного возраста

Опыты для детей дошкольного возраста...

Картотека опытов для детей дошкольного возраста

Картотека опытов "Мир растений" для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека ."Опыты для детей дошкольного возраста."

Проведение лабораторных опытов в детском саду позволяет в доступной и понятной для ребёнка форме объяснить многие физический явления....

Картотека опытов для детей дошкольного возраста

Картотека опытов для детей дошкольного возраста...