Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру на тему
Основная особенность дидактических игр с природным материалом определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательное и образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Гагаринова С.В. заведующий,
Колосенкова Л.А. старший воспитатель,
Костюкевич О.В. воспитатель
ГБДОУ детский сад №60
комбинированного вида
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга Гнездышко
Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для детей дошкольного возраста
Основная особенность дидактических игр с природным материалом определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательное и образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Такой задачей руководствуются взрослые, создавая ту или иную игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. И хотя для таких игр характерна обучающая задача, ребенка привлекает в игре не она, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Предоставляя ребенку большую свободу в играх, в действия, О. Декроли все же предупреждал, что педагог должен быть всегда рядом с играющим ребенком, чтобы активно помогать во всех затруднениях, отвечать на вопросы, удовлетворять интересы и потребности и улавливать запросы.
Методы, используемые в процессе руководства играми с природными материалами: демонстрация, повторение, упражнение, рассказ, беседа, наблюдение за старшими детьми. Руководство играми с природными материалами предполагает также создание условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. В таких играх быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком.
Игры с природными материалами проходят в три этапа:
1 этап: игры, направленные на познание свойств;
2 этап: игры, направленные на изменение состояния природных материалов;
3 этап: игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности.
Развитие игр с природными материалами не может осуществляться раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность. Многое зависит от грамотного методического руководства со стороны воспитателя, уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти. Важно учитывать насколько сформированы у ребёнка конкретные практические навыки и умение работать с материалом и инструментами; развитие у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, прилежность, любознательность, взаимопомощь и др.
Очень важно, чтобы на каждом этапе игры ребенок действовал активно, с настроением. Большое значение играют условия, созданные для проведения игр с природными материалами на участке и в помещении детского сада. В детских садах на участке предусмотрены песочницы для игр с песком, приспособления для игр с водой. Для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые лопатки, формочки, грабельки, сита, ведерки. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполняя им разные ёмкости. Влажный песок позволяет играть в строительные игры. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и колодцы, делают сады и парки. Играя с песком, ребенок не только узнает его свойства (сыпучесть, вязкость, плотность и др.), но в тоже время увлекательно играет.
Игры с водой проводятся уже в раннем возрасте. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Дети переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около луж и ручейков, пускают лодочки, сделанные из бумаги или коры дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. Дети 4-5 лет усваивают представления о текучих свойствах воды, что одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.
Воспитатель предлагает детям полить песок, напоминая, что, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время поливки песка воспитатель задает детям вопросы: «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?» тут же педагог может вместе с детьми полить землю в каком-нибудь месте участка и понаблюдать, как будет впитываться вода. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что песок рыхлый и потому легко пропускает воду, а земля плотная, и поэтому вода впитывается в нее медленно. Так постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае.
Воспитатель поддерживает инициативу детей, для поддержания интереса к игре.
В первые годы жизни начинается активное познавательное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущение и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов — дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое влияние оказывают игры с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.
Игры с природными материалами не могут проводиться одинаковыми приемами и способами. Методы должны быть разнообразными, учитывающими особенности развития каждого ребенка.
Н. Н. Поддъяков говорил об особом типе мышления дошкольников – о детском экспериментировании. В процессе экспериментирования ребенок открывает неизвестные ему ранее свойства и связи между предметами, которые стимулируют дальнейшее преобразование среды. Таким образом, экспериментирование способствует развитию самостоятельности и гибкости мышления детей. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. В работе с дошкольниками необходимо использовать занимательный наглядный материал. Организуя игры с водой, песком, глиной и т.д., мы можем познакомить детей со свойствами природных материалов.
Игры с природными материалами являются самым доступным и естественным способом формирования конкретных представлений о природе. Педагог через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить о свойствах и качествах природных материалов, обратить внимание на закономерности, существующие в природе, на то, как неживая природа влияет на строение и состояние объектов живой природы. Изучение неживой природы в процессе игр помогает ребенку ознакомиться с признаками, качествами и свойствами, которые невозможно объяснить с помощью слов и иллюстраций. Как говорил В. А. Сухомлинский «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста
В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....
Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для сенсорного развития детей дошкольного возраста
Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать с...
«Методические рекомендации по использованию мультипликационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по изучению ПДД в условия реализации ФГОС»
В век информационного прогресса компьютерные технологии быстро входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые...
Методические рекомендации по использованию дыхательной гимнастики в практике работы детьми дошкольного возраста.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. ...
Методические рекомендации по использованию технологий ТРИЗ в физическом развитии детей дошкольного возраста
ТРИЗ – теория развития творческой личности.В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творч...
Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для детей дошкольного возраста
Основная особенность дидактических игр с природным материалом определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитател...
Польза игр с природным материалом для детей дошкольного возраста
Польза игр с природным материалом для детей дошкольного возрастаИгра с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачаст...