ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
учебно-методический материал на тему

Нетребская Наталья Савельевна

МАТЕРИАЛ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perinatalnaya_pedagogika.docx970.94 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 «Перинатальная педагогика»

по теме: « Эмоциональное развитие ребенка первого года жизни».


http://www.geekdad.ru/sites/default/files/pictures/papanya/2013/07/248670.jpeg 
 
 
 
 

 
  СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                             3                  
Основная часть                                                                                   5                  
Заключение                                                                                         16                

ВВЕДЕНИЕ 

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. (Роберт Киосаки)

К основным потребностям относятся те мотивы, нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций. Важным показателем в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующем об его эмоциональном благополучии, является его поведение, выражение им своих чувств.

Уже с рождения у ребенка начинают проявляться две основные реакции, вызываемые ощущением приятного и неприятного. Постепенная дифференциация эмоций, их поляризация - следствие не столько созревания детского организма, сколько результат воздействия на него социального окружения. Движущая сила развития эмоций в раннем детстве – общение со взрослым, и прежде всего с матерью. Мать наполняет смыслом и означает витальные потребности и телесные функции ребенка («ты хочешь есть, пить», «тебе холодно»), она же опознает и называет (означает) мимические, двигательные, физиологические признаки состояния ребенка в терминах эмоций – удовольствие, неудовольствие, радости, печали: «ты сердишься», «радуешься», «волнуешься», «расстроен» и т.д.

http://itd0.mycdn.me/image?id=835256369198&t=20&plc=WEB&tkn=*Jk31gx5YGHHnzxK7B6M4IB_KT0c

Следовательно, с одной стороны мать учится пониманию эмоциональных состояний ребенка, фиксируя их и обозначая словом, реагируя на них жестом, мимикой, интонацией, а порой – всем своим поведением. С другой стороны, тем самым она вызывает ответную реакцию малыша. В процессе общения ребенка со взрослым при создании ситуации их общей сопричастности, взаимной вовлеченности в переживание осуществляется обоюдное эмоциональное заражение посредством подражания и отождествления (идентификации друг с другом).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                                                     
Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Долгое время за маленьким ребенком не признавались способности к эмоциональному реагированию. Считалось, что в первые недели и месяцы жизни дети полностью находятся во власти инстинктов и в них мало, что можно найти человеческого. И хотя уже давно доказано, что ребенок первого года жизни руководствуется не только инстинктами, многие родители продолжают думать, что он еще «как бы не совсем человек», что «он еще ничего не понимает». При таком подходе не признается способность малыша с первых же дней жизни эмоционально реагировать на окружающий мир. Что же касается развития эмоциональных реакций младенцев, то родители могут проследить его, используя средние данные. В настоящее время установлены следующие последовательность, сроки и длительность формирования положительных и отрицательных эмоциональных реакций у детей первого года жизни (по О. В. Баженовой):
Улыбка на говорящее лицо — от 5 до 12 недель; Улыбка просто на лицо — от 7 до 14 недель; Комплекс оживления на говорящее лицо — от 8 до 14,5 недели;
Комплекс оживления на яркий предмет — от 12 до 20,5 недели;
Смех — от 20 до 30 недель; Хныканье — от 6 до 21,5 недели; Негативные реакции при отнятии игрушки — от 20 до 39 недель;
Плач — от 30 до 60 недель.
Давно уже замечено, что в разных ситуациях улыбки у малыша не похожи одна на другую. Точно также различается в разных ситуациях и плач. Внимательная мама, имеющая хорошую интуицию, услышав плач малыша или увидев на его лице улыбку, может определить, что послужило их причиной. Интересно, что ученым удалось насчитать более 70 различных по своему характеру улыбок младенцев. По мнению психологов, с их помощью младенцы передают взрослому информацию о переживаемых ими состояниях. Другое дело, что мы далеко не всегда понимаем маленьких детей.
 Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н..JI. Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

http://vkurse.ua/i/2012-05/pomoshch-pri-rozhdenii-pervenca-razmazyvayut.jpg

После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция - улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфического поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, - это главное коммуникативное средство общения в довербалъный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях.

Во-первых, из «местной» реакции - улыбки - они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления.

Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого.

 В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого.

Ребенок 4-5 мес. дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года.

Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные - конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами - положительными эмоциями.

Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуативно-деловой формы общения адресует взрослому и отрицательные эмоции - обиду, неудовольствие, гнев.

C:\Users\aa\Desktop\516967-1.jpg

И в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых.

На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает сформироваться любовь и симпатия к близким.

Симпатия - это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности (Ю.И. Лысенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека.

http://ledy-life.ru/wp-content/uploads/2012/07/uhagivat-za-kogei-rebenka2.jpg

В возрасте 3-4 мес. у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, движения, прямо не связаны с удовлетворением биологических
потребностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4-5 мес. большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении. Новизна побуждает младенца совершать повторные и цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая положительные эмоции.

В 5-6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.

Эмоциональные состояния, возникающие при выполнении действий, служат показателем активности младенца. После 6 мес. освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами, способствует проявлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего.

http://detstvovmeste.ru/022012/bigstock_Children_With_Book_1387071.jpg

Таким образом, изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будь то сосредоточение взора на игрушке или складывание шариков в коробку.

http://ladysarafan.ru/wp-content/uploads/2016/01/razvitie-rebanka.jpg

Овладение манипуляциями с предметами приводит к тому, что во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному взрослому. Чтобы правильно выполнять действие, ребенок должен научиться правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.

http://rukiradugi.ru/wp-content/uploads/2015/01/Xhnz9zq8t28.jpg

Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года чувства удивления.

Оно возникает при воздействии нового необычного раздражителя. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические потребности. Ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности - познавательной.

http://mojmalysh.ru/wp-content/uploads/2009/04/malysh.jpg

Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:
- кратковременность, неустойчивость, бурное выражение чувств;

(эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша).
- наблюдается «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные;

- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;
- социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми;
- в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;
- в ситуативно-деловом общении у малыша проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии;
- складываются предпосылки высших чувств - любви и симпатии к близким, познавательных чувств.

.- эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний.

- чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно;

- чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    
Таким образом развитие эмоциональной сферы происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию, говорить. Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны положительные эмоции.
К концу первого года жизни успехи в развитии ребёнка очевидны: он может эмоционально взаимодействовать с близкими, активно осваивает новое. Находясь в центре всеобщего внимания семьи (что, безусловно, понимается самим малышом), по их просьбе демонстрирует свои умения: малыш с удовольствием обнимает и целует, прощается.

ЛИТЕРАТУРА                                                     

 Источник: Урунтаева Г.А., Детская психология

 Источник: http://www.tiensmed.ru/news/razvitiedet2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние перинатального периода на психо-физическое развитие ребёнка.

Перинатальный период развития  важен  в жизни  каждого человека. Значение его слишком велико и является основой психо-физического развития....

«Нарушения опорно-двигательного аппарата и речи, как вторичные проявления перинатальной энцефалопатии»

Материал предназначен для воспитателей и специалистов коррекционных дошкольных учреждений. В доступной форме раскрывает понятие "энцефалопатия", знакомит с этиологией детских перенатальных энцефалопат...

Психологическая помощь семье в период перинатального развития ребенка

Приведены теоретические и практические обоснования необходимости развития психологической помощи женщинам в период беременности и после родов. Сформулированы основные направления этой помощи.Бе...

Статья "Опыт комплексной медико-педагогической абилитации детей с перинатальной патологией и ее последствиями в условиях специализированного дома ребенка"

В данной статье описана система комплексной медико-педгогической абилитации детей первого года жизни с ПЭП (перинатальная энцефалопатия) разной степени, а также представлен сравнительный анализ...

«Перинатальная психология»

СОДЕРЖАНИЕВведение.......................................................................................................31. Исторические сведения.........................................................