Опыты и эксперименты
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Салтыкова Ирина Александровна

МОУ детский сад

                                                           п. Судоверфь «Солнышко»

               Рыбинского района.

 

 

 

Дополнительная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста в кружке

«Опыты и эксперименты»

 

 

 

 

 

Воспитатель: Салтыкова И.А.

 

 

 

 

 

 

 

«…ребёнок по природе своей – пытливый исследователь мира.

 Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве,

 в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».  

    Сухомлинский.

Экспериментальная деятельность является одним из способов проблемного обучения. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания из имеющихся, сравнивать и анализировать.

 Опыты имеют большое значение для сознания причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют расширить практические знания детей по каждой лексической теме, конкретизировать эти знания. Дети манипулируют предметами, отвечают на поставленный вопрос, делают самостоятельные выводы, находят решение проблемы, совершают открытия.

 Огромную помощь в закреплении полученной информации, а также в совершенствовании связной речи, играет использование мнемосхем, как предложенных взрослым, так и выполненных самостоятельно. Детям нравится рассказывать об экспериментах  всем, кто хочет их слушать, они радуются, если родители не могут ответить на поставленный вопрос. В этот момент происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности, и даже мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план.

 Знания, полученные во время экспериментальной деятельности, запоминаются надолго, в дальнейшем легко воспроизводятся, переходят в личный опыт ребёнка.

В момент проведения опыта обеспечивается развитие двух типов активности - собственной  активности ребёнка, полностью определяемой им самим (когда он ставит вопрос и ищет пути решения поставленной проблемы), и активности, стимулируемой взрослыми (либо взрослый ставит перед ребёнком вопрос, или  предлагает выбрать из нескольких решений  единственное верное).

Во время экспериментальных занятий можно выстроить систему по повышению уровня самостоятельности ребёнка в решении творческих проблемных задач. Вначале у дошкольника роль ведомого: он выслушивает гипотезу, пути её доказательства - это проведение опыта  по определённому плану. По мере того, как экспериментальная деятельность становится  привычной, ребёнок может самостоятельно выдвигать гипотезы и искать пути их доказательства. И, наконец, ребёнок может сам ставить проблемные вопросы и искать пути их разрешения.

В процессе эксперимента возможно достижение речевых целей, так как происходит обогащение словаря дошкольника, который формируется в процессе практических действий, закрепляются грамматические категории речи, возникает свободное общение между ребёнком и взрослым.

Цели и задачи, решаемые на занятиях по экспериментальной деятельности:

1.                Расширять представления об окружающем мире, систематизировать имеющиеся знания.

2.                Формировать жизненный опыт ребёнка.

3.                Формировать познавательную мотивацию и активность  в познании окружающего мира.

4.                Развивать психические функции: память, внимание.

5.                Развивать  креативность   мышления, умения находить решения поставленных задач.

6.                Учить  находить  причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.

7.                Обогащать словарь детей, совершенствовать связную речь, используя метод мнемотехники.

8.                Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах.

Занятия проводятся в помещении групповой комнаты 1 раз в месяц(1вторник месяца) со всеми детьми группы. При необходимости (отсутствие большого количества детей по уважительным причинам) повторное занятие проводится в 2 вторник месяца в вечернее время.

         Перспективное планирование.

Сентябрь.

Сравнение осенних и летних листьев.

Материал.

Летние и осенние листья различных деревьев и кустарников, цветные карандаши, бумага.

Проблемный вопрос : Одинаковы ли листья с одного и того же дерева , что случилось с ними, почему?

Гипотезы: 1. Листья одинаковые. 2. Листья неодинаковые, они меняются.

Способ проверки: сравнение. Форма проведения: опыт.

Ход.

1.                Обследование листьев с деревьев (цвет, размер, конфигурация, с какого дерева).

2.                Составление пар листьев (с одного дерева), сравнение их между собой.

Листья с осенней раскраской, так же, как и зелёные, еще не сухие на ощупь, гибкие, пластичные. Зелёный цвет придаёт листьям хлорофилл. Осенью становится меньше тепла, обменные процессы в растениях замедляются, и тогда появляются цветные пигменты, способные улавливать тепло. Это позволяет продлить жизнь листьям на несколько недель.

3.Рисование и раскрашивание листьев, используя образцы.

4.Рассмотреть предложенную мнемосхему «История осеннего листка», предложить придумать свой конец.                                 

       Октябрь.

Почему осенью много луж?

Материал: прозрачная ёмкость с землёй, чашка с водой, карандаши, бумага.

Проблемный вопрос: Почему осенью много луж?

Гипотезы: 1.Луж много, потому, что идёт дождь. 2.Луж много, потому, что дождь идёт часто, а осенью холодно.

Способ проверки: практическое занятие. Форма проведения: эксперимент.

Ход.

1.Дети наливают небольшими порциями воду в ёмкость с сухой землёй. После нескольких порций вода перестаёт впитываться – образуются лужи.

2.Летом жарко и вода быстро испаряется, а осенью прохладно и вода испаряется не так быстро, дождей выпадает много, земля плохо впитывает влагу и на поверхности остаются лужи.

3.Выполнение мнемосхемы вместе с детьми.                                          

Ноябрь.

Электричество. Где оно прячется?

Материал: два воздушных шарика,  расчёска, кусочки тонкой бумаги, шерстяная тряпочка, цветные карандаши, бумага.

Проблемный вопрос: Где может прятаться электричество?

Гипотеза: 1. Электричество прячется в проводах.2. электричество может быть  везде.

Способ проверки: практическое занятие.

Ход.

Декабрь.

Одежда для Деда Мороза и Снегурочки.

Материал: иллюстрации с новогодней тематикой, меховые и шерстяные лоскутки, снеговые фигуры, емкости и подставка под них, карандаши, бумага.

Проблемный вопрос: Растает ли под меховой шубой снег в тёплом помещении?

Гипотеза: 1.Снег растает, ведь шуба тёплая. 2. Снег не растает.

 Способ проверки: практическое занятие, опыт. Форма проведения: эксперимент.

Ход.

Январь.

Почему не тонет лёд.

Материал: ёмкость с водой, лёд, лёгкие и тяжёлые предметы, карандаш, бумага.

Проблемный вопрос: Почему не тонет лёд? Что было бы, если бы лёд тонул в воде?

Гипотезы: 1.Лёд не тонет, потому, что он легче воды. 2. Лёд не тонет, потому, что рыбы выталкивают его.

Способ проверки: практическое занятие, Форма проведения: эксперимент.

Ход.

Февраль.

Инструменты. Как можно нагреть гвоздь?

Материал: гвозди, ёмкость с горячей водой, наждачная бумага, свеча (спиртовка), карандаши, бумага.

Проблемный вопрос: Как можно нагреть гвоздь?

Гипотезы: 1. Гвоздь можно нагреть горячей водой, пламенем огня.

2. Гвоздь можно нагреть, потерев о наждачную бумагу.

Способ проверки: практическое занятие.  Форма проведения: эксперимент.

Ход.

Март.

Птицы. Почему перья водоплавающих птиц не становятся мокрыми.

Материал: ёмкость с водой, вата, перья, жир, карандаши, бумага.

Проблемный вопрос: Почему вода скатывается с перьев водоплавающих птиц?

Гипотезы: 1. Перья птиц опущены вниз. 2.Перья смазаны жиром, поэтому капли скатываются с них.

Способ проверки: практическое занятие. Форма проведения: эксперимент.

Ход.

Апрель.

Обувь. Почему обувь не делают из металла?

Материал: ёмкость с холодной водой (снегом), металлические пластины, карандаши, бумага.

Проблемный вопрос: Почему обувь не делают из металла?

Гипотезы:1.Обувь из металла тяжёлая. 2. Обувь из металла твердая, неудобная, в ней холодно зимой.

Способ проверки: наблюдение и исследование. Форма проведения: опыт.

Ход.

Май.

Весна, солнечные зайчики, радуга.

Материал: ёмкость с водой, листы бумаги, зеркало, карандаши.

Проблемные вопросы: Как можно поймать солнечный луч? Только ли на небе можно увидеть радугу?

Гипотезы: 1. Для того, чтобы поймать солнечный луч, нужно подставить лучу ладонь или лицо. Для того, чтобы поймать солнечный луч нужно зеркало. 3.Радугу можно видеть только на небе. 4.Радугу можно увидеть не только на небе.

Способ проверки: практическое  задание. Форма проведения: эксперимент.

Вывод: В результате занятий дети стали находить причинно – следственные связи, пытаться самостоятельно придумывать  объяснения явлениям природы, расширились представления об окружающем мире, обогатился словарный запас, возросла речевая и познавательная активность, совершенствовалась связная монологическая речь, развивалась память, внимание, мелкая моторика рук во время практических заданий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»

Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...