"Волшебная бумага"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад
общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по познавательному развитию
для детей среднего дошкольного возраста
«Волшебная бумага»
Воспитатель МДОАУ д/с «Елочка» Руднева О.А.
2017г.
Цель:уточнение и расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.
Задачи:
- Познакомить детей с историей бумаги, ее изготовлением, назначением для человека.
- Сформировать представление о свойствах бумаги через опытно-экспериментальную деятельность.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, умение слушать воспитателя, сверстников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Во время образовательной деятельности были применены принципы:
- наглядности;
- доступности;
- соответствие возрасту.
Методы и приемы: психологический настрой, создание проблемной ситуации (звуковое письмо от Незнайки), рассказ воспитателя, вопросы к детям использование ИКТ (демонстрация слайдов), использование видео, динамическая пауза, экспериментирование, приемы активизации самостоятельного мышления детей.
Словарная работа: происхождение, назначение, лаборатория, свойства, бумага (мнется, рвется, издает звуки, режется, легкая, боится воды), опыт, вывод.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация; на каждого ребенка: халат, шапочка, листочки бумаги, кусочки ткани, камни, ножницы, клей, стакан с водой, тарелочки, влажные салфетки, бумажные картинки.
Ход ОД:
I. Организационный момент.
Психологический настрой (1 мин.)
Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В: Ребята, давайте улыбнемся нашим гостям.
(дети присаживаются на стульчики)
II. Мотивационно – побудительный этап(2 мин)
В: Ребята, одному известному герою срочно понадобилась наша помощь. Зовут его Незнайка. Давайте послушаем его и узнаем, какая помощь ему нужна.
Демонстрация видео
Голос на слайде:2 «Дорогие ребята, я - Незнайка из Солнечного города. Прошу вас о помощи. Самый умный в нашем городе мальчик, Знайка, попросил меня узнать и рассказать всё о бумаге: откуда она появилась, для чего она нужна, какая она бывает. А я про бумагу ничего не знаю. Помогите, пожалуйста, справиться с этим заданием!»
В: Ну что, ребята, поможем Незнайке узнать все о бумаге?
Дети: Да поможем.
Изучение нового и расширение имеющихся знаний (6 мин)
В:Чтобы помочь Незнайке, надо заглянуть сначала в прошлое и узнать, кто изобрел бумагу.
Слайд:3.Впервые бумага была изобретена в древнем Китае около двух тысяч лет назад. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.
Слайд:4.В наше время бумагу изготавливают на специальных бумажных фабриках.
В: А из чего изготавливают бумагу, и почему ее надо беречь мы узнаем, посмотрев отрывок мультфильма "Фиксики".
Слайд:5 Просмотр отрывка мультфильма «Фиксики» под названием «Бумага»
В: Ребята теперь вы понимаете, почему мы должны бережно относиться к бумаге.
Слайд: 6 - картинка.
В: Ребята, мы с вами узнали о происхождении бумаги. А теперь нам надо узнать о том, для чего нужна бумага человеку. Как вы думаете, нужна ли человеку бумага и для чего? (Ответы детей)
В: Ребята, вы правильно ответили, но я хочу еще добавить назначение бумаги.
Демонстрация презентации
Слайд:7. Бумага нужна для печатания и чтения газет, журналов, книг.
Слайд:8. Для отправки писем, открыток, посылок.
Слайд:9. Для клейки обоев, чтоб создавать уют в доме.
Слайд: 10. Бумага нужна для обучения в школе (тетради, учебники, дневники).
Слайд: 11. На бумаге печатают деньги.
Слайд:12. Бумага нужна для упаковочного материала.
Слайд:13. Для творчества (альбомы, для поделок оригами, аппликаций).
Слайд:14.Для личной гигиены (туалетная бумага, салфетки, бумажные полотенца).
Слайд: 15. Для проезда в общественном и пассажирском транспорте (автобусе, поезде, самолете).
Слайд: 16. Для упаковки и хранения продуктов питания.
В: Ребята, теперь вы понимаете, как необходима для людей бумага.
Слайд: 17. - картинка
В: А чтоб проверить ваши знания о назначении бумаги я предлагаю сыграть в игру "Бывает, не бывает" (динамическая пауза) - 1мин.
Дети встают возле стульчиков и выполняют движения.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет - топайте ногами. Будьте внимательными.
Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, салфетка, шкаф, фантик от конфеты, яблоко, коробка из под сока, журнал, дверь, тетрадь.
В: Молодцы ребята справились с заданием.
В: Ребята мы узнали о происхождении бумаги, ее назначении, а теперь надо узнать о ее свойствах. Для этого нам необходимо отправиться в лабораторию, чтоб выяснить свойства бумаги.
В: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Это место, где проводят опыты и эксперименты.
В: В каждой лаборатории при выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности:
- В лаборатории необходимо работать в специальной одежде.
- Внимательно слушать старшего лаборанта.
- Нельзя брать опасные предметы без разрешения старшего лаборанта.
- Можно брать только те предметы, которые необходимы для опыта.
- Не шуметь в лаборатории, не мешать друг другу.
- Выполнять все задания старшего лаборанта.
Но прежде чем мы отправимся в лабораторию, мы сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»(1мин)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять
Дружат пальчики на пять.
Экспериментальная часть - изучение свойств бумаги.(8 мин)
Дети садятся за столы, для проведения опытов.
В: Ребята перед вами находится две тарелочки. В одной тарелочке у нас лежат необходимые материалы для опытов, а другая тарелочка пустая. В пустую тарелочку, мы будем класть использованные материалы.
Опыт№.1. Возьмите белый листок бумаги и сомните его в руках.
Что произошло с бумагой? (бумага смялась). А теперь попробуйте ее разгладить. Получается? (бумага не разглаживается).
В: Ребята, какой можно сделать вывод?
Вывод: бумага мнется, но не разглаживается.
Опыт№.2. Возьмите желтый листок бумаги и порвите его. Что произошло с бумагой? (бумага порвалась). А теперь возьмите кусочек ткани и попробуйте порвать его.Что получилась? (ткань не рвется).
Вывод: бумага рвется, а ткань нет.
Опыт№3. Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?
Давайте возьмём синие листочки бумаги и будем выполнять движения «Стирка белья». Ребята бумага издает звук? Какой? (шуршит, скрипит).
В: Ребята, какой можно сделать вывод?
Вывод: бумага может издавать звуки.
Опыт№.4. Возьмите зеленый листок бумаги и положите его на ладошку, подуйте на него. Что случилось с бумагой? (бумага улетела) Значит, какая она легкая или тяжелая? (легкая)
А теперь возьмите камень и тоже попробуйте его сдуть с ладошки. Что произошло с камнем? (камень не улетел).
В: Ребята, какой можно сделать вывод?
Вывод: бумага - легкая, а камень - тяжелый
Опыт№.5. Возьмите оранжевый листок бумаги и разрежьте его ножницами. Что получилась? (бумага разрезалась)
А теперь возьмите клей и попробуйте склеить разрезанные листы бумаги. Что получилась? (листы бумаги склеились).
Вывод: бумага режется, но ее можно склеить.
Опыт№.6.Возьмите в руки красный листок бумаги и опустите его в стакан с водой. Что происходит с бумагой? (бумага стала мокрой).
Вытащите листок бумаги и положите его на дощечку. Посмотрите, что случилось с бумагой. Она стала мягкой и легко рвется.
В: Ребята, какой можно сделать вывод?
Вывод: бумага при намокании становится не прочной, бумага боится воды.
Ребята, мы с вами провели несколько экспериментов, сделали соответствующие выводы и теперь нам необходимо подвести общий итог. А помогут нам в этом карточки-схемы.
Рефлексия - подведение итога. (2мин)
В: Ребята, в какой стране изобрели бумагу?
Что вам больше понравилось? Какой опыт вам больше всего понравился?
В: Ребята я думаю, что мы помогли Незнайке узнать все о бумаге и за это он хочет нас поблагодарить. Давайте его послушаем.
Голос на слайде: 18. Ребята, какие вы молодцы, теперь о бумаге я многое знаю и даже смогу рассказать своим друзьям о ней. Спасибо вам всем. До свидания.
В: А за то, что вы помогли Незнайке узнать все о бумаге, он дарит вам бумажные наклейки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям "Волшебная бумага"
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!Мы хотим обратить Ваше внимание на ОРИГАМИ. Это замечательное искусство, которым под силу овладеть детям. Какие замечательные самолетики, кораблики, или ...
Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"
В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные виды продуктивной деятельности, в частности работа с...
Кружок "Волшебная бумага"
Описание деятельности работы кружка....
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию на тему: "Волшебные шары"(мозаичная аппликация в кружке "Волшебная бумага")
Знакомство детей с процессом изготовления мозаичной аппликации; развитие у детей творческого воображения....
Мастер класс для родителей на тему "Волшебная бумага" (аппликация из обрывной бумаги "Снеговик")
Аппликация из обрывной бумаги...
Опыты и эксперименты с бумагой. "Волшебная бумага"
Знакомство со свойствами бумаги и ее "волшебные превращения"....
Семинар – практикум для воспитателей «Волшебная бумага». Использование различных техник работы с бумагой в развитии художественного творчества у дошкольников.
Использование различных техник работы с бумагой в развитии художественного творчества у дошкольников....