"Волшебная бумага"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga_zanyatie.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад

общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по познавательному развитию

для детей среднего дошкольного возраста

«Волшебная бумага»

                                            Воспитатель МДОАУ д/с «Елочка»  Руднева О.А.

2017г.

Цель:уточнение  и расширение  представлений детей о бумаге и ее свойствах.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей бумаги, ее изготовлением, назначением для человека.
  • Сформировать представление о свойствах бумаги через опытно-экспериментальную деятельность.
  • Развивать  мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, умение слушать воспитателя, сверстников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Во время образовательной деятельности были применены принципы:

  • наглядности;
  • доступности;
  • соответствие возрасту.

Методы и приемы: психологический настрой, создание проблемной  ситуации (звуковое письмо от  Незнайки), рассказ воспитателя, вопросы к детям  использование ИКТ (демонстрация слайдов), использование видео,  динамическая пауза, экспериментирование, приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Словарная работа: происхождение, назначение, лаборатория, свойства, бумага (мнется, рвется, издает звуки, режется, легкая, боится воды),  опыт, вывод.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  презентация; на каждого ребенка: халат, шапочка, листочки  бумаги,  кусочки ткани, камни, ножницы, клей, стакан с водой, тарелочки, влажные салфетки, бумажные картинки.

Ход ОД:

I. Организационный момент.

Психологический настрой    (1 мин.)

Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

                                             Крепко за руки возьмёмся

                                             И друг другу улыбнёмся.

В: Ребята, давайте улыбнемся нашим гостям.

(дети присаживаются на стульчики)

II. Мотивационно – побудительный этап(2 мин)

В:  Ребята, одному известному герою срочно понадобилась наша помощь. Зовут его Незнайка. Давайте послушаем его и узнаем, какая помощь  ему нужна.

Демонстрация видео

Голос на слайде:2 «Дорогие ребята, я - Незнайка из Солнечного города. Прошу вас о помощи. Самый умный в нашем городе мальчик, Знайка, попросил меня узнать и рассказать всё о бумаге: откуда она появилась, для чего она нужна, какая она бывает. А я про бумагу ничего  не знаю. Помогите, пожалуйста,  справиться с этим заданием!»

В: Ну что, ребята, поможем Незнайке узнать все о бумаге?

Дети: Да поможем.

Изучение нового и расширение имеющихся знаний  (6 мин)

В:Чтобы помочь Незнайке, надо заглянуть  сначала в прошлое и узнать, кто изобрел бумагу.

Слайд:3.Впервые бумага была изобретена в древнем Китае около  двух тысяч лет назад. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

Слайд:4.В наше время бумагу изготавливают на специальных бумажных фабриках.

В: А из чего изготавливают бумагу, и почему ее надо беречь мы узнаем,  посмотрев отрывок  мультфильма "Фиксики".

Слайд:5 Просмотр отрывка  мультфильма «Фиксики» под названием «Бумага»

В: Ребята теперь вы понимаете, почему мы должны бережно относиться к бумаге.

Слайд: 6 - картинка.

В:  Ребята, мы с вами узнали о происхождении бумаги. А теперь нам надо узнать о том, для чего нужна бумага  человеку. Как вы думаете, нужна ли человеку бумага и для чего? (Ответы детей)

В: Ребята, вы правильно ответили, но я хочу еще добавить назначение бумаги.

Демонстрация презентации

Слайд:7.    Бумага нужна для печатания и  чтения газет, журналов, книг.

Слайд:8.   Для  отправки писем, открыток, посылок.

Слайд:9.   Для  клейки обоев, чтоб создавать уют в доме.

Слайд: 10. Бумага нужна для обучения в школе (тетради, учебники, дневники).

Слайд: 11. На бумаге печатают деньги.

Слайд:12. Бумага нужна для упаковочного материала.

Слайд:13. Для творчества  (альбомы, для поделок оригами,  аппликаций).

Слайд:14.Для личной гигиены (туалетная бумага, салфетки, бумажные полотенца).

Слайд: 15.  Для  проезда в общественном и пассажирском транспорте  (автобусе, поезде, самолете).

Слайд: 16.  Для  упаковки и хранения продуктов питания.

В:  Ребята, теперь вы понимаете,  как необходима для людей бумага.

Слайд: 17.  - картинка

В: А чтоб проверить ваши знания о назначении бумаги  я предлагаю сыграть в игру "Бывает, не бывает" (динамическая пауза) - 1мин.

Дети встают возле стульчиков и выполняют движения.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет - топайте ногами. Будьте  внимательными.

Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, салфетка, шкаф, фантик от конфеты, яблоко, коробка из под сока, журнал, дверь, тетрадь.

В: Молодцы ребята справились с заданием.

В: Ребята мы узнали о происхождении бумаги, ее назначении, а  теперь надо узнать о ее свойствах.  Для этого нам необходимо  отправиться в лабораторию, чтоб выяснить свойства бумаги.

В: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Это место, где проводят опыты и эксперименты.

В: В каждой лаборатории при выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности:

  1. В лаборатории необходимо работать в специальной одежде.
  2. Внимательно слушать  старшего лаборанта.
  3. Нельзя  брать опасные предметы без разрешения старшего лаборанта.
  4. Можно брать только те предметы, которые необходимы  для опыта.
  5. Не шуметь в лаборатории, не мешать друг другу.
  6. Выполнять  все  задания старшего лаборанта.

Но прежде чем мы отправимся в лабораторию, мы сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»(1мин)

                             Дружат в нашей группе

                                   Девочки и мальчики.

                                   Мы с тобой подружим

                                   Маленькие  пальчики.

                                  Один, два, три, четыре, пять

                                  Дружат пальчики на пять.

Экспериментальная часть - изучение свойств бумаги.(8 мин)

Дети садятся за столы, для проведения опытов.

В: Ребята перед вами находится две тарелочки. В одной тарелочке у нас лежат необходимые материалы для опытов, а другая тарелочка пустая. В пустую тарелочку, мы будем класть использованные материалы.

Опыт№.1.  Возьмите белый листок  бумаги и сомните его в руках.

Что произошло с бумагой? (бумага смялась). А теперь попробуйте ее разгладить. Получается?   (бумага не разглаживается).

В: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: бумага  мнется, но не разглаживается.

Опыт№.2. Возьмите желтый листок бумаги и порвите его. Что произошло с бумагой?   (бумага порвалась). А теперь возьмите кусочек ткани и попробуйте  порвать его.Что получилась?   (ткань не рвется).

Вывод: бумага  рвется,  а ткань нет.

Опыт№3. Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?
Давайте возьмём синие листочки бумаги и будем выполнять движения «Стирка белья». Ребята бумага издает звук? Какой?  (шуршит, скрипит).

В: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: бумага может  издавать звуки.

Опыт№.4. Возьмите зеленый листок бумаги и положите его на ладошку, подуйте на него. Что случилось с бумагой? (бумага улетела) Значит, какая она  легкая или тяжелая? (легкая)

А теперь возьмите камень и тоже попробуйте его сдуть с ладошки. Что произошло с камнем?  (камень не улетел).

В: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: бумага -  легкая, а камень - тяжелый

Опыт№.5.  Возьмите оранжевый  листок  бумаги и разрежьте  его ножницами. Что получилась?   (бумага разрезалась)

А теперь возьмите клей и попробуйте склеить разрезанные листы бумаги. Что получилась?   (листы бумаги склеились).

Вывод: бумага  режется, но ее можно склеить.

Опыт№.6.Возьмите в руки красный листок бумаги и опустите его в стакан с водой. Что происходит с бумагой?  (бумага стала мокрой).

Вытащите листок бумаги и положите его на дощечку. Посмотрите, что случилось с бумагой. Она стала мягкой и легко рвется.

В: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: бумага  при намокании становится не прочной, бумага боится воды.

Ребята, мы с вами провели несколько экспериментов, сделали соответствующие выводы и теперь нам необходимо подвести общий итог. А помогут нам в этом карточки-схемы.

Рефлексия - подведение итога.  (2мин)

В:  Ребята, в какой стране изобрели бумагу?

Что вам больше понравилось? Какой опыт вам больше всего понравился?

В: Ребята я думаю, что мы помогли  Незнайке   узнать  все о бумаге  и за это он хочет нас поблагодарить. Давайте его послушаем.

Голос на слайде: 18. Ребята, какие вы молодцы, теперь  о бумаге  я многое знаю и даже смогу рассказать своим друзьям о ней. Спасибо вам всем. До  свидания.

В: А за то, что вы  помогли Незнайке узнать все о бумаге,  он  дарит вам  бумажные наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Волшебная бумага"

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!Мы хотим обратить Ваше внимание на ОРИГАМИ. Это замечательное искусство, которым под силу овладеть детям. Какие замечательные самолетики, кораблики, или ...

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Кружок "Волшебная бумага"

Описание деятельности работы кружка....

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию на тему: "Волшебные шары"(мозаичная аппликация в кружке "Волшебная бумага")

Знакомство детей с процессом изготовления мозаичной аппликации; развитие у детей творческого воображения....

Опыты и эксперименты с бумагой. "Волшебная бумага"

Знакомство со свойствами бумаги и ее "волшебные превращения"....

Семинар – практикум для воспитателей «Волшебная бумага». Использование различных техник работы с бумагой в развитии художественного творчества у дошкольников.

Использование  различных  техник работы с бумагой  в развитии  художественного творчества у  дошкольников....