Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сорокаева Людмила Вячеславовна

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников со свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по детскому экспериментированию.

Старший дошкольный возраст.

Образовательная ситуация. Воздух – невидимка.

Разработала: воспитатель

 Сорокаева Людмила Вячеславовна

Цель. Продолжать расширять представления детей о воздухе (невидимый, прозрачный, есть везде, его можно почувствовать, услышать), о значении воздуха для всего живого. Познакомить с новыми свойствами воздуха – расширяется при нагревании, имеет силу. Развивать логическое мышление, умственную активность при работе с моделями, умение делать выводы.

Активизировать словарный запас дошкольников. Способствовать формированию интереса к экспериментированию. Воспитывать положительные эмоции.

Словарная работа. Невидимый, прозрачный, дуем, расширяется при нагревании, есть сила.

Средства. На каждого ребёнка – 0,5 литровая банка, губка, тряпочка, почва, камни, шарик, перфокарта, фломастер.

У воспитателя – картофель, соломинка, пластиковая бутылка, шарик, таз с горячей водой, модели «Правила безопасного поведения во время экспериментирования».

На стенах висят воздушные шары.

Ход.

Взаимодействие педагога с детьми

- Ребята, а я знаю загадку, попробуйте её отгадать.

- Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

                                                    Без чего человек не может жить?

- Правильно, ребята, это воздух, без него человек не может жить.

- Ребята, для чего нам с вами нужен воздух?

- Кому ещё нужен воздух?

- Правильно, воздух нужен всем растениям, животным, человеку – всему живому на Земле. Воздух окружает нашу планету, воздухом дышит всё живое.

- Ребята, я предлагаю вам взять перфокарты и выполнить такое задание:

- Зачеркните те объекты, которым воздух не нужен.

                         (Самостоятельная работа детей с перфокартами).

- Молодцы, ребята, все справились с заданием. Правильно зачеркнули те объекты, которым воздух не нужен. Это солнце и радуга.

- Ребята, вы сказали, что воздух необходим всему живому на Земле. А можно ли воздух увидеть? Почему?

- Правильно, ребята, воздух невидимый, прозрачный.

- Ребята, у нас в группе есть воздух?

- Как это можно доказать?

(Дети предлагают варианты: помахать веером, рукой около лица).

- Докажите, что в группе есть воздух, но прежде вспомним правила безопасного поведения во время экспериментирования.

(Дети называют знакомые правила:

*Не подталкивай соседа!

*Взял, потом положи на место!

*Будь осторожен со стеклянными предметами!

*Внимание! Горячая вода!

(Дети доказывают, что в группе есть воздух).

- Ребята, как вы думаете, где ещё есть воздух?

Самостоятельная деятельность детей (доказывают, что воздух есть везде).

- Молодцы, ребята, вы доказали, что воздух есть везде и всюду: и в трубочке, и в губке, и в почве, и в камнях.

- Ребята, можно воздух услышать?

- Докажите, что воздух можно услышать.

Самостоятельная деятельность детей (дети надувают шарик, выпускают из него воздух).

Молодцы, ребята, вы доказали, что воздух можно услышать.

                                    Психогимнастика «Четыре стихии».

- Сегодня я хочу вам показать и доказать, что у воздуха есть сила

- Давайте это проверим.

- Кладу картошку на стол, беру соломинку и втыкаю в картошку, соломинка сгибается и не протыкает картофель.

- Теперь зажимаю соломинку в кулаке и большим пальцем закрываю отверстие с одной стороны.

- Резким движением втыкаю соломинку в картошку. Она легко входит в картошку и протыкает её.

Вывод.

- А произошло это вот почему. Большой палец задержал воздух в соломинке. Воздух надавил и укрепил стенки соломинки, не дал ей согнуться, поэтому она стала сильной. Следовательно, воздух имеет силу.

- Ребята, посмотрите, как много шаров у нас в группе.

-Как вы думаете, что внутри шаров?

- Правильно, внутри шаров воздух.

- Ребята, как мы обычно надуваем шары?

- Хотите, покажу, как можно надувать шарики по-другому?

- Пустой воздушный шарик я надеваю на горлышко пластиковой бутылки.

- Мне нужна горячая вода, но я хочу предупредить, что повторять этот эксперимент без взрослых ни в коем случае нельзя. Это опасно для здоровья!

- Ставлю бутылку с шариком в таз с горячей водой и держу её.

- Что вы сейчас видите?

- Правильно, шарик стал надуваться. Это происходит потому, что воздух внутри бутылки стал нагреваться и расширяться. Ему стало тесно в бутылке и он стал переходить в шарик. Поэтому шарик стал надуваться.

Вывод.

- Воздух при нагревании расширяется.

- Ребята, что нового мы сегодня узнали о воздухе?

- Правильно, мы узнали, что у воздуха есть сила, при нагревании он расширяется.

- Молодцы, ребята, все сегодня старались, думали, отвечали на вопросы. Что ещё хотели бы узнать?

(Дети говорят, о чём они хотели бы узнать).

- Я запишу ваши вопросы, а на самые интересные постараюсь ответить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольники очень любят экспериментировать. Преимущество детского экспериментирования заключается в том, что дети дошкольного возраста самостоятельно открывают необходимые для его жизни и здоровья зна...