Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дошкольники очень любят экспериментировать. Преимущество детского экспериментирования заключается в том, что дети дошкольного возраста самостоятельно открывают необходимые для его жизни и здоровья знания и представления. А воспитатель при этом остается его помощником, партнером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_i_eksp.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Поисково-исследовательский проект
«Мы экспериментаторы».
Участники проекта: дети старшей группы № 11 «Дельфиненок», родители, воспитатель.
Срок реализации проекта: март-апрель 2014 г.
Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.…
Зовут их: «Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где…»
Р.Киплинг
По природе своей дети-исследователи. Открыть, изучить, исследовать-это первые шаги в неизведанное. Благодаря такой деятельности дети учатся говорить, думать, искать, пробовать, экспериментировать.
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Сухомлинский В.А.
Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Эксперимент-опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким- либо способом, один из основных методов познания, при помощи которого исследуются явления природы и общества.
Актуальность темы:
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределённы, не совсем отчетливы. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения. Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей.
Цель опытно-экспериментальной работы:
Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Ожидаемые результаты:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности с себе и в своих силах.
3. Улучшение взаимодействия воспитателя и родителей, Создание содружества в структуре « Семья-группа-детский сад». Создание атмосферы общности интересов.
4. Обогатить предметно-развивающую среду в группе.
В процессе экспериментирования дети учатся:
1. Видеть и выделять проблему.
2. Принимать решения и ставить цели.
3. Анализировать объект и явления, выделять признаки и связи.
4. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
5. Осуществлять эксперименты.
6. Выдвигать гипотезы, предложения, делать выводы.
Методическое обеспечение:
1. Картотека опытов и наблюдений.
2. Перспективное планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми
3. Таблицы, картины, схемы, карточки.
4. Материал для взаимодействия с родителями.
5. Методическая литература.
Формы работы:
1. Индивидуальная.
2. Фронтальная.
3. Работа в группах.
4. Работа в парах.
5. Работа с родителями.
Подготовительный: 1. Погружение в тему.
2. Агитационная работа с родителями.
3. Подбор необходимого материала.
4. Постановка проблемного вопроса.
5. Мотивация к реализации проекта.
6. Выявление знаний детей о природных явлениях в неживой природе.
7.Составление тематического плана мероприятий на период реализации проекта.
8. Экскурсия в мини-лабораторию ДОУ .
Основной (практическая деятельность по содержанию проекта).
1. Проведение экспериментов и опытов.
2. Обобщение результатов.
3. Оформление выставки книг.
4. Оформление уголка «Мы- экспериментаторы».
5. Интегрированное занятие «В гостях у Капельки».
6. Игра-путешествие «Удивительные приключения утенка Тима».
7 .Интегрированное-занятие «Ветер, ветер ,ты могуч…»(чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне….» и проведение опытов с воздухом).
8. Практическое занятие« Веселый огород» (посадка лука, зелени).
9. Занятие-беседа «Удивительные свойства магнита».
10. Игра- путешествие «Где живет Эхо?».
11. Эксперимент «Вулкан».
12. Игра с элементами экспериментирования « Полет на воздушном шаре».
13. Опыты и эксперименты с молоком, яйцом, содой.
14. Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы.
15. Беседы познавательного характера.
16. Дидактические и развивающие игры.
Заключительный этап:
1. Коллектив группы посадил огород на подоконнике. Дети с большим удовольствием попробовали урожай, выращенный своими руками.
2. Все этапы проекта фотографировались и в результате в группе был создан альбом- фотоотчет.
3. Анализ достижений целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений экспериментальной деятельности.
4. Подготовка мультимедийной презентации и ознакомление родителей с результатами проекта.
5.Отчет и показ презентации на педагогическом совете. Проведение мастер-класса.
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К. А. Тимирязев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".
Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...
Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...
Применение игровой технологии в опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Речь пойдет об игровой технологии "Круги Луллия"...
Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Инновационный опыт воспитателя...
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...