"Свойства дерева и металла"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему
конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo_i_metall.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие «Свойства дерева и металла»
Задачи:
- Уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева и металла.
- Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.
- Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.
- Закрепить знания о делении деревьев, на лиственные и хвойные.
- Использовать опыт для нахождения истины.
- Воспитывать бережное отношение к деревьям (лесу, зеленым насаждениям)
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями, дидактическая игра «Наоборот».
Материалы: картинки с изображением деревьев, тазики с водой, металлические бруски и деревянные, гвозди, лупы, кисточки, краски,
Методы и приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания.
Форма работы с детьми: фронтальная и групповая.
Технология: исследовательская деятельность.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем играть в сыщиков! А искать мы будем. Подождите, раз вы сыщики, то найдете ответ на вопрос: «Что в этих коробках?» Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эти две коробки. А на них надпись: «Открыть любознательным детям».
-А как же узнать, в какой посылке что находится? (посмотреть).
-А если не смотреть, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку).
-Если мы понюхаем, то узнаем, что лежит в коробке? Давайте попробуем.
-А как по звуку узнать? Кто попробует? И последнее, как можно узнать? (потрогать)
Вы догадались, что в этих коробках?
Из чего сделан карандаш? (дерево)
Из чего сделан гвоздь? (железо)
Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес)
Ребята, как вы думаете, что такое лес?
Дети: Это место, где растут деревья. Там есть полянки, на которых растут цветы. В лесу живут звери и птицы.
Вывод: Лес это дом, где вместе живут деревья, кустарники, травы, мхи, звери, птицы и насекомые.
-Какие вы умные и уж конечно знаете, какие деревья растут в наших лесах.
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, сыщики, как узнать названия деревьев?
Дети: По внешнему виду или просто прочитать.
Воспитатель: деревья не все одинаковые. Какие из них можно назвать лиственными и почему?
Дети: дуб, береза, каштан, тополь. Они называются лиственными, потому что на них растут листья.
Воспитатель: Какие из них хвойные?
Дети: сосна, ель, потому что на их ветвях вместо листьев хвоя.
Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?
Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют Землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу.
Воспитатель: А чем дерево может нам помочь?
Дети: Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.
-А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?
-Какой вывод можно сделать?
Воспитатель: Ребята надо рассказать, чем дерево отличается от других материалов. Для этого надо вспомнить свойства дерева. Свойство – то, что отличает 1 предмет от другого.
- Вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
И любому сыщику в этом поможет опыт. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.
Приступим?
У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож для воспитателя
Опыт № 1 Прозрачность предмета.
(Дети смотрят сквозь кубик).
Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая)
Опыт №2 Твердость предметов.
-Дети на ощупь определяют, какой предмет тверже , а какой мягче.
Вывод: Если провести металлическим предметом по бруску останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом отпечатка не останется. Значит дерево мягче, чем металл.
Каждое дерево имеет свой рисунок (на спилах). (Работа с лупой).
Опыт №3 Плавучесть предметов (работа с емкостями воды)
Для сравнения гвоздь и деревянный брусок.
После опыта дерево остается в воде для другого опыта.
(Далее ребята работают с новыми образцами дерева).
Хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом)
Опыт№4 Хорошо окрашивается. (Кисть и краски)
Поглощает влагу и от этого меняются в размере.
Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит, он какой? (прочный). Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
Опыт№ 5 Теплопроводимость материалов.
Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную. Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Как называется как это свойство?
- Вставайте в круг и поиграем в игру: « Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое, тонет, тяжелый
Воспитатель: Итак, уважаемые сыщики, какие свойства дерева (то, что отличает его от других материалов), мы узнали?
Дети: Дерево тверже резины и ткани, но мягче металла. Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. После высыхания коробится и становится неровным. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах.
Воспитатель: Да, вы очень сообразительные и самые настоящие сыщики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства дерева и металла.
ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2» НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш...
Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)
Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».
Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре...
Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”
Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...
“О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”
Конспект познавательного занятия в старшей группеТема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».
Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:- образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...
Открытое занятие для педагогов дошкольных отделений на тему «Знакомство со свойствами дерева и металла»
1. Познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: металл тяжелее и звонче дерева;2. Объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла.3. ...