Проект "Юный исследователь"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Штукина Наталья Александровна

Проект по опытно-экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Юный исследователь»

Пояснительная записка

На сегодняшний день в системе образования ДОУ в соответствии с ФГОС ДО появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте.

Нынешние дети уже живут и будут жить в эпоху информатизации, в условиях быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Необходимо воспитывать наших детей пытливыми, общительными, самостоятельными и творческими личностями, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью».

        Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Актуальность разрабатываемого проекта:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Актуальность заявленной проблемы:

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель проекта: разработать систему работы по организации опытно - экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы.

 Задачи проекта:

1.Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие представлений о химических свойствах веществ;

- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие элементарных математических представлений.

2. Развивать  умственные способности:

- мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей.

4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

5.Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Сроки проекта:

 Проект рассчитан на один год для детей старшей группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.

Формы работы:

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

 Предполагаемые результаты:

Дети развивают свои умения:

  1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
  2. Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
  3. Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к товарищам, самодисциплина.

Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:

1.Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.

2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.

3.Организация развивающей предметно пространственной среды.

4. Оценка результатов проведённой работы.

       

 1 этап. Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

2 этап. Был разработан календарно-тематический план работы с детьми на год по экспериментальной деятельности.

3 этап.  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования».

В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.

 Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Один раз в неделю организуется ООД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения и изготавливают схемы и памятки.

4 этап. Проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-анкетирование родителей,

-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

Формы сотрудничества с родителями:

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)

-Развлечение «Путешествие по материкам»

-Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА!»

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

«Режим питания нарушать нельзя!»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Совместные досуги

-Совместные экскурсии

-Наглядная информация

-Обмен опытом

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе:

Дата

Тема разделов

Задачи

Содержание

Материал

Сентябрь - октябрь

«Вода, ее значение»

Сформировать представление о воде, ее свойствах и значении.

1. Познавательное занятие «Чудесная вода»;

2.Совместная деятельность:

-Эксперимент «Невесомая вода»;

-Эксперимент «Куда плывет рыбка»;

-Эксперимент «Спиралька»;

-Эксперимент «Радуга»;

-Эксперимент (на плавучесть).

-Условия для самостоятельной деятельности

3. Дидактическая игра «Вода и её свойства»

4. Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»

5. Беседа «Вода – источник жизни»

Емкость с небольшим отверстием на дне.

Большой таз с водой, пипетка, растительное масло, соломинка, вилка, вырезанная из картона рыбка. Тонкая проволока, растительное масло, мыльный раствор, пипетка.

Миска с водой, зеркало, белый лист бумаги.

Емкость с водой, набор вещей из разного по составу материала

Ноябрь

«Солнце - звезда»

Углубить представление о солнце, его параметрах.

1.Познавательное занятие «День - ночь»;

2.Эксперимент «Далеко - близко»;

3.Эксперимент  «Чем ближе, тем быстрее»;

Дидактическая игра «День - ночь».

Два термометра, настольная  лампа, длинная линейка

Пластилин, длинная линейка

Декабрь

«Полезные ископаемые»

Формировать представления о некоторых полезных ископаемых  (уголь, ракушечник)

  1. Эксперимент «Рассматривание материала с помощью лупы»;

Уголь, ракушечник, лупы по количеству детей

Январь - февраль

«Воздух – необходимое условие для жизни на земле»

Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы. Его значение для живых организмов.

Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

  1. Познавательное занятие «Как увидеть воздух?»;
  2. Познавательное занятие «Как мы чувствуем запах?»
  3. Опыт «Как увидеть воздух?»;
  4. Опыт «Как услышать воздух?»;

5.Эксперимент «Движение воздуха».

6.Экспериментиро-вание «Бывает ли воздуху холодно»

Емкость с водой, прозрачный стакан, воздушный шар, тонкие полоски бумаги.

Март

«Песок и глина»

Формировать представления о песке и глине, их свойствах и применении.

  1. Эксперимент «Песок рыхлый, а глина -  нет»;
  2. Эксперимент «Из чего состоит песок и глина»;

3. Познавательное занятие «Глина, хранящая тепло человеческих рук»

Песок, глина

Поделки из глины и цветного песка

Апрель - май

«Почва – живое, неживое»

Сформировать представления о почве, ее строении, значении.

  1.  Беседа «Что такое почва?»
  2. Чтение познавательной литературы «Сказки о волшебной кладовой»;
  3. Эксперимент «Такая разная земля»;
  4. Эксперимент «Земля после дождя»;

Разная по составу земля (садовая, с участка детского сада, из парка);

Пластиковый стакан с землей, емкость с водой, закрытая крышкой с небольшим отверстием.

Заключение:

   В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

   Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя. 

Литература:

  1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 2004.
  2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить оргинизаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.
  3. Дахин А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009.
  4. Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
  6. Сивкова Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения.2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...