"Невидимка воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по познавательной деятельности и экспериментированию « Невидимка воздух».
Подготовила: воспитатель Селютина Л, Н., МКДОУ д/с « Колокольчик», с. Родино Алтайский край.
Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах ( бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ, развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать мышление, учить детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Материалы и оборудование: весы подвесные; два одинаковых воздушных шара; стакан с водой на каждого, трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого ребёнка; прозрачная ёмкость с водой; две свечи; банка; спички; веера по количеству детей; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки по количеству детей; мыльные пузыри; карточки- обозначения свойств воздуха; игрушка лягушонок, воздушные шары в связке.
Предварительная работа: беседа « Живая и неживая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Ход образовательной деятельности
Педагог: | Сегодня с вами попробуем творить чудеса. Но сначала давайте вспомним: что относится к живой природе?( Люди, животные, растения.) Что относится к неживой природе? (Камни, вода, воздух, почва, звёзды.) Молодцы! А сейчас отгадайте загадку. Если отгадаете, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас. ( Воздух) |
Педагог: | Правильно ребята, это воздух! И сегодня мы поговорим о воздухе. Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух- везде: на улице, в комнате, в земле, в воде и даже внутри нас. ( Из-за дверей доносятся звуки). |
Лягушонок: | Ой, помогите, спасите, лечу! Педагог: Кто это там кричит? (Открывает двери). В комнату на воздушных шарах влетает Лягушонок. |
Педагог: | Здравствуй, Лягушонок. Как ты к нам попал? |
Лягушонок: | Здравствуйте, ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понёс, понёс и принёс к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что вы здесь делаете? Можно мне остаться? |
Педагог: | Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. |
Лягушонок: | О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нём слышал, но никогда с ним не встречался. Может его вовсе нет? |
Педагог: | Погоди, Лягушонок! Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас. |
Лягушонок: | Ничего я не вижу! Где же он? Куда он спрятался? |
Педагог: | Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини- лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты, как настоящие учёные. ( Дети переходят за столы). |
Опыт № 1 « Как поймать воздух»
Педагог: | Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находиться? Какой он? Вы его видите? |
Лягушонок: | Я уверен, что там ничего нет! Педагог: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? ( Педагог подносит пакет к Лягушонку). |
Лягушонок: | Я его не вижу, но чувствую |
Педагог: | Молодец, Лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха « Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». |
Опыт №2 « Что в стакане?»
Педагог: | Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? |
Лягушонок: | Это же всем понятно, что в нём ничего нет. |
Педагог: | Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стакан нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? ( Педагог предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает воду. А теперь попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду она постепенно вытесняет из него воздух, занимая место воздуха. |
Лягушонок: | Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело! |
Педагог | Молодец, Лягушонок! Ты мне подсказал ещё один интересный опыт с воздухом. |
Опыт №3 «Воздух легче воды»
Педагог: | Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? (Воздух). Откуда он берётся? (Мы его вдыхаем носом, а выдыхаем ртом в трубочку). |
Лягушонок: | А почему пузырьки поднимаются на поверхность? |
Педагог: | Потому что воздух легче воды, Давайте поставим на мольберт ещё одну карточку, которая обозначит свойство воздуха « Воздух легче воды». Ребята, Лягушонок! А у меня для вас есть небольшой сюрприз. ( Педагог достаёт мыльные пузыри). Что это? ( Пускает мыльные пузыри). Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, а другие ловить, а потом наоборот. Раз, два, три, раз, два, три- Я пускаю пузыри. Мыльные, воздушные, В тёпленькой водичке Капельку шампуня, Чтобы лучше было… А теперь от ручки Трубочкой…Смотри! Как переливаются эти пузыри… На, попробуй, выдуй тоже! Ветерку послушные. Раз, два, три, четыре, пять, Пузыри летят опять Над домами, над лесами, Я пускаю пузыри, Как красиво, посмотри! |
Педагог: | Наигрались? А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия! Как вы думаете, воздух имеет вес? |
Лягушонок: | Конечно, нет! |
Педагог: | Хотите проверить? |
Опыт №4 « Имеет ли воздух вес?»
Педагог: | Что у меня в руках?( воздушный шар). Почему он так называется? Молодцы! Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвки и палочки( показывает весы). С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит, шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Ставим на мольберт новую карточку- обозначение свойства воздуха « Воздух имеет вес». |
Лягушонок: | Интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете, ребята? |
Педагог: | Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Ставим следующую карточку « Воздух не имеет запаха». |
Лягушонок: | Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами? |
Педагог: | Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но, двигаясь, может доносить запах до нас. |
Лягушонок: | Он ещё и двигаться умеет? |
Педагог: | Скажи, Лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях? |
Лягушонок: | Меня ветер принёс. |
Педагог: | Ребята, а что такое ветер? Какой бывает ветер? Ветер-это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, кружится вертушка). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? |
Опыт №5 « Движение воздуха»
Педагог: | Возьмите в руку веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? А если бы сейчас открыли окна? Что бы вы почувствовали? Итак, делаем вывод, что воздух движется и ставим новую карточку- обозначение движения воздуха. Ребята, сегодня мы поговорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что влздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите пальчиками нос . Не дышите. Почему вы убрали руки и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха? Дети: Нет! Нам было плохо! Мы не можем без него дышать! |
Лягушонок: | Спасибо вам, ребята, за интересные опыты. Я очень многое узнал. Самое главное, я узнал, что мы дышим воздухом. Воздух- часть природы. Я хочу подарить вам воздушные шарики. Теперь я знаю, почему они называются воздушными. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
«Невидимка воздух».
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"
Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать развивать познавательную активность в...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»
Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...