Перелётные и зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хохлова Людмила Михайловна

Конспект ООД по экологии в старшей группе

Тема: «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц, воспитывать желание заботиться и оберегать их.

Задачи в области «Познавательное развитие»

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.

 Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма).

Классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец), на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. 

Познакомить с лесными птицами: клёст и поползень, учить узнавать и называть их.

Формировать обобщенное понятие «перелетные и зимующие птицы».

Задачи в области «Речевое развитие»

Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать  словарь по теме.

Словарь: клёст, поползень, перелетные, зимующие.

Развивать умения отгадывать загадки, построенные на описании.

Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию, желание  оказать    помощь сказочному персонажу, Бабе Яге.

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.

Закреплять умения выполнять правила игры.

Воспитывать любовь к птица, желание помогать им в зимних условиях.

Задачи в области «Физическое развитие»

Укреплять здоровье  и  развивать двигательную активность.

Оборудование и материал:

Ноутбук,

проектор,

ватман,

кукла Бабы Яги,

картинки с изображением зимующих и перелетных птиц,

запись с голосом Бабы Яги,

развивающая игра «Собери картинку» (птицы),

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (в формате презентации),

Дидактическая игра «Кого, чем кормить?» (в формате презентации).

Предварительная работа:

Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных  птиц,

Наблюдение за птицами на прогулке,

Наблюдение за птицами на кормушке в процессе кормления,

Заучивание стихотворений о птицах,

Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Какой птицы не стало», «Четвертый лишний» (карточки),

Подвижная игра «Птицелов»

Загадывание и отгадывание загадок

 

Содержание организованной образовательной деятельности

Организационная часть

Воспитатель

- Ребята, у нас с вами сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Молодцы!

Но это еще не все наши гости.  К нам сегодня кто - то ещё обещал прийти.

А вот кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

Дети

- Баба Яга.

Воспитатель

- Верно, это Баба Яга, она пришла к вам за помощью, у нее беда. Давайте послушаем и узнаем, что же у неё случилось.

(Звучит аудиозапись с голосом Бабы Яги)

- Беда, беда у меня. Ребятишки, вы знаете, моя избушка стоит  в дремучем лесу. Всё лето и ранней осенью  звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как только похолодало и не слыхать их, и не видать, изредка постучит дятел и  - тишина. Вот, беда-то, какая, птицы пропали!

Воспитатель

- Ты не расстраивайся, Баба Яга, мы тебе с ребятами обязательно поможем, во всём разберемся. Поможем, ребята?

(Ответы детей).

Воспитатель

- А ты пока посиди, отдохни после дальней дороги, и послушай нас.

Основная часть

Воспитатель

-  Действительно, многие птицы осенью улетают. Куда они улетают, ребята?

-  Как эти птицы называются?  (Перелетные)

-  А почему они улетают на юг?  (Ответы детей)

-  Посмотрите на доску и назовите  птиц, которые улетают в теплые страны?

(ласточки, кукушки, скворцы)

Воспитатель

- Верно, они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

- Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются. 

А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадки, и ты, Баба Яга, послушай.

Каждый год я к вам лечу,

 Зимовать у вас хочу,

 И ещё красней зимой

 Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь).

Воспитатель

- Молодцы, ребята, это снегирь. 

- Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь?  (Ответы детей)

- Любимое лакомство снегиря?  (Ягоды рябины)

- Знаете, ребята, не у всех снегирей грудка ярко-красная, а только у самцов, а вот у самочки  она темно-серая.

-  А как вы думаете, почему же самочка серенькая, да незаметная?

- Зачем ей скромный, незаметный наряд? (Ответы детей)

Воспитатель

-  Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам.

-  Слушаем следующую загадку:

 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует. 

(Воробей.)

Воспитатель

-  Молодцы, ребята, это, конечно же, воробей.

Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки.  Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых – вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям.

-  Следующая загадка:

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая .....   

(сорока)

Воспитатель

-  Благодаря сороке, ребята, жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

Воспитатель

-  Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте Бабушке Яге скажем, как называются эти птицы (Зимующие).

-   Посмотрите опять на доску и назовите зимующих птиц.

(воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, дятел)

- А почему они не улетают в теплые страны, что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются?  (Ответы детей)

Воспитатель

-  Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов. Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами.

-  А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Перелетные и зимующие птицы», а мы с Бабой Ягой посмотрим, как же вы хорошо запомнили птиц.

Воспитатель

-  Внимательно слушайте правило игры, если я называю перелетную птицу, вы машете руками, как крыльями. Если, же я называю зимующую птицу, вы садитесь на корточки. Будьте внимательны! А я буду показывать вам другие движения, чтобы запутать, поэтому выполняйте то, что я говорю, а не то, что делаю.

Игра малой подвижности «Перелетные и зимующие птицы»

Воспитатель

-  Молодцы, ребята, поиграли, еще раз вспомнили зимующих и перелетных птиц,  а теперь проходим на свои места.

-  А знаешь, Баба Яга, раз ты живешь в дремучем еловом лесу, по соседству с тобой должна жить удивительная птица (показ картинки в формате презентации).

-  Как она называется? (Клёст).

-  А чем же она так удивительна? (У неё небольшой клюв – крестиком)

Воспитатель

-  И своим крепким клювом крестом очень ловко потрошит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. В теплых глубоких гнездах из еловых веточек сидят малыши – пуховички. Вот какая это удивительная птичка.

-   Ребята, а это что за птица? (показ картинки в формате презентации).

- Эта птица бегает по стволу деревьев до самого верха ствола и, повернувшись, бежит вниз головой (Поползень)

- А почему он так бегает? (Он себе так еду находит)

-  А еще поползень делает на зиму запасы: складывает в какое-нибудь дупло семена и орехи, желуди  и сухие ягоды. Зимой это помогает не только ему, но и другим птицам.

 - Давайте вместе повторим названия лесных птиц, которые живут рядом с Бабой Ягой: поползень, клест.

Воспитатель

- Ребята, мы с вами сегодня много нового узнали о птицах, вспомнили что знали, Бабушке Яге рассказали, и сейчас я предлагаю сыграть и ещё в одну игру, называется она «Четвертый лишний». Я буду показывать вам картинки, а вы отвечать какая птица здесь лишняя, если вы правильно ответите, эта птичка улетит.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

(показ компьютерной презентации)

Воспитатель

-  Молодцы, ребята.

Воспитатель

- Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. Поэтому птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытее – не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорят:

 «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную – и мороз убьёт».

 -  Ребята, а какой совет мы можем дать Бабе Яге, чтобы птицы не улетали от её избушки?

(Надо повесить  рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц)

-  А чем же их кормить? Это мы сейчас с вами вспомним, поиграв в игру «Кого, чем кормить». Если вы правильно ответите, то птичка улетит вместе с кормом.

Дидактическая игра «Кого, чем кормить?»

(показ  компьютерной презентации)

Заключительная часть

Итог организованной образовательной деятельности

Воспитатель

- Ребята, Баба Яга говорит вам спасибо большое, что вы помогли ей во всем разобраться.  Она обязательно повесит возле своей избушки кормушку, и будет  подкармливать птичек. 

А за вашу помощь, она принесла вам картинки птиц. Но пока она летела в своей ступе они рассыпались. И чтобы получить картинку, нужно сложить её из частей.

Развивающая игра «Сложи картинку»

(самостоятельная работа детей).

- Молодцы, ребята. Давайте, мы с вами попросим Бабу Ягу остаться у нас в гостях, а мы с вами тоже приготовим для неё подарок.

Воспитатель просит Бабу Ягу  остаться, посмотреть какие кормушки висят за окном в группе и на участке детского сада. 

- А ребята в вечернее время приготовят для неё подарок,  кормушку с кормом для птиц  (коллективная аппликация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetvyortyy_lishniy.pptx1.49 МБ
Файл perelyotnye_i_zimuyushchie_ptitsy.pptx797.84 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимующие и перелётные птицы Конспект ООД по экологии в старшей группе

Слайд 2

Цель : развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц, воспитывать желание заботиться и оберегать их.

Слайд 3

Задачи в области «Познавательное развитие» Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма). Классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец), на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Познакомить с лесными птицами: клёст и поползень, учить узнавать и называть их. Формировать обобщенное понятие «перелетные и зимующие птицы».

Слайд 4

Задачи в области «Речевое развитие» Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме. Словарь: клёст, поползень, перелетные, зимующие. Развивать умения отгадывать загадки, построенные на описании.

Слайд 5

Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие» Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию, желание оказать помощь сказочному персонажу, Бабе Яге. Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми. Закреплять умения выполнять правила игры. Воспитывать любовь к птица, желание помогать им в зимних условиях.

Слайд 6

Задачи в области «Физическое развитие» Укреплять здоровье и развивать двигательную активность.

Слайд 7

Загадка В дремучем лесу затерялась избушка. В избушке живет непростая старушка - Берет помело, да в ступу садится, И тут же над лесом взлетает, как птица!

Слайд 9

загадка Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу, И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой

Слайд 10

загадка Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По полям кочует — Коноплю ворует

Слайд 11

загадка Кто приносит на хвосте Много разных новостей? Всем расскажет все до срока

Слайд 15

Спасибо за просмотр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Конспект коррекционного часа на тему "Перелётные и зимующие птицы" в подготовительной с ОНР группе

Задачи:- развитие внимания, мышления, памяти.- совершенствование мелкой моторики рук.- активизация словаря по теме «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».- отработка согласования числительного с существ...

Комплексное занятие «Перелётные и зимующие птицы».

     Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностны...

Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"

Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в  старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"...

Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».

Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....

2015.01.04. Презентация "Перелётные и зимующие птицы"

2 слайд: Перелётные птицы - те , которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно Первые вестники весны - грачи, скворцы.3 слайд: Черный, проворный, кричит: “Крак&rd...

Презентация перелётные и зимующие птицы для Доу

Перелётные и зимующие птицы для Доу...