Перелётные и зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект ООД по экологии в старшей группе
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц, воспитывать желание заботиться и оберегать их.
Задачи в области «Познавательное развитие»
Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма).
Классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец), на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.
Познакомить с лесными птицами: клёст и поползень, учить узнавать и называть их.
Формировать обобщенное понятие «перелетные и зимующие птицы».
Задачи в области «Речевое развитие»
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.
Словарь: клёст, поползень, перелетные, зимующие.
Развивать умения отгадывать загадки, построенные на описании.
Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие»
Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию, желание оказать помощь сказочному персонажу, Бабе Яге.
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.
Закреплять умения выполнять правила игры.
Воспитывать любовь к птица, желание помогать им в зимних условиях.
Задачи в области «Физическое развитие»
Укреплять здоровье и развивать двигательную активность.
Оборудование и материал:
Ноутбук,
проектор,
ватман,
кукла Бабы Яги,
картинки с изображением зимующих и перелетных птиц,
запись с голосом Бабы Яги,
развивающая игра «Собери картинку» (птицы),
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (в формате презентации),
Дидактическая игра «Кого, чем кормить?» (в формате презентации).
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц,
Наблюдение за птицами на прогулке,
Наблюдение за птицами на кормушке в процессе кормления,
Заучивание стихотворений о птицах,
Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Какой птицы не стало», «Четвертый лишний» (карточки),
Подвижная игра «Птицелов»
Загадывание и отгадывание загадок
Содержание организованной образовательной деятельности
Организационная часть
Воспитатель
- Ребята, у нас с вами сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Молодцы!
Но это еще не все наши гости. К нам сегодня кто - то ещё обещал прийти.
А вот кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
Дети
- Баба Яга.
Воспитатель
- Верно, это Баба Яга, она пришла к вам за помощью, у нее беда. Давайте послушаем и узнаем, что же у неё случилось.
(Звучит аудиозапись с голосом Бабы Яги)
- Беда, беда у меня. Ребятишки, вы знаете, моя избушка стоит в дремучем лесу. Всё лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как только похолодало и не слыхать их, и не видать, изредка постучит дятел и - тишина. Вот, беда-то, какая, птицы пропали!
Воспитатель
- Ты не расстраивайся, Баба Яга, мы тебе с ребятами обязательно поможем, во всём разберемся. Поможем, ребята?
(Ответы детей).
Воспитатель
- А ты пока посиди, отдохни после дальней дороги, и послушай нас.
Основная часть
Воспитатель
- Действительно, многие птицы осенью улетают. Куда они улетают, ребята?
- Как эти птицы называются? (Перелетные)
- А почему они улетают на юг? (Ответы детей)
- Посмотрите на доску и назовите птиц, которые улетают в теплые страны?
(ласточки, кукушки, скворцы)
Воспитатель
- Верно, они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
- Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются.
А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадки, и ты, Баба Яга, послушай.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь).
Воспитатель
- Молодцы, ребята, это снегирь.
- Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь? (Ответы детей)
- Любимое лакомство снегиря? (Ягоды рябины)
- Знаете, ребята, не у всех снегирей грудка ярко-красная, а только у самцов, а вот у самочки она темно-серая.
- А как вы думаете, почему же самочка серенькая, да незаметная?
- Зачем ей скромный, незаметный наряд? (Ответы детей)
Воспитатель
- Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам.
- Слушаем следующую загадку:
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует —
Коноплю ворует.
(Воробей.)
Воспитатель
- Молодцы, ребята, это, конечно же, воробей.
Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки. Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых – вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям.
- Следующая загадка:
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая .....
(сорока)
Воспитатель
- Благодаря сороке, ребята, жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
Воспитатель
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте Бабушке Яге скажем, как называются эти птицы (Зимующие).
- Посмотрите опять на доску и назовите зимующих птиц.
(воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, дятел)
- А почему они не улетают в теплые страны, что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются? (Ответы детей)
Воспитатель
- Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов. Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами.
- А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Перелетные и зимующие птицы», а мы с Бабой Ягой посмотрим, как же вы хорошо запомнили птиц.
Воспитатель
- Внимательно слушайте правило игры, если я называю перелетную птицу, вы машете руками, как крыльями. Если, же я называю зимующую птицу, вы садитесь на корточки. Будьте внимательны! А я буду показывать вам другие движения, чтобы запутать, поэтому выполняйте то, что я говорю, а не то, что делаю.
Игра малой подвижности «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель
- Молодцы, ребята, поиграли, еще раз вспомнили зимующих и перелетных птиц, а теперь проходим на свои места.
- А знаешь, Баба Яга, раз ты живешь в дремучем еловом лесу, по соседству с тобой должна жить удивительная птица (показ картинки в формате презентации).
- Как она называется? (Клёст).
- А чем же она так удивительна? (У неё небольшой клюв – крестиком)
Воспитатель
- И своим крепким клювом крестом очень ловко потрошит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. В теплых глубоких гнездах из еловых веточек сидят малыши – пуховички. Вот какая это удивительная птичка.
- Ребята, а это что за птица? (показ картинки в формате презентации).
- Эта птица бегает по стволу деревьев до самого верха ствола и, повернувшись, бежит вниз головой (Поползень)
- А почему он так бегает? (Он себе так еду находит)
- А еще поползень делает на зиму запасы: складывает в какое-нибудь дупло семена и орехи, желуди и сухие ягоды. Зимой это помогает не только ему, но и другим птицам.
- Давайте вместе повторим названия лесных птиц, которые живут рядом с Бабой Ягой: поползень, клест.
Воспитатель
- Ребята, мы с вами сегодня много нового узнали о птицах, вспомнили что знали, Бабушке Яге рассказали, и сейчас я предлагаю сыграть и ещё в одну игру, называется она «Четвертый лишний». Я буду показывать вам картинки, а вы отвечать какая птица здесь лишняя, если вы правильно ответите, эта птичка улетит.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(показ компьютерной презентации)
Воспитатель
- Молодцы, ребята.
Воспитатель
- Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. Поэтому птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытее – не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорят:
«Сытой птице и мороз не страшен, а голодную – и мороз убьёт».
- Ребята, а какой совет мы можем дать Бабе Яге, чтобы птицы не улетали от её избушки?
(Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц)
- А чем же их кормить? Это мы сейчас с вами вспомним, поиграв в игру «Кого, чем кормить». Если вы правильно ответите, то птичка улетит вместе с кормом.
Дидактическая игра «Кого, чем кормить?»
(показ компьютерной презентации)
Заключительная часть
Итог организованной образовательной деятельности
Воспитатель
- Ребята, Баба Яга говорит вам спасибо большое, что вы помогли ей во всем разобраться. Она обязательно повесит возле своей избушки кормушку, и будет подкармливать птичек.
А за вашу помощь, она принесла вам картинки птиц. Но пока она летела в своей ступе они рассыпались. И чтобы получить картинку, нужно сложить её из частей.
Развивающая игра «Сложи картинку»
(самостоятельная работа детей).
- Молодцы, ребята. Давайте, мы с вами попросим Бабу Ягу остаться у нас в гостях, а мы с вами тоже приготовим для неё подарок.
Воспитатель просит Бабу Ягу остаться, посмотреть какие кормушки висят за окном в группе и на участке детского сада.
- А ребята в вечернее время приготовят для неё подарок, кормушку с кормом для птиц (коллективная аппликация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chetvyortyy_lishniy.pptx | 1.49 МБ |
perelyotnye_i_zimuyushchie_ptitsy.pptx | 797.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц, воспитывать желание заботиться и оберегать их.
Задачи в области «Познавательное развитие» Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма). Классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец), на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Познакомить с лесными птицами: клёст и поползень, учить узнавать и называть их. Формировать обобщенное понятие «перелетные и зимующие птицы».
Задачи в области «Речевое развитие» Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме. Словарь: клёст, поползень, перелетные, зимующие. Развивать умения отгадывать загадки, построенные на описании.
Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие» Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию, желание оказать помощь сказочному персонажу, Бабе Яге. Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми. Закреплять умения выполнять правила игры. Воспитывать любовь к птица, желание помогать им в зимних условиях.
Задачи в области «Физическое развитие» Укреплять здоровье и развивать двигательную активность.
Загадка В дремучем лесу затерялась избушка. В избушке живет непростая старушка - Берет помело, да в ступу садится, И тут же над лесом взлетает, как птица!
загадка Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу, И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой
загадка Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По полям кочует — Коноплю ворует
загадка Кто приносит на хвосте Много разных новостей? Всем расскажет все до срока
Спасибо за просмотр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....
Конспект коррекционного часа на тему "Перелётные и зимующие птицы" в подготовительной с ОНР группе
Задачи:- развитие внимания, мышления, памяти.- совершенствование мелкой моторики рук.- активизация словаря по теме «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».- отработка согласования числительного с существ...
Комплексное занятие «Перелётные и зимующие птицы».
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностны...
Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"
Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"...
Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».
Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....
2015.01.04. Презентация "Перелётные и зимующие птицы"
2 слайд: Перелётные птицы - те , которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно Первые вестники весны - грачи, скворцы.3 слайд: Черный, проворный, кричит: “Крак&rd...
Презентация перелётные и зимующие птицы для Доу
Перелётные и зимующие птицы для Доу...