Статья из опыта работы
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
«Развитие познавательно активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 584.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы
воспитателя ГБДОУ детского сада № 17 Кировского района Санкт-Петербурга Пискуновой Александры Григорьевны
«Развитие познавательно активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Детское экспериментирование – это путь к познанию окружающего мира.
По мнению В. А. Сухомлинского, ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Его интересует всё новое, неизведанное.
В работе по организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно – образовательных задач.
Ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Одним из условий решения задач опытно – экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.
В нашей группе мы создали уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.
Лаборатория реализует следующие этапы экспериментов:
- Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами.
- Коллекционирование (камни, гербарий и т.д.)
Для реализации заявленных экспериментов детской научной лаборатории определено место
- Для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы ( раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)
- Для приборов и хранения материалов ( природного и «бросового»
- Для проведения опытов
- Для неструктурированных материалов( песок, вода, опилки, пенопласт и т.д.)
Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности;
- Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
- Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
- Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Непосредственный опыт воспитателя с ребенком
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия
- КВН, развлечения
- Наблюдения в природе
- Рассматривание фотографий (где в природе существует вода и др.?)
- Беседы по темам («Путешествие капельки», «Дуй, ветерок» и т.д.)
- Целевая прогулка
- Экскурсия
- Проект
О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?
- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Совместное экспериментирование помогло детям более детально узнать интересующие его вещи, сделать правильные выводы, а также получить доказательства более доступным языком. Для нас экспериментирование – не самоцель, а только способ ознакомления с миром. В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.
Вот волшебное стекло,
Увеличило оно
Каплю, муху и ладошку,
Даже Танечкину брошку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...