Тема: «Как звери готовятся к зиме?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мартемьянова Елена Владимировна

Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_no2.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

Группа: старшая.

Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: выявление, обогащение и закрепление знаний у детей о диких животных.

Задачи:

Образовательная:

  • мотивировать детей к самостоятельному изучению о том как звери готовятся к зиме;
  • совершенствовать умение составлять описательный рассказ;
  • обогатить словарный запас детей.

Развивающая:

  • продолжать развивать мелкую моторику;
  • продолжать развивать мышление, память, внимание.

Воспитательная:

  • воспитывать познавательный интерес к живым объектам дикой природы;
  • воспитывать доброту, отзывчивость.

Методы и приёмы:

  • Сюрпризный момент
  • Игровой: проведение физкультминутки
  • Словесный: использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение.
  • Наглядный:  показ иллюстраций
  • Практический :  дидактические игры.

Предварительная работа:

-наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

-беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

-рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

-чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

-дидактическая игра «Когда это бывает»;

-тематические физ.минутки.

Интеграция образовательных областей:

«С/КР», «Х/ЭР», «ФР»

Материалы к занятию:

-картина «Времена года»;

-картинки с изображением диких животных;

-карточки-модели;

-дидактическая игра «Когда это бывает»;

-музыкальное сопровождение;

-на каждого ребенка шаблон гриба, нитки (для аппликации);

-клей.

Этапы

занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результаты

Начало (мотива-ционный этап)

 - Ребята, а вы любите путешествовать?

- Послушайте загадку и отгадайте, куда мы отправимся в путешествие.

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

(Картина «Времена года»)

-отгадывание загадки

Познавательное УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый.

Основная

часть (содержа-тельный этап)

Физ. минутка:

Сюрпризный момент

Какое сейчас время года?

Какие признаки осени вы знаете?

Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам?

Предлагается детям разделиться на 3 подгруппы.

Предлагается собрать пазл с изображением животного (ёж, медведь, волк, лиса, заяц, белка)

Выбрать из предложенных картинок изображение животного, которого собрали с помощью пазл. Составить описательный рассказ о животном.

После подготовки всех подгрупп, все собираются вместе.

Воспитатель читает загадки:

1.Загадка:

Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной, 
А зимой, под вьюжный вой, 
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

3.Загадка:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

4.Загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

5.Загадка:

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. 

Ответ: Заяц

6. Загадка

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Каждая группа рассказывает про своего животного.

 (примерные наводящие вопросы):

Ёж: - Как вы думаете зачем спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами?

-  Как ёж осенью готовит себе норку?

- А чем же еж питается?

 Еж зимой спит.

Медведь: - Чем медведь все лето и осень питается?

- Медведь на зиму делает запасы? Почему?

- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Физ. минутка:

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

Мишка в улей влез и вот

Лижет с лапы сладкий мед

Волк: - Ребята, а волк готовится к зиме?

Как он это делает?  Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся.

Есть такое выражение: «Волка ноги кормят».

-А чем же питается волк?

Лиса:- Кто знает как лиса готовится к зиме?

- Чем питается лиса?

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

Заяц:Как же этот зверь готовится к зиме?

- А кто знает в какой последовательности у зайца меняется цвет шубки? (Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты.Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными )

- Зачем зайцу шубу менять?

- Кого боится заяц, от кого прячется?

- Как заяц спасается? 

- Что помогает зайцу так быстро бегать? 

- Где заячий дом?

Белка:- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим?

- Какие запасы делает белка на зиму?

- Скажите, какой у белки хвост?

- Как называется домик у белки?

Стук в дверь входит Белочка.

Белочка - Здравствуйте, ребятки!

Я пришла с вами немного поиграть.

 «Поиграй со мной, дружок».

Становись скорей в кружок,

Будь внимательным, дружок

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

Спинку мы с тобой прогнем,

Ну и хвостиком вильнем

Ну, давай,

Не зевай

И за мною повторяй.

Заниматься целый день,

Прыгать нам с тобой не лень

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

Белочка, а ты подготовилась к зиме?

Белочка – Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…

- Что не запасла белочка?

Ребята, а вы хотите помочь белочке?

Как вы думаете, белочке понравится?

Тогда поможем белочке запастись грибами.

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.» из цикла "Времена года"

 – Белочка, посмотри, какие грибочки сделали для тебя ребята!

Белочка - Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.

Беседа. 

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок: дождь, листья, листопад, одежда людей, перелет птиц).

Дети делятся на подгруппы.

Работа в подгруппах: собирают пазл, готовят рассказ.

.

Отгадывают загадки.

дети рассказывают о собранном животном по картинкам

Беседа. Ситуативный разговор.

дети выполняют движения согласно тексту

изображают походку медведя

имитация текста

Каждому ребёнку выдаётся шаблон гриба. Выполняют аппликацию из шерстяных ниток.

Познавательное УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи; умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности

Личностные УУД: формирование способности учитывать чужую точку зрения;

Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.

Коммуникативные УУД: умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе.

Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки объектов; умение работать по иллюстрации; умение делать анализ, обощение.

Коммуникативные УУД: умение вести монолог, отвечать на вопросы; умение слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные УУД: воспитывать нравственные ориентиры (заботливое отношение к живому)

Регулятивные УУД: сформирован

ность мелкой моторики рук; умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение сохранять заданную цель.

Познавательные УУД: Умение пользоваться  ножницами, клеем и кисточкой.

Заключи-тельная часть (рефлек-сия)

Где мы сегодня  путешествовали?

О чем узнали?

О ком  рассказал(-а) …….?

Как готовится к зиме медведь, заяц, белочка?

Какое доброе дело мы сделали для белочки?

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность  по результату.

Познавательное УУД: Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; умение делать обобщение.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экологии в средней группе по теме "Как звери готовятся к зиме"

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитыват...

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: "Как звери готовятся к зиме"

В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Как звери готовятся к зиме" дети учатся устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных - лесны...

Проект на тему «Как звери готовятся к зиме»

Ознакомление детей с дикими животными леса....

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию на тему: "Как звери готовятся к зиме"

Программные задачи: закрепить знания о природных изменениях зимой; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и повадками и внешним видом животных; развивать умение отве...

интегрированное занятие по окружающему миру, художественной литературе и труду по теме: "Как звери готовятся к зиме"

Интегрированное занятие  проводится с детьми 3-4 лет на конец ноября учебного года....

Конспект занятия по познанию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Задачи:Образовательная : систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные присп...

Открытое занятие по окружающей среде во второй младшей группе на тему: «Как звери готовятся к зиме».

Цели: 1.Расширять представления детей о многообразии природных явлений. ...