Летний экологический проект «Дождик-дождик, пуще!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Летний экологический проект
«Дождик-дождик, пуще!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_letniy_dozhd.docx | 779.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Летний экологический проект
«Дождик-дождик, пуще!»
Автор проекта:
Шакирова Любовь Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
2014г.
Паспорт проекта:
- Сроки выполнения: 1 неделя.
- Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
- Тип проекта: научно – познавательный, исследовательский, творческий.
- Актуальность: Одной из задач в образовательной области «Познавательное развитие» рабочей программы, разработанной в соответствии с Федеральными государственными основными стандартами на основе общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под ред. Н. В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой/ является формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Воспитание экологической культуры является неотрывной частью при формировании целостной картины мира - это долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.
Необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в природе, в частности, научить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её. Всё это подчеркивает актуальность нашего исследования.
- Цель проекта: Расширять и уточнять знания детей о дожде, как виде осадков.
- Задачи проекта:
- совершенствовать осознанное понимание взаимосвязей воды в природе;
- формировать представление об особенностях летнего дождя (ливневые, кратковременные, теплые, грибные, затяжные);
- развивать логическое мышление, сообразительность, умение делать вывод о значении дождя в природе;
- познакомить с художественными произведениями, связанными с дождём;
- обогащать словарный запас и способствовать формированию связной речи;
- воспитывать интерес к познанию, любознательность, чувство удовлетворения
от проделанной работы и полученных знаний.
- Методы проекта:
В работе с родителями: консультации, рекомендации, выставка рисунков и фотографий, приглашение на праздник.
В работе с детьми: наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, разучивание песен, подвижные и дидактические игры, просмотр мультфильма.
- Предполагаемый результат: В ходе проекта расширится кругозор детей в области образования дождя и его природных особенностей. Обогатится словарный запас детей по лексической теме: «Дождь». Разовьются такие качества как: самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение. Все эти знания пригодятся для последующего, успешного обучения в школе.
- Методическое обеспечение проекта:
- Закирова К.В. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005 г.
- Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
- Утренники в детском саду. Сценарии о природе ./Н .Луконина, Л. Чадова. -
М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005 г.
- Перспективный план работы:
№ | Содержание | Участники | |
1 | Наблюдение за дождем из окна групповой комнаты. | Понедельник | Дети |
2 | Рассказ воспитателя о дожде. | Дети | |
3 | Чтение рассказа К. Паустовского «Поэзия дождя». Беседа по вопросам. | Дети | |
4 | Зарисовка «Дождь идет» | Дети | |
5 | Подвижная игра «Солнышко и дождик». | Дети | |
6 | Консультации на тему «Лето красное- для здоровья время прекрасное». | Родители | |
1 | Наблюдение за дождем с летней веранды. | Вторник | Дети |
2 | Чтение рассказа М. Пришвина «Живительный дождик». Беседа по вопросам. | Дети | |
3 | Загадки о дожде. | Дети | |
4 | Дид. игра «Дождь – хорошо и плохо» | Дети | |
5 | Разучивание песни «Дождик», муз. В. Герчик. | Дети | |
6 | Консультация «Летние игры с водой» | Родители | |
1 | Рассматривание луж. | Среда | Дети |
2 | Разучивание песни «Дождик задождился», муз. Лукониной | Дети | |
3 | Чтение рассказа А. Майкова «Летний дождь», Беседа по вопросам. | Дети | |
4 | Дид. игра «Подбери родственные слова» | Дети | |
5 | Рисование «Дождик, дождик капелька» | Дети | |
6 | Консультация на тему «Лето – самое удобное время для закаливания» | Родители | |
1 | Наблюдение за дождем и радугой. | Четверг | Дети |
2 | Чтение стихов про радугу. Зарисовка «Радуга - дуга» | Дети | |
3 | Подвижная игра «Солнышко и дождик». | Дети | |
4. | Пение песен «Дождик», «Дождик задождился» | Дети | |
5 | Подготовка к развлечению «Дождик, дождик, пуще!» | Дети | |
6 | Составление буклета «Дождик, дождик, пуще!» Со стихами, рассказами, загадками, пословицами о дожде | Родители | |
1 | Подготовка к развлечению «Дождик- дождик, пуще!» | Пятница | Дети |
2 | Развлечение «Дождик- дождик, пуще!» | Родители Дети | |
3 | Просмотр мультфильма «Капитошка» | Дети |
Рассказы о дожде
Рассказ воспитателя о дожде
Воспитатель. Что такое дождь? Почему он бывает? Дождь идет оттого, что светит солнце! И это – чистая правда, потому что солнце превращает воду морей, рек, озер в легкий прозрачный пар. Этот водяной пар преспокойно гуляет себе по воздуху до тех пор, пока на него не обрушится из засады порыв холодного ветра. Повстречавшись с ветром, пар начинает собираться в крохотные водяные капельки. Этих капелек становиться все больше и больше - целые тучи. Тучи летят изо всех сил, стараясь улизнуть от ветра; холодный ветер гонится за ними, настигает. Испугавшись, капельки жмутся друг другу. Растут, становятся тяжелее и выпадают на землю в виде дождя.
Солнце нагревает воду в океане, реке, любой луже. Вода испаряется, превращаясь в пар, и поднимается кверху, туда, куда увлекают ее теплые потоки воздуха. Теплый воздух легче холодного и всегда стремится умчаться вверх. Вода испаряется также с листьев растений. Легкий водяной пар поднимается все выше от нагретой солнцем земли туда, где холодно, как зимой, даже в знойный летний день. Когда теплый пар прикасается к холодному воздуху, он превращается в крохотные капельки воды.
Капельки все время перемещаются: теплый воздух подбрасывает их вверх, а холодный тащит вниз. Они плывут, сливаются вместе, становятся крупнее. Наконец они образуют облако. В верхней части облака, где очень холодно, капельки замерзают, превращаются в льдинки, становятся тяжелыми и падают вниз. Падая, тают, потому что внизу теплее, и снова становятся капельками воды. На землю идет дождь. Иногда на землю вместе с дождем падают ледяные шарики. Это град. Некоторые кусочки льда не успевают растаять и ложатся на землю ледяными шариками.
Бывает, что с ясного неба, при свете яркого солнца идет дождь. Туч на небе нет, а только висит в воздухе легкая белая дымка. Это водяной пар. Он низко над землей попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, которые начали падать на землю. Воспитатель «превращает» детей то в легкий пар, то в капельки воды, то в льдинки, то в рад; в разных ролях они показывают, как образуется дождь, град.
Наблюдение за дождем из окна групповой комнаты .
- Почему мы не можем выйти на улицу?
- Как капают капли дождя?
- Какой дождь по силе?
- Как по звуку можно узнать о силе дождя?
- В каком направлении падают капли дождя?
- Какие капли по размеру?
- Как можно понять, теплый дождь или холодный?
- Все дожди одинаковые? Одинаково ли они шумят?
- В каких местах быстрее образуются лужи?
- Что можно увидеть на лужах во время дождя?
- Сколько по времени шел летний дождь?
- Как называется дождь, во время которого светит солнце, а на небе появляется радуга? Почему?
- Что такое радуга?
- Кто знает фразу, в которой каждое слово обозначает цвет в радуге? Сколько цветов в радуге?
- Что придумали люди на зданиях, чтобы дождь не стекал на головы прохожим?
- Что придумали люди, чтобы дождевые потоки не заливали тротуара и дороги в городе?
- Что придумали люди, чтобы не промокнуть под дождем?
- Как вы думаете, радуются сейчас дождю растения? Почему?
- Как узнать по почве, сильный был дождь или слабый?
- Какая почва быстрее всего впитывает влагу?
- Почему летом овощеводы, садоводы полеводы так ждут дождя?
- Почему в сенокос люди не ждут дождя?
- Почему после дождя летом быстро высыхает асфальт, земля?
- Какой воздух после дождя?
- Есть ли различия между дождями, которые были в июне, июле и в августе? От чего это зависит?
- Куда стекает вся вода после дождей?
- При грозовой погоде послушать, как гремит гром, посмотреть, как сверкает молния.
- Что такое гром?
- Почему сначала свергает молния, а потом гремит гром?
- Что такое молния?
- Какие правила БЖД нужно соблюдать во время летней грозы?
- В чем польза летних гроз?
- Далеко или близко гроза? Посчитайте от 1 до 10 от того как момента, когда сверкнет молния, до того когда загремит гром. Если счет длинный, гроза далеко, а если короткий (от 1 до 5), гроза близко.
- Как ведут себя птицы и насекомые перед грозой?
- Как изменяется состояние неба после грозы?
Поэзия дождя К.Паустовский
Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
В это лето я узналзнаново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
Но вернемся к дождям. С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.
Вопросы и задания
- Какие дожди, описанные в этом отрывке, вам больше всего нравятся и почему?
- Какой из описанных дождей ближе вам? Какой из них может успокоить вас или, наоборот, расстроить? Какой вызывает у вас мечтательное настроение?
- Опишите какой-нибудь запомнившийся вам дождь. Нарисуйте его.
- Что вам дарит ваш любимый дождь?
Беседа на тему «Небесная вода»
- Любите ли вы дождь? За что вы его больше всего любите?
- Как вы думаете, что стало бы с землей, если бы дождя не было?
- Представьте, что вы говорите с дождем. О чем бы вы спросили его, что рассказали бы о себе? Запишите этот разговор.
- Какой характер у дождя в разные времена года?
- Что вы чувствуете, когда гуляете в лесу после дождя?
- Понаблюдайте за природой после дождя. Запишите и зарисуйте свои наблюдения.
- Когда бывает радуга? Что вы испытываете, когда смотрите на радугу?
- Представьте, что вы идете по радуге. Опишите свои чувства. Нарисуйте радугу из тех цветов, которые вам больше всего нравятся.
- Какое у вас настроение в дождливый день?
- Попадали ли вы когда-нибудь под проливной дождь? Расскажите об этом случае.
- Как вы думаете, почему многие люди боятся грозы?
- Какие чувства вы испытываете во время грозы? Нарисуйте грозу.
- Представьте себя, гуляющим под дождем. Опишите и нарисуйте свои ощущения.
- О чем дождь разговаривает с людьми, животными, деревьями, цветами?
- Как вы думаете, есть ли у дождя родители? Где живет дождь? Напишите сказку о семье дождя.
Напишите продолжение сказки: «Дождевая капля»«Одна дождевая капля решила навсегда поселиться на земле. Для этого она стала искать подходящее место. И это было нелегко — ведь хотела она найти совершенно пустое место. А везде росли цветы, или деревья, или трава, которые всегда рады насладиться дождевой влагой. И вот однажды, когда обессиленная капля присела отдохнуть возле одного старого пня, она услышала жалобные рыдания. Она оглянулась и увидела маленький цветок, задыхавшийся от жажды»
Живительный дождик М.Пришвин
Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как нам любовь.
Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь. И та же самая любовь, как и у нас, та же самая их вода — любовь — внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви — воды — рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь — любовь — продолжает падать и на поваленное дерево с обнаженными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим.
Вопросы и задания
- Почему писатель сравнил дождь с любовью? Перечислите черты сходства между дождем и любовью.
- С какими человеческими чувствами вы сравнили бы дождь и почему?
Сытые пузыри
М.Пришвин
Весь день дождь, и парит. Синица звенит не как раньше — брачным голосом в теплом луче. Теперь под дождем она звенит непрерывно и даже как будто от этого похудела: такая тоненькая на ветке. Ворона не хочет даже подняться на дерево, токует прямо на дороге, кланяется, давится, хрипит, задыхается от желания.
Весна воды началась стремительно. Снег на полях и в лесу стал зернистым, можно ходить, продвигая ноги, как лыжи. Вокруг елей в лесу стоят маленькие спокойные озера. На открытых полянах торопливый дождь не дает на лужах вставать пузырям. Но в озерках под елками капли с сучьев падают тяжелые, и каждая, падая в воду, дает сытый, довольный пузырь. Я люблю эти пузыри, они мне напоминают маленьких детей, похожих одновременно и на отца и на мать.
Вопросы и задания
- Наблюдали ли вы когда-нибудь за пузырями, которые появляются на лужах во время дождя. Что они напоминают вам?
- Ходили ли вы когда-нибудь босиком по лужам. Опишите и нарисуйте свои ощущения.
- Понаблюдайте за какой-нибудь лужей. Запишите и зарисуйте свои наблюдения.
- Пускали ли вы когда-нибудь кораблики по весенним лужам и водяным потокам?
Летний дождик
А.Майков
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем... —
Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Вопросы и задания
- Какого цвета бывает летний дождь? Почему дети кричали, что с неба падает золото? Что придает летнему дождю золотистый оттенок?
- Бежали ли вы когда-нибудь за дождем?
- Напишите сказку о том, как однажды вы дождик догоняли, и он увел вас в волшебную страну разноцветных дождей.
- Придумайте сказку о дружбе дождевых капелек с золотистыми колосьями. Как они друг другу помогают? Кого еще дождевые капельки золотистыми делают?
И.Бунин
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
Вопросы и задания
- Нарисуйте природу после дождя.
- Какие слова и выражения, использованные поэтом в этом стихотворении, глубже всего позволили вам ощутить природу после дождя?
- Улыбались ли вы когда-нибудь сквозь слезы? Когда человек улыбается сквозь слезы?
Чудо радуги
П.Вяземский
Есть тайна в знаменье небес,
И верю, радуги — завет
Сестре-земле, родного неба
Благовестительный привет.
Радуга
И.Бунин
Свод радуги — Tворца благоволенье,
Он сочетает воздух, влагу, свет -
Все, без чего для мира жизни нет.
Он в черной туче дивное виденье
Являет нам. Лишь избранный Tворцом,
Исполненный господней благодати, -
Как радуга, что блещет лишь в закате, -
Зажжется пред концом.
П.Вяземский
В сиянье радуга взошла,
Ее цветные пояса
Вонзились в голубое море
И огибают небеса.
И что за весть несет она?
Каким таинственным ключом
Раскрыть смысл радужной депеши,
Облитой солнечным лучом?
Есть тайна в знаменье небес,
И верю, радуги — завет
Сестре-земле, родного неба
Благовестительный привет
Вопросы и задания
- Что вы испытываете, когда смотрите на радугу? Хотелось ли вам когда-нибудь дотронуться до нее рукой?
- Представьте, что вы дотрагиваетесь до радуги. Опишите свои ощущения.
- Представьте, что вы разговариваете с радугой. О чем бы вы спросили ее, что рассказали бы о себе?
- Как вы думаете, почему радуга так быстро исчезает?
- Хотелось бы вам, чтобы радуга была на небе всегда?
- Какою стала бы жизнь людей и природы, если бы радуга, подобно солнцу и луне, появлялась на более длительное время?
- Как вы думаете, чем пахнет радуга? Опишите ее запах.
- Как вы думаете, улыбается ли небо после дождя?
- Можно ли назвать радугу улыбкой неба?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3 «Огонек»»
Конспект
образовательной деятельности по рисованию
для детей старшей группы
«Дождик – дождик, капелька»
Шакирова Л.А.
воспитатель 1 кв. к.
МБДОУ №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
РеспубликиТатарстан
2014г.
Конспект
образовательной деятельности по рисованию
для детей старшей группы на тему:
«Дождик - дождик, капелька»
Программное содержание:
Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток).
Задачи:
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира.
Обучающая: учить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа. Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности. Учить сочетать воедино действия со словами стихотворения.
Развивающая: развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.
Материал:
Белый альбомный лист, восковые мелки, пластмассовые стаканы с водой. Палитра с красками, кисти, влажные салфетки. Подставки для кистей, мольберт, зонт.
Методические приемы:
Словесный, практический, наглядный.
Предварительная работа:
Наблюдение за дождем, чтение рассказов, стихов, потешек про дождь.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
(Раздаётся аудио запись звука дождя).
Дети, прислушайтесь, как вы думаете, на что похож это звук? (На шум дождя).
А дождь это, что? (Капли воды).
Постановка цели занятия:
Ребята давайте нарисуем капли дождя водой. Подойдите, пожалуйста, к моему столу. (Дети подходят к демонстрационному столу).
II. Творческая и поисковая работа детей
Воспитатель:
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Загадка про тучу
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой ...
(тучки)
Правильно, это – туча. Посмотрите, как я рисую тучу восковыми мелками.
(Показ воспитателя приёма рисования восковыми мелками тучи.Во время рисования, воспитатель беседует с детьми о тучах и облаках).
Какого цвета бывают тучи? (Чёрные ,синие, а облака - белые).
Что из тучи падает на землю? (Дождь, град, снег).
Где может идти дождь? (На улице).
Воспитатель:
Из моей тучки сейчас пойдёт дождь. Я нарисую его водой.
Посмотрите, что находится в стакане? (Вода).
Какого цвета вода? (Прозрачная).
Как вы думаете, можно нарисовать капли дождя прозрачной водой? (Нет).
Почему? (Не будет видно капельки).
Так, что нам надо сделать с водой, чтобы она была видна? (Закрасить воду краской).
Молодцы, догадались.
(Воспитатель предлагает одному из детей закрасить кисточкой с гуашью воду в стакане).
Воспитатель:
Какого цвета стала вода в стакане? (Дети называют цвет воды в стакане.Цвет может быть разным, на усмотрение ребёнка, т. к. на палитре выложена гуашь разного цвета).
Воспитатель:
Посмотрите, что у меня в руках? (Показывает пипетку).
Правильно, пипетка. Мы будем рисовать капельки дождя пипеткой.
Уточнение правил безопасности:
Посмотрите, пипетка сделана из стекла. А стекло можно брать в рот? (Нет).
Бросать пипетку на пол? (Нет).
Почему? (Может разбиться и осколками стекла можно порезаться).
Воспитатель:
Посмотрите, как я рисую дождь пипеткой.
(Показ воспитателя приёма рисования дождя водой из пипетки.По ходу показа, она рассказывает и показывает, как надо набирать воду в пипетку и распределять капельки воды по всей поверхности альбомного листа).
Воспитатель:
А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал, и перестал.
(И. Токмакова)
(Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки, постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения).
Воспитатель:
Ребята, закройте глаза, послушайте шум дождя и подумайте, какого цвета будет ваш дождь. (Раздаётся аудио-запись звука дождя).
Подумали? А сейчас садитесь за свои столы и приступайте к работе.
(Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя по необходимости. Во время работы детей звучит аудио-запись звука дождя).
Умницы. Вот и закончился дождь. А пока капельки дождя из ваших тучек высыхают, выходите ко мне, и поиграем в игру.
Динамическая игра «Дождик»
Дождик, дождик, лей да лей.
(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя)
Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут гулять.
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
(Воспроизводится аудио-запись звуков дождя, дети убегают под зонт воспитателя).
III. Итог занятия
Закончилась игра, и высохли ваши капельки дождя. Возьмите, пожалуйста, ваши работы и принесите их к мольберту.
Какой сказочный, необычный дождик получился у вас!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки, обсуждают цвет дождя).
Ребята, что вы рисовали?
Чем вы рисовали капельки дождя?
Вам понравилось занятие?
На память о нашем занятии я дарю Вам воздушные шарики. Они синего цвета и похожи на капельки дождя.
Консультация для родителей
Летние игры с водой.
Когда наступает лето, перед детьми и взрослыми открываются такие возможности, какие очень трудно изыскать в течение холодной и долгой зимы и слякотной осени. Можно подолгу гулять, принимать солнечные ванны, наслаждаться зеленью и теплой погодой. И одно из самых больших наслаждений летнего сезона – игры с водой. Для того, чтобы в полной мере насладиться прелестью водной стихии, вам необязательно ехать на море. Вполне достаточно маленького надувного бассейна, детской ванночки или, в крайнем случае, пластикового тазика на дачном газоне. Многие родители не подозревают о том, что игры в воде - это и прекрасный способ развить наблюдательность, естественное здоровое любопытство, интерес к миру.
Немного об осторожности
Чтобы избежать даже малейшего риска для малыша, взрослые должны быть предельно внимательны во время игр в воде!
- Самодельный водопад
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным. - Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили. - Утонет или нет?
Вам понадобятся самые разные мелкие предметы: камешки, кубики, тряпочки, губки, пуговицы, мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, фишки от настольных игр и т.l. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду. Затем можно предложить малышу сгруппировать предметы - в одну сторону те, которые тонут, и в другую - "непотопляемые". После этого взрослый просит ребенка назвать те предметы, которые не тонут, те, которые тонут и те, которые тонут после намокания. - Маленький рыбак
Все предметы, использованные в игре "Утонет или нет", бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается "удочка" - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок "сачком" - для этого подойдет дуршлаг или сито. - С места на место
Взрослый помещает мелкие пластмассовые шарики (можно для настольного тенниса) в воду. Задача малыша - выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом. - Лейся, лейся…
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее. - "Отожми меня!"
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску. - "Поймай льдинку"
Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок и говорит малышу: "Смотри, смотри, что происходит: льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!" Ребенок достает из воды льдинки и складывает их в отдельную посуду. После того, как все льдинки будут извлечены, взрослый может спросить: "Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? - Брызгалка
В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку малышу. Если ребенок не находится в бассейне, с помощью данной брызгалки можно рисовать разнообразные узоры на дорожках. Можно брызгать на дальность - тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость.
Учимся измерять
Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.
Поиск сокровищ
Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в таз с водой. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.
- Купание куклы
Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу при помощи губки и мыла. Затем попросите вытеретькуклу и надеть на нее чистую одежду.
Возьмите платья куклы и предложите ребенку постирать, затем выстиранные вещи вместе отожмите и повесьте на веревку. - Мокрые наклейки
Перед началом игры вырежьте из цветного полиэтилена разные фигурки: домик, солнце, дерево, человечка и т.д. Намочите фигурки и прилепите их на стене или на пластиковой доске - мокрый полиэтилен хорошо приклеивается. Предложите ребенку угадать силуэты предметов и самостоятельно сделать картину из аппликаций. Из полиэтилена можно вырезать не только изображения предметов, но и геометрические фигуры, буквы или цифры. Кроме всех вышеперечисленных игр, существуют еще и специальные "водные" игрушки для малышей. Это удочки с рыбками, водяные мельницы, разнообразные брызгалки, игрушки-прилипалы. - Главная цель всех вышеприведенных игр - доставить малышу удовольствие в жаркий летний день. Но помимо этого, у вас появляется возможность приобщить малыша к удивительному миру, существующему за пределами детской в городской квартире - миру переливающихся водных струй, странных свойств предметов и купающихся кукол - иными словами, практически к сказке. А сказка - это всегда счастье и радость.
Консультация для родителей
«Лето красное — для здоровья время прекрасное!»
Лето красное словно создано для того, чтобы мы могли набраться сил, укрепить здоровье, вдоволь накупаться и наиграться в весёлые подвижные игры – футбол, волейбол, салочки, прядки и жмурки.
Очень полезно ранним утром посидеть с удочкой у реки, подышать влажным речным воздухом, посмотреть, как резвятся в прозрачной воде мелкие рыбёшки. Ужение рыбы успокаивает нервы и закаляет волю и тело.
«На рыбалке"
Солнца луч по грядкам бродит
Между стебельков.
Накопаю в огороде
Утром червяков.
Я к реке сбегу с пригорка,
Удочку заброшу.
Рыбы наловлю ведёрко,
Если клёв хороший… .
Когда вода в реке прогреется, на травах высохнет роса, то можно искупаться, поплавать, а потом позагорать на травке.
Купание – очень хороший способ закаливания. Начинать купаться лучше, когда температура воздуха не ниже 23-24 градуса, а воды – не ниже 20 градусов. В воде можно находиться 5-10 минут, при этом всё время двигаться: плавать, плескаться,играть в мяч. Начинать купание лучше с 3-5 минут, чтобы организм постепенно привык к воде.
Постарайтесь запомнить несколько важных правил купания:
1. Всегда купайтесь под присмотром взрослых.
2. Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.
3. Не ныряйте в незнакомом месте.
4. Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!
5. Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.
6. Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуйте себя распаренным. Медленно походите по берегу, сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купаться.
«У реки"
Вода речная слаще мёда,
Теплей парного молока.
Мальчишки плещутся у брода,
И строят крепость из песка… .
После купания можно принимать воздушные и солнечные ванны.
Воздушные ванны принимают под тенистыми деревьями, играя в мяч или отдыхая на коврике.
Солнечные ванны – прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть бейсболкой или панамой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце, примерно с полчаса.
Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песку, по траве, шлёпать по тёплым летним лужам после дождя. Особенно полезно пробежаться утром по росистой траве.
«Бегать я люблю босой"
Ранним утром по траве,
По кудрявой мураве.
Что обрызгана росой,
Бегать я люблю босой!
Летним днём интересно поиграть в игры с мячом – футбол, волейбол, баскетбол. Самая любимая игра всех мальчишек – футбол. Его называют королём игр!
«Весёлый футбол"
Нет игры на белом свете
Веселее, чем футбол!
Любят взрослые и дети
Забивать в ворота гол….
А летним вечером так приятно прокатиться на велосипеде по тропинке вдоль реки или луга. Катание на велосипеде тренирует мышцы ног, рук, живота, спины, укрепляет работу сердца.
«На велосипеде"
Я педали закручу,
Замелькают спицы.
Быстро, быстро полечу,
Лёгкая, как птица… .
Словом, красное лето – лучшее время, чтобы укрепить здоровье на целый год!
Консультация для родителей
«Лето – самое удобное время для закаливания»
Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми с больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями, недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.
Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым.
Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.
Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.
Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.
Основными правилами закаливания являются следующие:
1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.
2. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.
3. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.
4. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.
5. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.
6. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле - необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.
7. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут. 8. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом. В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.
Методы закаливания:
1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С. 2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня. Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания. 3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук - от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний. 4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С. 5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов. 6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета. 7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом. 8. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора. 9. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты. Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы. Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3 «Огонек»»
Сценарий
экологического развлечения
для детей старшей группы
«Дождик – дождик, пуще!»
Шакирова Л.А.
воспитатель 1 кв. к.
МБДОУ №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского района
Республики Татарстан
2014г.
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ:« Дождик- дождик, пуще!»
Цель: закреплять пройденный материал, устанавливать связь между жизненными
явлениями и их воплощение в музыкальных образах.
Оформление зала: летняя тематика.
Реквизит: дождинки для танца дождя, 4 пар султанчиков разных цветов:
Для ливня Кап Капыча- серый. Для Дождя Грибного- прозрачный,
Для Моросейки- синий. Для тёти Тучки- фиолетовый;
Шапочки грибов и цветов. Большой красивый зонт
Ведущая: Ребята, посмотрите, какой красивый стоит домик.
В этом доме живут два друга Ах и Ох.
Просыпайтесь, Ах и Ох!
Выходите на порог
Утро летнее встречать,
Тёмну ночку провожать!
Под весёлую музыку из домика выходит Ах.
Ах: Ах! Как чудесно было мне проснуться рано на заре!
Увидеть свет, Воскликнуть: «Ах!»,
Купаясь в солнечных лучах.
Эй, братец Ох! Ты что, оглох?
Вставай, окно своё открой
Да поздоровайся с зарёй!
Под спокойную музыку выходит Ох.
Ох:(недовольно) Ох! Ох! Ох! Ох!
Только выйду на порог,
Тут же ноги промочу,
Или свинку получу!
По утрам такой сквозняк-
Я уже совсем озяб!
В записи звучат раскаты грома.
Ну вот, дождался, так и есть!
Осталось только заболеть!
Ох! Горе мне! Ох! Плохо мне!
Что ж вы стоите в стороне,
Скорей меня лечите да градусник несите!
И от температуры таблетки и микстуру!
Ох и Ах уходят в домик.
Ведущая: Слышишь песенку дождя : «кап-кап».
Это дождь зовёт тебя: «Кап-кап»
Пусть гремит проказник гром,
Мы с дождём гулять пойдем.
ТАНЕЦ ДОЖДИКА.
Выходит Ах.
Ах. Что за чудная погода, ах. Какая красота!
А давай с тобой устроим Праздник летнего дождя.
Позовём мы в гости Тучку, пусть польёт водой получше!
Будет дождик лить весь день, веселиться нам не лень!
Ведущая: Ребята, давайте все вместе позовём к нам в гости Тётю Тучку.
Тётя Тучка приходи, приводи с собой дожди!
Под раскаты грома входит Тётя Тучка.
Тётя Тучка: Трудно мне по небу плыть,
За дождями уследить!
Где, когда, какой пролить,
Вдоволь землю напоить!
Ну-ка. Ветер, помоги,
Пусть сюда придут дожди!
Тучка взмахивает султанчиком. К ней приходят 3 ребёнка-3 дождя
Ливень Кап Капыч, дождь грибной и моросейка.
Кап Капыч: Я ливень Кап Капыч, прольюсь, не взыщи,
Сухое местечко попробуй, сыщи!
Раз тётушка просит, я рад услужить
И в засуху землю водой напоить!
Грибной: Лью из лейки я водой.
Средний братец-дождь грибной!
Поливаю я рябину, поливаю я осину.
Там, где мох ковром ложится,
Поливаю я грибницу!
Эй! Вы, рыжики, волнушки.
И лисички, и свинушки!
Поскорее вырастайте,
Дождь грибной не забывайте.
Танец ГРИБОВ .
Моросейка: Младший братец, неумейка, Я пока что Моросейка.
Сею капли через сито я в огромное корыто.
А как только подрасту, дело я себе найду.
Буду землю поливать, воду щедро раздавать.
ПЕСНЯ «ДОЖДИК» муз. Герчик
Ведущая: У дождей своя работа, нужно землю напоить,
Без дождей всему живому на планете трудно жить.
Ах: В круг большой всех приглашаем
Да с дождями поиграем.
ИГРА «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Ведущая: берет в руки большой зонт
Солнце светит веселее
Выходи гулять скорее
Под спокойную музыку дети «гуляют» по залу
Дождик, дождик всё сильней,
Прячьтесь в домик поскорей!
Дети прячутся под большой зонт, братья- дожди ловят зазевавшихся.
Ведущая: Все дождям сегодня рады, подарили нам прохладу,
Воздух чист и снова свеж, заблестел, умылся лес!
Выбегают два зайчика, белочка (Дети в шапочках-масках).
1 зайчик: Рано утром я умылся
У лесного ручейка,
Только снова запылился,
Ведь дорога далека.
2 зайчик: Вот спасибо! Дождь грибной!
Дождевой умыл водой!
Стали чистыми, при том
Мы ещё и подрастём.
Белка: Хлопотала у плиты, целый день пекла блины!
Домик чисто убирала, сор из дома выметала!
Запылились лапы, хвост, да, спасибо летний дождь
Шубку выстирал мою, Я его благодарю!
ПАРНАЯ ПЛЯСКА.
Выбегают девочки в шапочках цветов.
Ромашка: В чистом поле, у реки,
К солнцу тянем лепестки,
И цветы хотят напиться,
Причесаться и умыться.
Как Наташи и Андрейки,
Дождик летний, нас полей-ка!
ТАНЕЦ ЦВЕТОВ.
Ах: Здесь веселье. Где же Ох? Позовём ка мы его!
Ох! Дружище, выходи да с дождями подружись!
Выходит Ох. Он в плаще с зонтом.
Видишь, здесь совсем не страшно,
Будь же ты хоть раз отважным!
Не трясись ты, как зайчишка,
Да снимай своё пальтишко!
Видишь в гости к нам пришли
Братья летние дожди.
Раздевает Оха.
Входит Матушка Земля.
Матушка Земля: Я ваша Матушка Землица,
Пришла я в пояс поклониться
Моим помощникам-дождям,
От всей души спасибо вам!
Спасибо вам за труд ваш добрый,
Что поливаете меня!
Что с вашей доброю заботой
Цветут сады мои поля!
Что зреет хлеб, краснеют вишни,
Цветут ромашка василёк,
И в чаще леса говорливой
Бежит весёлый ручеёк!
Ведущая: Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба урожай!
Будут булки, сушки,
Сладкие ватрушки!
ПЕСНЯ « ДОЖДИК ЗАДОЖДИЛСЯ»
Муз. Лукониной, сл. Чадовой
Используемая литература:
1. «Утренники в детском саду» сценарии о природе Н Луконина, Л. Чадова
Москва АЙРИС ПРЕСС 2005
Стихи про дождь для детей
По мокрой мостовой
Как славно по мокрой
Бежать мостовой,
Где все отражается
Вниз головой!
Бежим по витрине
«Хрусталь и фарфор»!
Под шину машине
Попал светофор!
Трамвайные рельсы
Теперь ни к чему —
Ведь едет трамвай
По себе самому.
Мы даже увидели,
Как через сквер
Шел кверху ногами
Милиционер!
Автор: М. Борисова
За дождиком
Дождик брызнул
И прошел сторонкой,
От ворот он сделал
Поворот.
Мы бежим за дождиком
Вдогонку,
Только клен остался
У ворот.
Он бы тоже
Побежал дорожкой
С нами вместе
Дождик догонять,
Чтобы растопыренной
Ладошкой
Дождевую капельку
Поймать.
Автор: В. Орлов
Потасовка с Ветром и Дождем
Я гулял поутру,
разгоняя
сон, сон.
Дерзкий Ветер
из рук
чуть не вырвал
зонт, зонт.
— Тише, Ветер,
а то,
натворишь ты
бед, бед!
Ветер дунул
в пальто:
«Не утихну,
нет, нет...»
Взял я зонт,
будто -прут,
и по Ветру
хлоп, хлоп!
Ну, а Дождь —
тут как тут:
мне с размаху
в лоб, в лоб.
Автор: Тим Собакин
Дождик
Летний дождик хлещет в крышу
По железным по листам.
Слышу, слышу!
Тра-та-та-та, трам-там-там!
Скину тесные сапожки
И штанишки засучу...
По канавке вдоль дорожки
С визгом рысью поскачу!
Эва! Брызги, словно змейки!
Вся канава в пузырях,
Дождик пляшет по скамейке,
Барабанит в лопухах.
Поливалкою колючей
Промочил меня насквозь...
Солнце вылезло из тучи!
Солнце высушит — не бойсь!
Автор: Саша Черный
* * *
Небо хмурится сердито,
Гонит со двора ребят,
У меня окно открыто,
Тучи в комнату глядят.
Хоть совсем я не трусишка,
Спрячусь быстро под плащом.
Тучи смотрят — нет мальчишки,
И заплакали дождем.
Барабанят капли-палки,
На дворе темным-темно.
Мне тогда их стало жалко,
И я выглянул в окно.
«Тучки, хватит, перестаньте!
Вас никто не обижал.
Под плащом я был, в серванте!!!»
Странно, дождик перестал.
Автор: Т. Агибалова
Грибной дождь
Теплым дождем умывается лес,
Шепчутся листья и травы,
И поднимают стволы до небес
Крону зеленой дубравы.
Выбрав в ветвях наблюдательный пост,
Радуясь ливню в июле,
Как на качелях, качается дрозд
С капелькой солнца на клюве.
Автор: С. Махотин
Радость
У ворот июля замерли улитки,
Хлопает листами
Вымокший орех,
Ветер из дождя
Выдергивает нитки,
Солнце сыплет блеск
Из облачных прорех.
Светятся лягушки и, себя не помня,
Скачут через камни рыжего ручья...
Дай мне задержаться
На пороге полдня,
Дай облокотиться
О косяк луча!
Автор: Н. Матвеева
Радуга
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
Автор: Ф. Тютчев
Радуга-дуга
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем —
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
Блещет радуга-дуга.
Сквозь нее видны луга.
А за самым дальним лугом —
Поле, вспаханное плугом.
А за полем сквозь туман —
Только море-океан,
Только море голубое
С белой пеною прибоя.
Вот из радужных ворот
К нам выходит хоровод,
Выбегает из-под арки,
Всей земле несет подарки.
И чего-чего здесь нет!
Первый лист и первый цвет,
Первый гриб и первый гром,
Дождь, блеснувший серебром,
Дни растущие, а ночи —
Что ни сутки, то короче.
Эй, ребята, поскорей
Выходите из дверей
На поля, в леса и парки
Получать свои подарки!
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо пешком.
Ладушки!
Ладушки!
По радуге
По радужке,
По цветной
Дуге
На одной ноге,
Вниз по радуге верхом —
И на землю кувырком!
Автор: С. Маршак
После дождя
Дождь прошел. Уж не трепещет
Тучка молнией-грозой.
Посмотри, как небо блещет
Сквозь деревья бирюзой!
От кустов ложатся тени,
А цветы полны водой;
Пахнет свежестью сирени,
Сладко пахнет резедой.
Точно замер пруд широкий;
Как в зеркальном серебре,
Отразились в нем глубоко
Избы, ивы на горе.
А вдали уже алеет
Свет заката, — и теплом
Ночь в окно порою веет,
Точно ласковым крылом.
Автор: И. Бунин
Зонтик
Ходит
Зонтик
Измокший.
Сыро.
Холодно.
Слякоть.
Дождик
Каплет
И каплет,
Впору
Взять
И заплакать.
Ходит,
Думает
Зонтик:
«Капли
Каплют
На темя:
Вновь
Промокну
До нитки.
Вот уж
Тяжкое
Бремя.
Вечно
Мокрый-
Премокрый,
Просто
Жить
Неохота!
Ломит
Весь
Позвоночник,
В спицах
Тоже
Ломота.
Дождь
Надолго
Заладил,
Низко
Навис
Горизонтик.
Э-э!
Промокнул!
Довольно!
Пойду
Куплю
Себе
Зонтик».
Автор: Л. Керн
Летний дождь
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем...
Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Автор: А. Майков
После дождя
Сирени бледные дождем к земле прибиты...
Замолкла песня соловья;
Немолчно говор слышится сердитый
Разлитого ручья.
Природа ждет лучей обетованных:
Цветы поднимут влажный лик,
И вновь в моих садах благоуханных
Раздастся птичий крик.
Автор: А. Блок
* * *
К.
Через поля к холмам тенистым
Промчался ливень... Небо вдруг
Светлеет... Блеском водянистым
Блестит зеленый, ровный луг.
Гроза прошла... Как небо ясно!
Как воздух звучен и душист!
Как отдыхает сладострастно
На каждой ветке каждый лист!..
Автор: И. Тургенев
Туча
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Автор: А. Пушкин
* * *
Как дымкой даль полей, закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березках у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
* * *
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...
Автор: Ф. Тютчев
* * *
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Автор: Ф. Тютчев
Успокоение
Гроза прошла — еще курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освеженной.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася,
И радуга концом дуги своей
В зеленые вершины уперлася.
Автор: Ф. Тютчев
Загадка
Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид! Огромный рост!
Раскинув паруса шумящи,
Не раз корабль под ним проплыл,
Но на хребет его блестящий
Еще никто не восходил!
Идешь к нему — он прочь стремится,
И в то же время недвижим;
С своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним.
Автор: В. Жуковский
Стихи о грозе для детей
Гроза
Уже давно вдали толпились тучи
Тяжелые — росли, темнели грозно...
Вот сорвалась и двинулась громада.
Шумя, плывет и солнце закрывает
Передовое облако; внезапный
Туман разлился в воздухе; кружатся
Сухие листья... птицы притаились...
Из-под ворот выглядывают люди,
Спускают окна, запирают двери...
Большие капли падают... и вдруг
Помчалась пыль столбами по дорогам;
Поднялся вихрь и по стенам и крышам
Ударил злобно; хлынули потоки
Дождя... запрыгал угловатый град...
Крутятся, бьются, мечутся деревья,
Смешались тучи... молнья!.. ждешь удара.
Загрохотал и прокатился гром.
Сильнее дождь... Широкими струями,
Волнуясь, льет и хлещет он — и ветер
С воды срывает брызги... вновь удар!
Через село растрепанный, без шапки
Мужик за стадом в поле проскакал,
А вслед ему другой кричит и машет...
Смятенье!.. Но зато, когда прошла
Гроза, как улыбается природа!
Как ласково светлеют небеса!
Пушистые, рассеянные тучки
Летят; журчат ручьи; болтают листья...
Убита пыль; обмылася трава;
Скрипят ворота; слышны восклицанья
Веселые; шумя, слетает голубь
На влажную, блестящую дорогу...
В ракитах раскричались воробьи;
Смеются босоногие мальчишки;
Запахли хлебом желтые скирды...
И беглым золотом сверкает солнце
По молодым осинам и березам...
Автор: И. Тургенев
Гроза промчалась (отрывок)
Гроза промчалась низко над землею...
Я вышел в сад; затихло все кругом —
Вершины лип облиты мягкой мглою,
Обагрены живительным дождем.
А влажный ветер на листья тихо дышит...
В тени густой летает тяжкий жук;
И, как лицо заснувших томно пышет,
Пахучим паром пышет темный луг.
Какая ночь! Большие, золотые
Зажглися звезды... воздух свеж и чист;
Стекают с веток капли дождевые,
Как будто тихо плачет каждый лист.
Зарница вспыхнет... Поздний и далекий
Примчится гром — и слабо прогремит...
Как сталь, блестит, темнея, пруд широкий,
А вот и дом передо мной стоит.
И при луне таинственные тени
На нем лежат недвижно... вот и дверь;
Вот и крыльцо — знакомые ступени...
А ты... где ты? что делаешь теперь?..
Автор: И. Тургенев
Во время грозы
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутного дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!
И туча шла гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
И все раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный...
Автор: Н. Рубцов
Дождь
В тумане облачных развалин
Встречая утренний рассвет,
Он был почти нематериален
И в формы жизни не одет.
Зародыш, выкормленный тучей,
Он волновался, он кипел,
И вдруг, веселый и могучий,
Ударил в струны и запел.
И засияла вся дубрава
Молниеносным блеском слез,
И листья каждого сустава
Зашевелились у берез.
Натянут тысячами нитей
Меж хмурым небом и землей,
Ворвался он в поток событий,
Повиснув книзу головой.
Он падал издали, с наклоном
В седые скопища дубрав.
И вся земля могучим лоном
Его пила, затрепетав.
Автор: Н. Заболоцкий
Радуга
Свод радуги — Творца благоволенье,
Он сочетает воздух, влагу, свет —
Все, без чего для мира жизни нет.
Он в черной туче дивное виденье
Являет нам. Лишь избранный Творцом,
Исполненный господней благодати, —
Как радуга, что блещет лишь в закате, —
Зажжется пред концом.
Автор: И. Бунин
Чудо радуги
В сиянье радуга взошла,
Ее цветные пояса
Вонзились в голубое море
И огибают небеса.
И что за весть несет она?
Каким таинственным ключом
Раскрыть смысл радужной депеши,
Облитой солнечным лучом?
Есть тайна в знаменье небес,
И верю, радуги — завет
Сестре-земле, родного неба
Благовестительный привет.
Автор: П. Вяземский
Заклички про дождь
Дождик, дождик, пуще,
я насею гущи,
цельну кадушку,
сверху лягушку!
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!
Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!
Дождик, дождик, пуще.
На мамину капусту,
На папин лен
Поливай ведром.
Дождик, дождик, лей, лей
На меня и на людей!
А на Бабу-Ягу
Хоть по тысячу ведру!
Дождик, лей!
Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зелёненьком лужочке!
Дождик, дождик, побыстрей
Разгони моих гусей.
Мои гуси дома,
Не боятся грома.
Дождик, дождик, посильней,
Разгони моих свиней,
А то свиньи дома,
Не боятся грома.
Дождик, дождик, посильней,
Загони моих свиней!
Мои свиньи дома —
Лежат на соломе!
Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Замочи дорожки,
Все равно гулять пойдем.
Мама, дай галошки!
Дождик, дождик,
Сварю тебе борщик,
Поставлю на дубочке
В зеленом горшочке.
Не шатайся, дубок,
Не пролейся, горшок!
Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в Казахстань.
Дожик, дождик, перестань,
Я уеду в Аристань
Богу молиться,
Христу поклониться,
У Христа-то сирота
Открывает ворота
Ключиком-замочиком,
Беленьким платочком
Дождик, дождик, перестань!
Я поеду во Рязань
С ключиком, с замочком,
С аленьким цветочком!
А ты, радуга-дуга.
Отворяй-ка ворота» —
Ключиком, замочком,
Аленьким цветочком!
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!
Падай, дождь,
На бабкину рожь,
На дедову пшеницу,
На сестрин лен,
Поливай ведром!
Уж дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей,
С лазоревым цветом,
С теплым летом!
Уж дождь дождем,
Поливай ковшом:
На Иванов и Алён,
Чтоб посеяли весь лен.
Дождик, дождик, припусти,
Побежим мы за кусты!
За кустами гуща,
А ты, дождик, пуще!
Дождик, дождик, припусти,
Побежим мы за кусты,
Встанем под осинкой,
Накроемся корзинкой!
Дождик пуще припусти,
На пшеницу, на гречи.
На горох, на ячмень
Поливай весь долгий день!
А на просо, на рожь
Поливай сколько хошь!
Дождик, дождик, крапани,
Куплю тебе три кони!
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе горностай,
С ключиком, с замочком,
С шелковым платочком!
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!
Зря в окошко не стучи.
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.
Секи, секи, дождь,
На бабину рожь,
На дедово семя –
Чтоб взошло воврéмя.
Секи, секи, дождь,
На нашу рожь,
На бабину пшеницу,
На просо, чечевицу,
На дедов ячмень —
Поливай целый день!
Загадки про дождь
Из серых кораблей капает,
А цветы моются.
Что всегда опускается и никогда не поднимается?
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
Меня ждут, не дождутся,
А как увидят — разбегутся.
Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
Шёл долговяз,
В сыру землю увяз.
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут.
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил.
Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.
Шёл долговяз,
В сыру землю увяз.
Крупно, дробно зачастил
И всю землю напоил.
Не идёт, не скачет,
А плывёт и плачет.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Кто там топает по крыше?
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли
Может, кошек подковали?
Не удержались в сите
Серебряные нити
И, выскочив на волю,
Пришили тучку к полю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летний экологический праздник "На полянке у Гнома"
Летний экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста.На празднике дети в игровой форме закрепляют знания о правилах поведения в природе,о лекарственных травах и их пользе для человека...
Летний экологический праздник
Здесь развлечение летнего экологичекого праздника...
Летний экологический праздник
Педагогические задачи:Учить детей любить и беречь природу.Учить детей помогать животным, попавшим в беду.Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другуДоставлять детям радость от участия...
Летний экологический проект «Лягушка» Для детей старшего дошкольного возраста.
поисково - исследовательский проет...
Летний экологический проект "Лунтик и его друзья насекомые"
Проектно - исследовательская деятельность с детьми 4 - 6 лет....
Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "
Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...
Проект : " Дождик, дождик,кап,кап,кап"
Формирование представления детей о дожде, умения правильно держать кисть ....