Экологический проект "Синичкин день"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Формирование у детей и их родителей экологической привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время, воспитание познавательного интереса, бережного отношения к зимующим птицам.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с праздником «Синичкин день».
2. Расширить и обобщить знания детей о синицах и зимующих птицах – внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания.
3. Развивать речевую активность детей при описании зимующих птиц.
4. Научить заботиться о птицах в зимнее время.
5. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект синичкин день | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад №70
«Солнечный город»
Экологический проект
«Синичкин день»
Котова Татьяна Викторовна
Деревенец Светлана Юрьевна
г. Новосибирск 2017
Содержание
1. Информационная ката проекта
2. План реализации проекта
3. Постановка цели
4. Цели и задачи проекта
5. Реализация проекта
6. Практическая значимость проекта
7. Выводы
8. Приложение
Информационная карта проекта
МАДОУ №70 «Солнечный город» г. Новосибирск
1. Полное название проекта «Синичкин день»
2. Авторы проекта: Котова Татьяна Викторовна, Деревенец Светлана Юрьевна.
3.Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательско – информационный.
4. Направление деятельности проекта: исследовательская, ознакомительная, направленная на воспитание человека, понимающего природу и осознающего свое место в окружающем мире.
5.Цель: формирование исследовательских способностей старших дошкольников, направленных на получение знаний о празднике «Синичкин день», о птицах, их повадках, помощи им зимой. А так же учить детей ставить вопросы и находить ответы на них. Продолжать формирование экологической грамотности детей. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
6.Краткое содержание: изучение многообразия птиц и формирование понимания необходимости помогать зимующим птицам.
7. Место проведения: МАДОУ № 70 «Солнечный город» г. Новосибирска.
8. Сроки проведения: ноябрь 2017г.
9. Количество участников проекта: 61 человек (29 детей, 29 родителей,2 воспитателя и лектор из краеведческого музея)
10. Возраст детей: 5 лет (старшая группа)
11. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и образовательной деятельности)
12. Ожидаемые результаты:
- расширение кругозора дошкольников;
- воспитание доброго отношения к птицам, желания оберегать и заботиться о них;
- развитие творческого мышления у детей;
- вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом.
План реализации проекта
- Постановка цели.
- Цели и задачи проекта.
- Реализация проекта.
- Ожидаемый результат.
- Практическая значимость проекта.
1.Постановка цели
Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. Несколько лет назад в России появился ещё один экологический праздник-Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. Корнями этот праздник уходит далеко. Люди заметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками и перебираются из леса поближе к человеческому жилью, чтобы получить пропитание в холодные зимние дни, когда их естественного корма становится мало.
Синичкин день в России считается днем Зиновия Синичкина — покровителя птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично: вблизи своих домов развешивали кормушки, подкармливали птиц до самой весны, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». "Не много зинька ест — пьет, а весело живет". Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.
Синичкин день очень заинтересовал детей нашей группы. Мы выяснили что, практически все дети не имеют представления о празднике «Синичкин день», у них мало знаний о зимующих птицах, дети мало знают о том, как помочь птицам выжить в зимнее время. Тогда и возникла идея рассмотреть этот праздник более подробно. Так и появился этот проект.
Используя метод трех вопросов мы выяснили, что дети знают о Синичкином дне, что их еще интересует и как они могут это узнать.
Проблема:
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Откуда, из каких источников? |
|
| От родителей Из книг и журналов Из интернета Из наблюдения Из телепередач |
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ формировать обобщенные представления о птицах, развивать интерес к их жизни, расширять знаний и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также развивать познавательные способности детей.
2. Цели и задачи проекта
Цель: Формирование у детей и их родителей экологической привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время, воспитание познавательного интереса, бережного отношения к зимующим птицам.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с праздником «Синичкин день».
2. Расширить и обобщить знания детей о синицах и зимующих птицах – внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания.
3. Развивать речевую активность детей при описании зимующих птиц.
4. Научить заботиться о птицах в зимнее время.
5. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к птицам.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат знания об экологическом празднике «Синичкин день»;
2. Пополнят свои знания о зимующих птицах;
З. Расширять словарный запас;
4. Научаться заботиться о зимующих птицах;
5. Приобретут экологическую привычку подкармливать птиц зимой.
3. Реализация проекта
Этап | Сроки реализации | Мероприятия |
1. Подготовительный |
| - Подбор методической литературы. - Подбор настольно-печатных игр. - Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки и т. д.) - Подбор литературы о птицах. - Подбор аудио и видео записей по теме. - Подбор иллюстраций, репродукций картин на данную тему. - Составить перспективный план. - Придумать оформление группы |
2. Основной этап |
| - Организация конкурса - выставки «Лучшая кормушка для синички» - Рисунки детей на заданные и свободные темы - Лепка, рисование птиц, ручной труд способом «оригами» по теме: «Птица». -Строительство макетов кормушек для птиц из различного материала и конструктора. - Разучивание стихотворений о синичке. - Сочинение загадок о зимующих птицах. - Создание тематического альбома «Зимующие птицы» - Оформить центр художественной литературы в группе « О птицах» и т. д. |
3. Презентация проекта |
| - Выставка детских рисунков и поделок, конкурс чтецов, посвящённый празднику «Синичкин день» - Награждение победителей выставки – конкурса «Лучшая кормушка для синички». |
- Паутинка проекта «Синичкин день»:
Вид деятельности | Познавательное развитие | Социально-коммуникативное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Совместная деятельность | Беседы: «Зимующие птицы», «История возникновения праздника «Синичкин день»», «Птицы нашего края», «Покормите птиц зимой»; Наблюдения на прогулке за птицами; Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме; интегрированное занятие «Зимующие птицы». Собрали информацию о зимующих птицах и изготовили альбом; Конструирование птиц из бумаги (техника «оригами») | Проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Что за птица», «Третий лишний», «Гнездовья птиц», «Птички на ветках», «Зимующие птицы», «Кто как кричит», «Найди по описанию», «Как кто устроен»; Проведение пальчиковой игры «Сорока - Белобока», «Индюк», «Птицы»; Развешивание кормушек; Кормление птиц. | Составление рассказов по серии картин «Зимующие птицы»; Сочинение загадок о птицах; Разгадывание загадок о птицах; Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек о птицах; Игры-театрализации с участием птиц. | Рисование птиц; Лепка птиц из пластилина; Аппликация на тему: «Синички»; Разучивание песен о птицах танцев птиц. | Разучивание комплекса утренней гимнастики «Зимующие птицы». Подвижные игры: «Кот и голуби», «Совушка - Сова», «Гуси – лебеди», «Зимующие птицы» и другие |
В ходе режимных моментов | Просмотр мультфильмов и документальных видео о птицах. | Подвижные игры «Воробушки и автомобиль» | Чтение художеств. литер-ры: В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая», Л. Татьяничева «Снегири», Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» и другие | Прослушивание аудиозаписей «Пение птиц» | Физ. минутки: «Дятел» Пальчиковые игра «Кукушечка», «Птенчики в гнезде», «Птичка», «Синичка» |
Самостоятельная деятельность | Конструирование птиц из счетных палочек | Поддерживание чистоты в кормушках. | Сюжетно-ролевые игры “Лесная школа”, “Больница птиц” | Свободное рисование на тему «Птицы» | |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Привлечь родителей к оформлению альбома «Зимующие птицы» | Консультация для родителей: «Покормите птиц зимой», «Как смастерить кормушку своими руками». | Совместное чтение художественной литературы о птицах. Помочь в подготовке выступления - на конкурсе чтецов(разучивание текстов выступления). | Привлечение родителей к выставке «Лучшая кормушка для синички» Привлечь родителей к оформлению центра художественной литературы в группе «О птицах» |
Создание условий для самостоятельной деятельности детей |
|
4. Результат проекта
- Полученный продукт: результатом работы для дошкольников стали рисунки и поделки, альбом о зимующих птицах, кормушки для птиц.
- Экологическое развитие ребенка: дети получили и закрепили знания о всероссийском празднике «Синичкин день», о зимующих птицах, о бережном отношении к птицам. У детей появилось бережное отношение к природе; развилась эмоциональная отзывчивость и чувство прекрасного.
- Участие родителей: родители принимали активное участие в проекте. Они вместе с детьми наблюдали за птицами, находили информацию о зимующих птицах, делали странички для альбома, мастерили кормушки. Участие родителей в создании и реализации этого проекта пробудило интерес и повысило компетентность в экологическом воспитании своего ребенка.
- Вместе с детьми мы пришли к выводу:
Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноября синицы, предчувствуя скорые холода, прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей. Как известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. –Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10 – СПб. 2010.
3. Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград: 2007.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.. М: Просвещение 2012 г.
5. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М. : Эксмо, 2010.-64 с. :ил.
6. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
7. Шаронов А. В. Атлас – справочник «Все о птицах» 2007 г.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенний экологический праздник «День Земли»
В апреле мы проводим экологический праздник "День Земли"...
Экологический праздник « День защиты природы»
Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....
Экологический праздник « День птиц »
Через экологическое развлечение расширить представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому....
Сценарий детского экологического праздника "День земли"
Предлагаемый сценарий может быть использован в работе с детьми старшего возраста детского сада, при организации утренников посвящённых международному дню защиты Земли....
Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)
Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе....
Конспект экологического праздника "День Земли"
В конспекте представлены стихи, песни, игры, картотека добрых дел, акция "Украсим Землю цветами". Материал предназначен для посвящения в "Юные экологи" детей подготовительной группы....
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....