Экологический проект "Синичкин день"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Котова Татьяна Викторовна

Цель: Формирование у детей и их родителей экологической привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время, воспитание познавательного интереса, бережного отношения к зимующим птицам.

 

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с праздником «Синичкин день».

2. Расширить и обобщить знания детей о синицах и зимующих птицах – внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания.

3. Развивать речевую активность детей при описании зимующих птиц.

4. Научить заботиться о птицах в зимнее время.

5. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект синичкин день33.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              МАДОУ Детский сад №70

                                                                                                    «Солнечный город»

           Экологический проект

           «Синичкин день»

                                         

                                           Котова Татьяна Викторовна

                                                                Деревенец Светлана Юрьевна

                              г.  Новосибирск 2017

Содержание

1.  Информационная ката проекта

2. План реализации проекта

3. Постановка цели

4. Цели и задачи проекта

5. Реализация проекта

6. Практическая значимость проекта

7. Выводы

8. Приложение

Информационная карта проекта

МАДОУ №70 «Солнечный город» г. Новосибирск

1. Полное название проекта «Синичкин день»

2. Авторы проекта: Котова Татьяна Викторовна, Деревенец Светлана  Юрьевна.

3.Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательско – информационный.

4. Направление деятельности проекта: исследовательская, ознакомительная, направленная на воспитание человека, понимающего природу и осознающего свое место в окружающем мире.

5.Цель: формирование исследовательских способностей старших дошкольников, направленных на получение знаний о празднике «Синичкин день», о птицах, их повадках, помощи им зимой. А так же учить детей ставить вопросы и находить ответы на них. Продолжать формирование экологической грамотности детей. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

6.Краткое содержание: изучение многообразия птиц и формирование понимания необходимости помогать зимующим птицам.

7. Место проведения: МАДОУ № 70 «Солнечный город» г. Новосибирска.

8. Сроки проведения: ноябрь 2017г.

9. Количество участников проекта: 61 человек (29 детей, 29 родителей,2 воспитателя и лектор из краеведческого музея)

10. Возраст детей: 5 лет (старшая группа)

11. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и образовательной деятельности)

12. Ожидаемые результаты:

  • расширение кругозора дошкольников;
  • воспитание доброго отношения к птицам, желания оберегать и заботиться о них;
  • развитие творческого мышления у детей;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом.

План реализации проекта

  1. Постановка цели.
  2. Цели и задачи проекта.
  3. Реализация проекта.
  4. Ожидаемый результат.
  5. Практическая значимость проекта.

1.Постановка цели

Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц.  Несколько лет назад в России появился ещё один экологический праздник-Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. Корнями этот праздник уходит далеко. Люди заметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками и перебираются из леса поближе к человеческому жилью, чтобы получить пропитание в холодные зимние дни, когда их естественного корма становится мало.

Синичкин день в России считается днем Зиновия Синичкина — покровителя птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично:  вблизи своих домов развешивали  кормушки, подкармливали птиц до самой весны, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». "Не много зинька ест — пьет, а весело живет".  Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

Синичкин день очень заинтересовал детей нашей группы.  Мы выяснили что, практически все дети не имеют представления о празднике «Синичкин день», у них мало знаний о зимующих птицах, дети мало знают о том, как помочь птицам выжить в зимнее время. Тогда и возникла идея рассмотреть этот праздник более подробно. Так и появился этот проект.

Используя метод трех вопросов мы выяснили, что дети знают о Синичкином дне, что их еще интересует и как они могут это узнать.

Проблема:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Откуда, из каких источников?

  • Кто такая синица?
  • Ещё некоторых зимующих птиц
  • Зимой люди вывешивают кормушки и кормят птиц
  • Что это за праздник «Синичкин день»?
  • История этого праздника
  • Почему он так называется и в какой день празднуется?
  • Как люди отмечают этот праздник?
  • Какие птицы с нами зимуют?
  • Как мы можем им помочь в холода?

От родителей

Из книг и журналов

Из интернета

Из наблюдения

Из телепередач

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ формировать обобщенные представления о птицах, развивать интерес к их жизни, расширять знаний и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также развивать познавательные способности детей.

2. Цели и задачи проекта

Цель: Формирование у детей и их родителей экологической привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время, воспитание познавательного интереса, бережного отношения к зимующим птицам.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с праздником «Синичкин день».

2. Расширить и обобщить знания детей о синицах и зимующих птицах – внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания.

3. Развивать речевую активность детей при описании зимующих птиц.

4. Научить заботиться о птицах в зимнее время.

5. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к птицам.

Ожидаемые результаты:

1. Дети получат знания об экологическом празднике «Синичкин день»;

2. Пополнят свои знания о зимующих птицах;

З. Расширять словарный запас;

4. Научаться заботиться о зимующих птицах;

5. Приобретут экологическую привычку подкармливать птиц зимой.

3. Реализация проекта

Этап

Сроки реализации

Мероприятия

1. Подготовительный

 

- Подбор методической литературы.

- Подбор настольно-печатных игр.

- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки и т. д.)

- Подбор  литературы о птицах.

- Подбор аудио и видео записей по теме.

- Подбор иллюстраций, репродукций картин на данную тему.

- Составить перспективный план.

- Придумать оформление группы

2. Основной этап

 

- Организация конкурса - выставки  «Лучшая кормушка для синички»

-  Рисунки детей на заданные  и свободные темы

- Лепка, рисование птиц, ручной труд способом «оригами» по теме: «Птица».

-Строительство макетов кормушек для птиц из различного материала и конструктора.

- Разучивание стихотворений о синичке.

- Сочинение загадок о зимующих птицах.

- Создание тематического альбома «Зимующие птицы»

- Оформить центр художественной литературы в группе « О птицах» и т. д.

3. Презентация проекта

 

- Выставка детских рисунков и поделок, конкурс чтецов, посвящённый празднику «Синичкин день»

- Награждение победителей выставки – конкурса «Лучшая кормушка для синички».

  1. Паутинка проекта «Синичкин день»:

Вид деятельности

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Совместная деятельность

Беседы: «Зимующие птицы»,

«История возникновения праздника «Синичкин день»»,

«Птицы нашего края»,

«Покормите птиц зимой»;

Наблюдения на прогулке за птицами;

Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме;

интегрированное занятие «Зимующие птицы».

Собрали информацию о зимующих птицах и изготовили альбом;

Конструирование птиц из бумаги (техника «оригами»)

Проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Что за птица», «Третий лишний», «Гнездовья птиц», «Птички на ветках», «Зимующие птицы», «Кто как кричит», «Найди по описанию», «Как кто устроен»;

Проведение пальчиковой игры «Сорока - Белобока», «Индюк», «Птицы»;

Развешивание кормушек;

Кормление птиц.

Составление рассказов по серии картин «Зимующие птицы»;

Сочинение загадок о птицах;

Разгадывание загадок о птицах;

Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек о птицах;

Игры-театрализации с участием птиц.

Рисование птиц;

Лепка птиц из пластилина;

Аппликация на тему: «Синички»;

Разучивание песен о птицах    танцев птиц.

Разучивание комплекса утренней гимнастики «Зимующие птицы».

Подвижные игры: «Кот и голуби», «Совушка - Сова», «Гуси – лебеди», «Зимующие птицы» и другие

В ходе режимных моментов

Просмотр мультфильмов и документальных видео о птицах.

Подвижные игры «Воробушки и автомобиль»

Чтение художеств. литер-ры:  В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая», Л. Татьяничева «Снегири», Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» и другие

Прослушивание аудиозаписей «Пение птиц»

Физ.  минутки: «Дятел»

Пальчиковые игра «Кукушечка»,

«Птенчики в гнезде»,

«Птичка», «Синичка»

Самостоятельная деятельность

Конструирование птиц из счетных палочек

Поддерживание чистоты в кормушках.

Сюжетно-ролевые игры

  “Лесная школа”, “Больница птиц”

Свободное рисование на тему «Птицы»

Взаимодействие с семьями воспитанников

Привлечь родителей к оформлению альбома «Зимующие птицы»

Консультация для родителей:

 «Покормите птиц зимой», «Как смастерить кормушку своими руками».

Совместное чтение художественной литературы о птицах.

Помочь в подготовке выступления - на конкурсе чтецов(разучивание текстов выступления).

Привлечение родителей к выставке «Лучшая кормушка для синички»

Привлечь родителей к оформлению центра художественной литературы в группе «О птицах»

Создание

условий для самостоятельной

деятельности

детей

  • Уголок природы, который постоянно пополнялся  наглядным и демонстрационным материалами, детскими рисунками и т.д.

  • Центр художественной литературы – постоянно пополнялся художественными книгами о птицах, энциклопедиями и журналами по данной теме.

  • Игровой центр – пополнялся дидактическими играми и пособиями о птицах.

  • В речевом центре имеются трафареты с контурами птиц для развития мелкой моторики.

4. Результат проекта

  • Полученный продукт: результатом работы для дошкольников стали рисунки и поделки, альбом о зимующих птицах, кормушки для птиц.

  • Экологическое развитие ребенка: дети получили и закрепили знания о всероссийском празднике «Синичкин день», о зимующих птицах, о бережном отношении к птицам. У детей появилось бережное отношение к природе; развилась эмоциональная отзывчивость и чувство прекрасного.

  • Участие родителей: родители принимали активное участие в проекте. Они вместе с детьми наблюдали за птицами, находили информацию о зимующих птицах, делали странички для альбома, мастерили кормушки. Участие родителей в создании и реализации этого проекта пробудило интерес и повысило компетентность в экологическом воспитании своего ребенка.

  • Вместе с детьми мы пришли к выводу:


Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноября синицы, предчувствуя скорые холода, прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей. Как известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время.

Литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.

2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. –Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10 – СПб. 2010.

3. Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград: 2007.

4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.. М: Просвещение 2012 г.

5. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М. : Эксмо, 2010.-64 с. :ил.

6. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

7. Шаронов А. В. Атлас – справочник «Все о птицах» 2007 г.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний экологический праздник «День Земли»

В апреле мы проводим экологический праздник "День Земли"...

Экологический праздник « День защиты природы»

Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....

Экологический праздник « День птиц »

Через экологическое развлечение расширить представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому....

Сценарий детского экологического праздника "День земли"

Предлагаемый сценарий может быть использован в работе с детьми старшего возраста детского сада, при организации утренников посвящённых международному дню защиты Земли....

Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)

Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе....

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическая акция "День леса. День воды"

В публикации представлен перечень мероприятий в рамках проведения экологической акции "День леса. День воды"...