Занятие "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Винокурова Нина Ивановна

занятие по ознакомлению с окружающим миром. Проведение исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-_krugovorot_vody.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения  занятия по экологическому воспитанию с детьми 5-7 лет в ГКП по ФГОС в области  «Познание»

 Тема: «Круговорот воды в  природе»

Воспитатель: Н. И. Винокурова

Задачи:

1.Формировать представления о  круговороте воды в природе.

2.Развивать познавательно-исследовательский интерес, устанавливать простейшие связи, делать обобщения.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Материалы и оборудование:

почтовая посылка с глобусом, яблоко, карта с изображением круговорота воды, цветные карандаши, листы бумаги.

Для опытов: вода, лёд, чайник, стеклянное блюдце, губки и чашки с водой.

Предварительная работа: 

-наблюдение за облаками, снегопадом, дождём, льдом;

-беседа о различных состояниях воды ( жидкое, твёрдое, газообразное);          - чтение  художественных произведений о воде.

Ход занятия

В. –  Сегодня нам предстоит совершить путешествие. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вместе с вами откроем посылку, которую доставили утром,  она адресована самым любознательным.( открываем посылку и вынимаем глобус).

В. – Что это такое?

Д. – Глобус.

В. – Какую форму напоминает глобус?

Д. – Глобус напоминает форму шара.

В. – А что такое глобус?

Д. – Это модель Земли.

В. -  Как вы понимаете – модель Земли?

Д. – Земля в уменьшенном виде.

В. – Какого цвета больше всего на глобусе?

Д. – На глобусе больше всего голубого цвета.

В. – Что обозначает голубой цвет?

Д. – Это вода (реки, моря, океаны.)

В. – Вода  занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Желтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Рассмотрим  это на примере яблока: разрезаем яблоко на четыре части, показываю детям три части – это вода, одна часть – суша.

В. – На глобусе есть участки белого цвета. Что они обозначают? Кто назовёт?

Д. – Это вода, но в виде льда.

В. – Кто -  же не знаком с водой? – удивитесь вы. Да, вода знакома всем. И всё-таки давайте поближе познакомимся с ней. Какая бывает вода?  В каких состояниях встречается вода в природе?

Д. – В жидком, твердом и газообразном (пар).

В.- предлагаю вам рассмотреть: вода в стакане, лёд, пар (чайник)

Что можем отнести к жидкому состоянию воды? Что к твёрдому? Что к  газообразному состоянию воды?

В. – Правильно , это свойства воды. Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется круговорот воды в природе. Повторите….

        Настало наше время отправляться в путешествие в круговорот воды в природе, вместе с капельками и с картой, которую я для вас приготовила. Готовы отправиться в путь?   Для этого нам нужно превратиться в капельки. Начинаем превращение, выполняйте мои команды:  1 -  вправо, влево - наклонись;  2 – вправо, влево - повернись; 3 -  покрутись в капельки превратись.

В. – Садимся,  рассматривает карту «Круговорот воды в природе» и отправляется в путешествие. Представьте, что это наш водоём. В этом водоёме сестрички капельки резвятся и играют, их там много-много. Солнышко пригрело, лучиками засветило и сестрички капельки  поднялись вверх . Когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу. Высоко от земли воздух не такой тёплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе. Так получаются облака. Облака собираются в большую тучку, в этой тучке капелькам становится тесно, и они падают вниз в виде дождя.

        Упали капельки-дождинки на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озёра водой. Понесли реки свои воды в моря, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как это происходит зимой?

        Вместо капелек-дождинок, капельки-снежинки.

Всё это называется  круговорот воды в природе. Молодцы.

Физминутка:

В.  – предлагаю всем немного отдохнуть, мы с вами капельки (все изображают капельки)

Капельки   в речке купались ,  в океан попали. Потянулись капельки к лучам солнца и полетели высоко в небо. В небе капельки встретили  тучку и пролились на землю дождём. Молодцы.

В. – Сейчас нам предстоит ответственная работа. Будем проводить опыты. Приготовьте свои уши и глаза, мы должны не только видеть , но и слышать. Вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Ребята, что-нибудь произошло?

Д. – Нет. Ничего не произошло.

В. – Включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.

- Что вы слышите?

Д. – Бульканье, вода кипит.

В.-  Вы, что-нибудь увидели – из чайника идёт дымок, пар (даю возможность детям самим  дать ответ) Это одно из состояний воды – жидкая, твердая, пар.

Накрываем стеклянным блюдцем чайник, блюдце запотело, получилось как-бы «облако», затем блюдце держим над холодом.

-Во что превратилось наше облако?

 Д. – «Облако» превратилось в дождь.

В. – Давайте  обобщим наши наблюдения: вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?

Д. – Круговорот воды в природе.

В. – Следующий  опыт будете проводить вы. Перед вами стоят тарелки с водой – представьте, что это водоём. Возьмите губки – это облако. Скажите, губка легкая?

Д. – Лёгкая  словно  облако.

В. – Наберите в губку чуть-чуть воды, набрали. Губка потяжелела? Сожмите «тучку» одной рукой, что пошло из «тучки»?

Д. – Дождь. Капельки из тучки спустились вниз в водоём.

В. – Что с помощью губки мы наблюдали?

Д. – Как в «тучку» набираются капельки воды и в виде дождя спускаются вниз.

Рисование ( самостоятельная деятельность)

В. – Предлагаю немного порисовать. У вас на столе лежат рисунки с изображением  водоёма (озеро), солнышка, облака и тучи. Вам  нужно нарисовать капельки, будьте внимательны. В одном месте  капельки поднимаются вверх , а в другом падают вниз.

Самостоятельная работа.

В. – рассматриваем. Скажите,  все правильно изобразили капельки. Молодцы.

Подумайте и скажите, надо  ли беречь воду? Почему? Что случиться, если пропадёт вода? Как нужно беречь воду? Как мы будем относиться к природе?

Д. – Сохранять чистоту, убирать за собой мусор, не загрязнять водоёмы, не забывать выключать за собой воду.

Итог :

Наше путешествие происходило по кругу, как оно называется в природе? Давайте назовём вместе - «Круговорот воды в природе»

Что больше всего понравилось на занятии?

В. – Вот и закончилось наше путешествие и вам обратно нужно превратиться в детей – повертелись , покружились и в детей вы превратились.

Все молодцы.

Занятие окончено.

Литература:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.  Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.   Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013. – 336 с.

2. А.Н.Савенков Детское исследование как метод обучения старших дошкольников – Москва, 2007. – 211 с.

3. Н.А. Рыжова Наш дом – природа. Москва, 2001.- 115 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...