Проект «Культурное наследие России детям»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение –детский сад № 1 «Улыбка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельностипофизическому развитию детейзакрытогоадминистративно-территориального образования
поселок Солнечный Красноярского края
«Культурное наследие России детям»
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы по экологии
Воспитатель: Костюкова Н.Н.
2013г.
Актуальность проекта
Россия — красивая, достойная и многогранная страна с многовековой историей, уходящей своими корнями глубоко в первое тысячелетие.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности. Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. «Концепция патриотического воспитания граждан РФ».
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Проблема:
В настоящее время наблюдается стремление к возрождению культурных традиций нашего народа. В законе «об образовании в РФ» акцентируется внимание на необходимость передачи молодому поколению лучших традиций российского народа, построенных на общечеловеческих и национальных ценностях.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов.
Задачи проекта:
∙ создание культурно-образовательной среды в группе;
∙ знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов.
∙ вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
∙ обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
∙ воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов;
∙ формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
Вид проекта: творческий, познавательно – игровой, групповой.
Участники:дети подготовительной группы, воспитатели.
Сроки реализации: 2 месяца.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект:развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Место реализации проекта: МКДОУ №1, 1-ая подготовительная группа.
Описание проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога |
Подготовительный | Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме. |
Технологический | Создание предметно-развивающей среды: фотоальбомы «Традиции в моей семье»; слушание песен о Родине; составление рассказов о будущем Родины; Создана выставка в группе «Культурные традиции русского народа»; дидактическая игра «Подбери узор к предмету» |
Основной | Познавательно-речевое направление: Беседы с детьми, о семейных традициях и праздниках. Рассматривание иллюстраций русских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек. Чтение сказок. Нарядить куклу в русский национальный костюм. Рассматривание иллюстраций об обычаях, традициях, фольклора и национального костюма русского народа. Улицы моего города. Совместная деятельность педагога и детей. «Малая родина – мой дом, двор, улица». Стихи про Родину, Край. Беседы: Все красивое от природы, доброе от человека. Дорога от дома к детскому саду. Целевые прогулки по улицам города. Чтение стихов местных поэтов. Беседы: «Край, в котором мы живём. Игра-путешествие "Из нашего города - по родному Краю. Сюжетно ролевая игра: «Профессия моих родителей». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки». Художественно-эстетическое направление: рисование: «Составь узор»; альбом детских рисунков «Моя Родина»; альбом детских рисунков «Наши добрые дела»; Социально – личностное, физическое направление. Работа с родителями: беседы и консультации по темам проекта; «Культурное наследие России детям»; − привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений. |
Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, во время прогулок.
В результате совместной деятельности воспитателей, родителей и детей созданы:
∙ фотоальбомы «Традиции в моей семье»;
∙ альбом детских рисунков «Составь узор»;
∙ слушание песен о Родине;
∙ составление рассказов о будущем Родины;
∙ создана выставка в группе «Культурные традиции русского народа»;
∙ рассматривание иллюстраций об обычаях, традициях, фольклора и национального костюма русского народа;
∙ дидактическая игра ««Что такое хорошо, что такое плохо?»;
∙ сказка-драматизация с показом в старше «В деревне Буренкино».
Планируемые результаты:
∙ у детей сформировано представление об истории русского народного костюма, головных уборов;
∙ дети умеют играть в русские народные подвижные игры;
∙ дети бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;
∙ дети используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах. Сказка-драматизация с показом в старшей группе «В деревне Буренкино».
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
1 | Беседы: «Край, в котором мы живём. Слушание песен о Родине. | 01.10.2013г. | Костюкова Н.Н. |
2. | Стихи про Родину. Сюжетно- ролевая игра. «Семья». | 07.10.2013г. | Костюкова Н.Н. |
3. | Составление рассказов о будущем Родины. | 20.10.2013г. | Александрова М.А. |
4. | Беседы: Все красивое от природы, доброе от человека. Беседы с детьми, о семейных традициях и праздниках. | 28.2013г. | Костюкова Н.Н. |
5. | Рассматривание иллюстраций русских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек. Чтение сказок. | 01.11.2013г. | Александрова М.А. |
6. | Сюжетно ролевая игра: «Профессия моих родителей». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки». | 08.11.2013г. | Костюкова Н.Н. |
7. | Создание альбома детских рисунков «Составь узор». | 11.11.2013г. | Александрова М.А. |
8. | Игра-путешествие "Из нашего города - по родному Краю. | 15.11.2013г. | Костюкова Н.Н. |
9. | Рассматривание иллюстраций об обычаях, традициях, фольклора и национального костюма русского народа. | 18.11.2013г. | Александрова М.А. |
10. | Сказка-драматизация с показом в старшей группе «В деревне Буренкино». | 20.11.2013г. | Костюкова Н.Н. |
11. | Диагностика детей. Тема: «Социально – нравственного развития». | 22.11.2013г. | Костюкова Н.Н. |
Список литературы
1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом истраной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.
3. Князева О.Л.; Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004
4. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005
5. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005
6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.-М: Издательский центр «Академия»1998
7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005
8. Комарова Т.С., М.Б. Зацепина. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-Синтез, 2010
9. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005
10. Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
11. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
12. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект «Культурное наследие России - детям»
Нематериальное культурное наследие проявляется в таких областях, как устные традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами...» З...
Презентация "Культурное наследие России - детям!"
Презентация...
Проект "Культурное наследие России - детям" в старшей группе
Проектная деятельность с детьми 5-6 лет по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию в старшей группе...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПРОЕКТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ"
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАСТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...
Проект "Культурное наследие России"
План мероприятий по году культурного наследия России....
Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»
2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...