Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ларионова Наталья Васильевна

План-конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию (ФЦКМ).

Педагог: Ларионова Н.В.

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа

Тема занятия

«Культура и традиции жителей Прибайкалья»

Цель

Расширять знания о родном крае, его истории, культуре, образе жизни.

Задачи

Расширять знания детей об озере Байкал: о коренных жителях, их обычаях и обрядах.

Расширять и закреплять знания о природе Прибайкалья.

Пополнять  знания о Прибайкальском фольклоре, народных играх.

Способствовать формированию двигательных навыков, ориентированию в пространстве, способности двигаться в соответствии с заданием.

Пополнять у детей словарный запас: юрта,  шаман, заклинание, обряд, скотоводство, земледелие.

Развивать моторику рук, творческие способности детей при составлении орнамента.

Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, аналитические способности детей.

Развивать навыки диалогической речи.

Воспитывать интерес к истории своего края.

Воспитывать любовь, чувства привязанности к нему.

Учить видеть прекрасное вокруг себя.

Развивать доброжелательность, любовь и бережное отношение к родному краю, интерес к прошлому и настоящему родного края.

Воспитывать толерантное отношение к народам другой национальности.

Прививать нормы и правила общения, взаимодействия со сверстниками и педагогом.

оборудование

Посылка, игрушка нерпы, схема-рисунок, глобус, карта, Д/И «Макет Байкала», руль, бубен, платочки для игры, бурятская музыка для сопровождения игры, творческой работы, презентация.

Структура занятия

План занятия, цель деятельности

Содержание деятельности педагога

Деятельность обучающихся, предполагаемые действия

Организационный этап

Введение в ситуацию

Затруднение в ситуации

Ребята, нам сегодня утром почтальон принес посылку. Интересно, что в ней? (Дети отвечают, предполагают) Посмотрим?

(воспитатель с детьми раскрывает посылку, в котором  обнаруживает игрушку нерпы и  бубен(белый) без рисунка, орнамента).

Ребята, смотрите, какой-то  предмет. На что он похож?

(Дети высказывают свои предположения)

По-моему, на нем чего-то не хватает? (Узора, рисунка)        Нерпочка, наверное, растеряла все знаки, символы, узоры, а байкальские ветры развеяли их в разные стороны.

А как вы думаете, от кого могла прийти эта посылка? (Предполагают. Затруднение.)

А хотите узнать, кто мог нам ее прислать? (Ответ)

Для того, чтобы узнать это и помочь нерпочке собрать элементы узора, мы с вами немного попутешествуем. А куда мы отправимся, вы должны отгадать, выполнив задание? Я думаю, вы справитесь.

Игра «Собери макет Байкала». (За выполнение задания дети получают от воспитателя элементы рисунка орнамента).

Но прежде чем отправимся в путь, нам нужно узнать, где находится озеро Байкал. Как можно узнать? (ответы - карта, глобус). Сейчас мы с вами посмотрим на глобус и узнаем, где же у нас Байкал. (Рассматривание глобуса) Ну вот, мы узнали, в каком направлении нам двигаться, отправляемся. Усаживайтесь на места, мы поедем на автобусе, а пока мы с вами будем ехать, поговорим о Байкале(Беседа сопровождается показом слайдов).

Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Актуализация знаний

1. Чем знаменито озеро Байкал? (богатый животный и растительный мир, самое большое озеро, самый большой источник пресной воды – слайды 2-7)

2. Какой формы Байкал? (вытянутое, в форме серпа – слайд 8)

3. Почему озеро Байкал называют морем? (оно большое, глубокое, бывают штормы).

4. А почему на самом деле Байкал считается озером? (вода не соленая).

(Показ слайдов с изображением озера Байкал – слайды 9-11).

«Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал

Стоишь, не зная горести и бед

Уж четверть сотни миллионов лет»

Ну вот, мы с вами и очутились на озере Байкал. Посмотрите, какая погода на озере – гроза, шторм, море волнуется, шумит. (Слайд 12)

Игра малой подвижности  «Море волнуется раз». (Игра сопровождается музыкой – слайд 13. После окончания игры дети получают элементы орнамента)

Включение нового знания в систему знаний.

Мы с вами знаем, что на озере Байкал очень богатый животный и растительный мир.

Слайд 15.

А вы знаете, кто считается коренными жителями побережья озера Байкал(ответы, затруднение)

Первыми жителями Прибайкалья были буряты, тофалары, тунгусы — это лесные жители. До сих пор люди свято чтут бурятские традиции, изучают их быт и культуру. (слайды 16-17)

 А как называется национальное жилище бурят? (юрта – слайды 18-19)

Традиционным жилищем бурят является юрта. Юрты бывают из бруса, или бревен. Юрты не имеют окон. (Слайд 20-21) В центре юрты располагается очаг и большой чугунный котел. Дым поднимается вверх и выходит через отверстие в потолке. Когда все дела сделаны, вся семья садилась около очага и пела песни.

Скажите, а какие занятия были у коренных бурят?(охота, рыбалка, скотоводство)

(слайды промыслов – 22-26).

Правильно, ребята. И свои дела, обычаи, обряды буряты передавали из поколения в поколение, рассказывая о них в песнях, а так же танцах.

Как у каждого народа, у бурят есть свои праздники (слайды 27-30):

Новый год – Сагаалган – или праздник белой луны.

Бага Баргон – праздник обновления природы.

Сурхарбан – начало лета.

И на каждом празднике буряты любили помериться силою, смекалкой, удалью. Состязались в борьбе, стреляли из лука. А дети играли в свои игры, отображающие жизнь своего народа. Давайте и мы с вами поиграем в бурятскую народную игру. (Игра сопровождается музыкой)

 (повторить правила игры).

Игра«Темрэ».

Дети встают в несколько кругов вокруг стульчиков, берутся за руки, идут по кругу и говорят слова:

Мы веселые ребята

Соберемся мы в кружок

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

После того, как заиграет музыка, дети встают в круг, идут под музыку. С окончанием музыки, каждая команда должна встать на свое место и поднять платок над головой.

(После окончания игры дети получают элементы орнамента).

А еще, ребята, у бурят есть главный человек бурятского народа – ШАМАН (слайд 31-32). Он наделен особыми способностями общаться с духами, которые ему передались от предков. Люди постоянно обращаются к нему с различными просьбами. Он может вызвать дождь, грозу, чтобы спасти землю от засухи. Может очистить жилище от негативной энергии, вылечить животных и людей от болезни. В этом ему помогает его бубен.

Он является священным, чудодейственным, поэтому он является его помощником в совершении различных обрядов. Символизирует связь между небом и землей.

И в подарок он вам отправил тоже бубен. Только сейчас он не имеет чудодейственной силы. Почему? (ответы детей – нет узора, орнамента). Для этого нужно оформить его бурятским магическим рисунком. (Рассматривание слайда 33)

Ребята, мы с вами собрали все элементы этого магического рисунка и будем составлять орнамент, чередуя элементы.

Звучит музыка. Каждому ребенку предлагаются разрезные узоры для оформления бубна: знаки, символы.

Какой замечательный бубен у вас получился. А как рада наша нерпочка! Мы смогли ей помочь? (Ответы)

Дети составляют орнамент, приклеивают готовые формы на бубен.

Осмысление знания

Нам пора возвращаться в детский сад. Усаживаемся в автобус. Куда мы путешествовали? (ответы). Что нового вы узнали? (ответы -  первые жители, шаман, обряды). Молодцы, ребята! Вы все запомнили, были очень внимательными. 

Понравилось вам наше путешествие? А как вы думаете, нерпа рада, что вы ей помогли?

Ребята, вы догадались, откуда и от кого нам пришла посылка?

 Формулируют выводы.

Литература:   

  • Байкал – Жемчужина Сибири: учебное пособие. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО»,  2011.
  • Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие /Руководитель Мишарина Л.А. - Иркутск: ВСГАО, 2011. 6,5 п.л.
  • Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  • http://www.maam.ru/
  • http://nsportal.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»

В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...