Серия конспектов ООД по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Закрепить у детей навыки ведения индивидуальной  и групповой беседы  на заданную  тему;  пополнить,   уточнить и активизировать словарный запас детей; совершенствовать словесно-логическое мышление; формировать объяснительную и доказательную речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_konspektov_ood_po_ekologii.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 3 станицы Старовеличковской

Конспект ООД по образовательной области

«Познавательное развитие» в средней группе «Ветер - невидимка».

        Составитель :

Воспитатель высшей квалификационной категории

Карпусенко Ирина Ивановна

Цель: систематизировать представления детей о ветре, как о явлении природы.

Задачи: формировать представления детей о воздухе и его свойствах; закрепить знания детей о природном явлении – ветре и его особенностях. Побуждать детей самостоятельно делать обобщения, устанавливать связь между предметами и явлениями. Активно использовать в речи детей  слова, характеризующие ветер. Содействовать развитию мышления, внимания. Оборудование и материалы: Воздушный шарик, 3 емкости с водой, 3 плота с парусами, картина с изображением дамы с веером

Ход ООД:

Вос-ль:  Ребята, сегодня, по дороге к вам, я встретила Винни-Пуха. Он передал вам этот шарик и сказал, что если вы догадаетесь, что внутри, то узнаете много интересного. Хотите?  (Да.)

Вос-ль: А как можно узнать? Что внутри шарика?  (Потрясти, посмотреть, послушать.)

Вос-ль: посмотрели, потрясли, послушали – ничего не видно и не слышно. А как еще? (Развязать.)

Давайте проверим, я развяжу, а вы подставите ладошки. Так есть что-нибудь в шарике или нет. Ведь мы ничего не видим, но что-то чувствуем.

Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!  (Воздух.)

Вос-ль: правильно, это воздух. Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте все глубокий вдох. Наберите побольше воздуха и держите его, а я сосчитаю до пяти.

(Дети задерживают дыхание, педагог считает до пяти)

Вос-ль: трудно вам было без воздуха?  (Да.)

Вос-ль: конечно, да, сразу хочется вдохнуть воздух. Человек не может жить без воздуха, он может задохнуться. Воздух есть вокруг нас, мы его не видим, но его перемещение можно почувствовать: дуньте на ладошку. Чувствуете? Если помахать ладошкой, то тоже можно почувствовать воздух. Вот так,  помашите ладошками. (Машут.)  Чувствуете что-то легкое? Это и есть воздух. А движение воздуха называют ветром.

Он бескрылый, а летает,

Безголовый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает,

Груши с веток обрывает –

Только что он был везде,

Миг -  и нет его нигде.

Вос-ль: ребята, а почему ветер называют «невидимкой»? (Его нельзя увидеть.)

Вос-ль: правильно, его можно только почувствовать.  Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, холодный, теплый, злой, колючий …)

Вос-ль: а как можно узнать, дует ли на улице ветер? Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть. Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер. (Дети описывают свои наблюдения и делают выводы, ветреная ли сегодня погода.)

Вос-ль: дети, у меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики-чики-чикалочка,

Игра-превращалочка.

Вокруг себя повернись-

И в деревья превратись!

(Дети превращаются в деревья.)

Воспитатель говорит вместе с детьми:

Наши ноги – это корни,

Наше туловище – ствол,

Наши руки – это ветви,

Наши пальцы – это листья!

Игра-имитация «Дерево»

Подул легкий ветерок, зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.)

Усилился ветер, затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)

Но вот утих ветер, выглянуло солнышко, деревья отдыхают от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами.)

Взмахиваю палочкой. Пусть деревья снова станут ребятами.

Чики-чики-чикалочка,

И снова Игра-превращалочка.

Вокруг себя повернись

И на море очутись.

(Все подходят к столу, на котором установлены тазы с водой.)

Вос-ль: ребята, какое сейчас море? (Спокойное.)

Почему вы так решили? (На море нет волн, вода не движется.)

Вос-ль: ребята, на чем сейчас люди плавают по морю? (На кораблях, лодках.)

Вос-ль: а в давние времена, когда еще не было ни лодок, ни кораблей, люди плавали на плотах. Давайте,  и мы с вами спустим плоты с парусами на воду. (Спускают плоты на воду.)

Вос-ль: почему же наши плоты не плывут? (Потому что нет ветра.)

Вос-ль: что должно произойти, чтобы плот поплыл? (Надо, чтобы подул ветер.)

Дети дуют. Плоты начинают плыть.

Ветер по морю гуляет,

Плотик с парусом гоняет.

Он плывет себе в волнах

На поднятых парусах.

Вос-ль: ребята, сколько всего плотов мы отправили в путешествие? (Три.)

Вос-ль: молодцы, вы помогли плотам отправиться в плавание. А сейчас я снова беру в руки волшебную палочку-превращалочку.

Чики-чики-чикалочка,

Игра-превращалочка.

Вокруг себя повернись,

И в прошлом очутись!

Появляется картина с изображением дамы с веером.

Вос-ль: ребята, посмотрите, к вам в гости попала дама из прошлого. А что это,  у нее в руках? (Веер.)

Вос-ль: для чего ей нужен веер? (Чтобы не было жарко.)

Вос-ль: а какие электрические приборы мы включаем, чтобы нам не было жарко? (Вентилятор, кондиционер.)

Вос-ль: а можно ли взять с собой в театр или в цирк кондиционер или вентилятор? (Нет.)

Вос-ль: и в группе у нас нет вентилятора. Хотели бы вы сделать себе веера? (Да.)

Вос-ль: выберите себе лист бумаги, и мы с вами делаем веера.

Ваня, какого цвета у тебя будет веер? А у тебя Катя? А у Тани и Сережи веера будут одинакового цвета. Какого? (Дети делают веера.)

Рефлексия:

Вос-ль: мне очень понравилось, как Дима изображал дерево во время ветра. Таня  первая сосчитала плоты на море. Сережа самый первый отгадал загадку про ветер. А сколько вы все сделали красивых вееров! И узнали много интересного. Мне было с вами легко работать. Я хочу вам подарить замечательные игрушки – вертушки для игры с ветром.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 3 станицы Старовеличковской

Конспект ООД по экологическому воспитанию

в средней группе «ЛЮБИТ ЛИ ЁЖ ПИТАТЬСЯ МЫШАМИ?».

        Составитель :

Воспитатель высшей квалификационной категории

Карпусенко Ирина Ивановна

Задачи : закрепить у детей навыки ведения индивидуальной  и групповой беседы  на заданную  тему;  пополнить,   уточнить и активизировать словарный запас детей; совершенствовать словесно-логическое мышление; формировать объяснительную и доказательную речь; конкретизировать знания детей о домашних и диких животных; вызвать интерес детей к познанию образа жизни и приспособлению  животных к  условиям  жизни  в  природе; дать детям понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой.

Ход ООД

Дидактическая игра «Домашние и дикие животные».

– Ребята, давайте поиграем в игру «Дикие и домашние животные». Посмотрите на эти карточки и скажите, что они обозначают?

– Почему вы думаете, что одна из карточек обозначает диких животных, а другая – домашних? (Потому что домашние  животные живут в доме или рядом с домом, а дикие животные живут в лесу самостоятельно.)

– Ребята,  возьмите в руки эти карточки. Я буду называть животных, а вы поднимайте ту карточку, какую посчитаете нужным: заяц, корова, кошка, лиса, кролик, рысь, медведь, коза, волк, собака и др. (Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не ошиблись.)

– Ребята, к нам сегодня в гости кто-то пришёл, давайте посмотрим, кто это?

Воспитатель из корзинки достаёт листок бумаги и читает, что там написано.

Загадка:

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонько лежала,

Потом вдруг побежала.

– Вот какой хитрый гость пришёл к нам со своей загадкой. Кто же это?  (Ёжик.)  Почему вы  думаете, что эта загадка  про  ежа? (Доводы   и рассуждения детей: «Подушечка с иголками настоящая бывает только у портных дома, и она не может побежать, а в лесу с иголками может быть ёж, и он сначала сжимается в клубок – если спит или чувствует опасность, а потом может побежать по своим делам, значит, это ёж».)

– Молодцы, ребята,  что так хорошо убедили меня в том, что это ёж, а вот и он сам. (Воспитатель из корзиночки достаёт игрушечного ежа.) Он ещё и петь умеет, послушайте, как он поёт:

Что положено друзьям,

Всё поделим пополам:

И дождинки, и травинки –

Пополам, пополам, пополам.

– Вот какой весёлый и занятный пришёл к нам ёжик. А он вам, ребята, понравился? Мне он тоже понравился, а скажите, он у нас настоящий?

– Давайте мы посадим нашего ёжика и покажем ему, как мы умеем пальчиками показывать разных зверюшек (пальчиковая гимнастика).

– Я думаю, что ёжику очень понравилось то, что мы делаем.

– Дети, а кто-нибудь видел настоящего живого ежа? А где вы его видели?

Кто расскажет, какой бывает настоящий ёжик? Опишите его. (Описание.)

– Ребята, а ёж – это домашнее или дикое животное? Почему вы так думаете? (Замечания воспитателя о том, что ежи иногда хорошо приживаются дома и становятся почти домашними и ручными.)

– Какой образ жизни ёж ведёт в лесу? Где он живёт? Есть ли у ежа враги в лесу? Почему ты так думаешь? Как называются мама ёж, папа еж и их детёныши? (Ежиха, ёж, ежата.)

– А чем питается ёж в лесу? (Ягодами, грибами, растениями, корешками, мышами, насекомыми, гусеницами.)

– Ребята, давайте подумаем, любит ли ёж питаться мышами? (Наверное, любит, но их ему трудно поймать.) Почему? (Потому что мыши очень быстрые, прячутся в своих норках.)

– В какое время года ёж ловит мышей? А зимой он их ловит? Почему?

(Рассуждения и выводы детей о том, что зимой ежи впадают  в спячку.)

– Почему они это делают?

– Я думаю, что они так приспособились переждать зиму, так как зимой им было бы голодно и холодно.

– А как вы думаете, ёж – это полезное или вредное животное? (Подвести детей к тому, что в природе вредных и ненужных животных не существует и все они составляют единую цепь.)

Сюрпризный момент. 

– Ребята, а наш гость не зря пел в своей песенке, что он с друзьями всё делит пополам. Посмотрите, что он вам принёс. (Воспитатель достаёт из корзинки печенье-грибочки или яблоки и угощает детей.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 3 станицы Старовеличковской

Конспект ООД по экологическому воспитанию с элементами театрализации

в старшей  группе «ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ»

        Составитель :

Воспитатель высшей квалификационной категории

Карпусенко Ирина Ивановна

Задачи: доставить детям радость от пения русских народных песен; пробуждать желание выступать, играть и танцевать; использовать накопленные знания; учить детей наблюдать за природой и беречь ее.

Действующие лица: Лесовичок, Туча, Капельки.

Ход сказки

Звучит русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я».

Выходит Лесовичок (взрослый).

Лесовичок. А вот и я –

Привет всем, друзья!

Здравствуйте, дети, воспитатели, родители.

В мое зеленое царство проходите вы!

Вот березонька-красавица.

Ну как зеленая вам, дети, нравится?

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, береза». Выходит группа детей, рассматривает березу, стоящую в центре зала.

Дети.         Как красива, хороша!

Шумит березоньки листва.

Листики зеленые, резные…

Да тут букашечки, жучки живые.

Девочка рассматривает листики в лупу.

Лесовичок. Березонька красивая такая,

Да земля под ней сухая!

Что же делать, как нам быть?

Дети. Землю надо здесь полить!

Лесовичок. Эй, тучки-облака,

     Подавайте скорее дождя!

Дети исполняют русскую народную закличку «Дождик, дождик, пуще»:

Дождик, дождик, пуще,

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку.

Уж ты дождик-дожделей,

Нам с тобою веселей,

Приходи погостить,

К нам немножечко пожить!

Выходит Туча (роль исполняет взрослый) с двумя Капельками (девочки).

Туча и Капельки. Услышала вас природа…

       Даем дождя, даем вам воду!

Танец Тучи и Капелек под русскую народную мелодию «Калинка».

Лесовичок. А после дождя

   Появилась РА-ДУ-ГА!

Дети исполняют попевку «Радуга»:

   Радуга-дуга,

   Перекинься на луга –

   Коромыслом-колесом,

   Золотым мостом.

Под русскую народную мелодию выходят 7 девочек с лентами семи цветов радуги; исполняют русский народный танец, в конце приседают, поднимают ленты вверх, изображают радугу.  

Дети.           Радуга сияет ярко,

А мы подарим березке подарки.

Выбегает девочка с «капелькой», вешает на березку.

Девочка. Капельки, чтоб березку поливали…

Мальчик (кладет под дерево «червячка»). Червячков, чтоб землю разрыхляли…

Девочка (сажает «птичку» на березку). Птичку, чтоб весело пела…

Исполнение русской народной песни «Поет, поет соловушка».

Мальчик (прикрепляет к березке «солнышко»). Солнышко, чтоб березку согрело!

Дети исполняют русскую народную песню «Солнышко-ведрышко»:

Взойди, взойди, солнышко,

Красное ведрышко,

Уж ты нас пожалей,

Ребятишек обогрей.

В лесах все лесиночки,

В травах все травиночки,

Маковочки на лугах,

Огороды во дворах.

Солнышко, солнышко,

Выглянь из-под облышка,

Сядь на пенек,

Посвети весь денек!

Лесовичок. Пусть растет березка, красуется,

Да солнышком любуется!

Березонька кудрявая,

Кудрявая, моложавая!

Дети.           Идут ребята-молодцы

Да девочки хороши!

Идут плясать,

Березку прославлять!

Исполняют в хороводе русскую народную песню «Во поле береза стояла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия дидактических игр по экологии во второй младшей группе.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для...

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи»

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи»,

Воспитатель Илюшенко Анна Юрьевна.Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Чтение художественной литературы...

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи», старшая группа.

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

конспект ОД по экологии в средней группе на тему "Юный эколог" (экологический квест)

Конспект открытого занятия в средней группе  (экологический квест) Цель: уточнять и расширять знания детей о животных и птицах родной страны. Воспитывать любовь и бережное отношение к п...

Конспект ООД по экологии в подготовительной «Моделирование на занятиях по экологии»

Задачи:-Использование в работе по экологическому воспитанию различных видов символов-Помочь дошкольникам с помощью моделей решать познавательные задачи, прослеживать логику изменений, происходящих с п...