Комнатные растения - наши друзья!
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года в 1 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Поэтому в качестве объекта исследования были выбраны комнатные растения: фикус, бальзамин, хлорофитум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komnatnye_rasteniya.doc | 999.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
ПРОЕКТ
Составитель:
Воспитатель младшей группы
Дворянова Татьяна Васильевна
- Сыктывкар, 2017г.-
Проект «Комнатные растения – наши друзья»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так к как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, повседневной жизни).
Человека окружает прекрасный и удивительный мир растений. Они положительно влияют на наше настроение, а правильно подобранные и размешенные со вкусом комнатные растения, создают психологически благоприятную среду, придают помещению своеобразный комфорт.
Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволит педагогу организовать различную их деятельность на протяжении всего проекта. Это, прежде всего наблюдения за растениями, опытническая деятельность, организация труда по уходу за комнатными растениями и систему занятий.
Актуальность проекта:
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года в 1 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Поэтому в качестве объекта исследования были выбраны комнатные растения: фикус, бальзамин, хлорофитум.
Вид проекта:
Познавательно- исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта:
Воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, родители.
Виды детской деятельности: образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.
Цель: Развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о комнатных растениях (2-3 комнатных растений).
2. Учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках (комнатных растений и растений, растущих на клумбе).
3. Дать представления о размножении комнатных растений; учить последовательности во время посадки.
4. Развивать интерес к развитию и росту растений, любознательность и наблюдательность.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение знаний по экологической культуре воспитанников.
2. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам.
3. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Подготовительный
-Сбор информации по теме
-Привлечение родителей
2 этап. Основной
Беседы с детьми: Уход за комнатными растениями.
Лекарственные комнатные растения.
Строение комнатного растения.
Что необходимо растению для роста?
- НОД в рамках реализации образовательной области «Познание» (формирование целостности картины мира) по теме: «Ознакомление с комнатными растениями», «Сравнение комнатных растений – Хлорофитум и бальзамин».
• Дидактические игры
— Что изменилось?
— Найди такой же.
— Угадай растение по описанию.
— Где спряталась матрёшка?
— Найди растение по названию.
— Опиши, я отгадаю.
• Чтение художественной литературы:
— стихотворение Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», Я.Колас «Цветок»;
— загадывание загадок, заучивание стихов, составление описательных рассказов.
- Рассматривание журналов, иллюстраций, фотографий комнатных растений
• Совместная и самостоятельная деятельность.
Наблюдения за растениями в уголке природы.
Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).
• Художественное творчество:
— рисование на тему «Фикус»;
— раскрашивание раскрасок по теме «Бальзамин»;
- конструирование из мозаики «Цветок».
• Пополнение развивающая среды:
— пополнение уголка природы необходимым оборудованием (леечки, тряпочки, тазы и ведерки, фартучки);
— оснащение экологической зоны в группе новыми растениями;
— оформление демонстрационного альбома «Растения в нашей группе»;
— карточки – схемы ухода за комнатным растением;
— иллюстрации.
• Работа с родителями
-Акция «Подари растение детскому саду».
3 этап. Итоговый
- Фотоотчет.
- Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
- Изготовление «Паспорта комнатных растений».
Список литературы
1. О. А. Воронкович. Добро пожаловать в экологию, 2011
2. Т. Б. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 4 – 5 лет, 2006
3.Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах С. П. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009
4. А. Лопатина. Экологическое воспитание дошкольников (беседы о воспитании), 2010
5. Н. А Рыжова. Развивающая среда дошкольников, М., 2003
6. Олма- пресс ЦВЕТЫ В ИНТЕРЬЕРЕ 2001
7. Д. Г. Хессайонов Все о комнатных растениях, М. 2007
8. Баймашова В.А., Охапкина Г.М. «Ознакомление дошкольников с комнатными растениями» 2010г.
9.Рыжова Н.А. « Развивающая среда дошкольников» 2003г.
10.Благинииа Е. Стихи.
Приложение 1
Беседа с детьми «Уход за комнатными растениями»
Цель:
1. Обобщение представления об уходе за комнатными растениями.
2. Закрепление знаний об основных потребностях комнатных растений, 3. Уточнение знаний о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей.
4. Обобщение представлений о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений.
5. Прививание бережного отношения к комнатным растениям, ответственности за их жизнь.
Ход беседы
1. Дети, сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода) .
Чему вы недавно научились? (рыхлить землю.) для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля-поглубже.
Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения (крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора.)
Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей)
Воспитатель контролирует их деятельность, помогает советом.
По окончании работы дети помогают воспитателю: убирают свои рабочие места, клеенки вытереть поставить инвентарь на место, растения унести туда, где они стояли.
2. Д/И «Отгадай, что за растение»
3. Воспитатель: Чему вы сегодня научились?
Воспитатель сообщает: вы сегодня все поухаживали за растениями, молодцы ребята, дома будете помогать мамам ухаживать за растениями.
Беседа «Лекарственные комнатные растения»
Цель:
1. Познакомить детей с комнатными растениями- лекарями (каланхоэ, алоэ, герань душистая). Совершенствовать навыки ухода за растениями. Познакомить детей о пользе растения людям. Активизировать в речи названия растений.
Наглядный материал и оборудование6 комнатные растения, изображение цветов, пипетка, карточки- схемы ухода за растениями, игрушка- заяц.
Ход беседы
Воспитатель: ребята, мы уже знаем много комнатных растений, некоторые имеются у нас в группе. Назовите и покажите растения, которые вы знаете.
Воспитатель: А вот я знаю, что у нас в группе есть растения, которые лечат людей. Их называют лекарственными растениями. А может вы их знаете? У меня есть подсказки, но пока их подсказки рассыпались. Соберите части подсказок, и вы увидите, что это за растения.
Д/И «собери части растения».
Вот это растения и называются- растения- лекари. А кто такие лекари? Вам интересно как они лечат людей? Но для начала надо рассмотреть эти растения. Посмотрите на алоэ, что вы можете про него сказать? Какой у него стебель? Как расположены листья? Что есть на листочках?
Для чего же нам нужен алоэ? Давайте осторожно отломим листочек. Что вы видите? Да, это сок алоэ. Он очень горький. Но этот сок и есть самое лечебное, что есть в алоэ. Если вы пораните ногу, и она немного загноится, надо привязать к ране кусочек алоэ- и боль пройдет, и рана быстро затянется. А вот другое растение называют-коланхоэ. Чем он похож на алоэ? А чем отличается?
А как же помогает коланхоэ людям? Оказывается, на листьях коланхоэ находится сок, который помогает людям при простуде.
Появляется Зайка. У него перевязано горло и вата в ухе. Далее педагог говорит и за Зайку.
Воспитатель: Заинька, что с тобой? У тебя болит горло? А что с ухом?
Зайка: я вчера очень долго купался. Вода была такая хорошая, что не хотелось выходить, а потом у меня горло, что-то заболело.
Воспитатель: горло у тебя заболело, потому, что долго купаться нельзя. Ребята, а как надо купаться? Но что же с тобой делать? Ребята как можно помочь Зайке? Действительно, у нас есть растения- лекари. Мы сейчас закапаем тебе в нос сок коланхоэ. (Воспитатель выдавливает сок из растения и «капает»в нос Зайке).
А еще я знаю как можно вылечить твое ухо. У нас в группе есть еще одно растение, оно стоит у нас на столе, и называется оно герань душистая. Ребята, посмотрите на это растение, оно пахнет если потереть легонько его листок. А почему герань лекарственное растение? Оказывается, если листочек герани немного помять, аккуратно положить в больное ухо, а сверху закрыть ватой, то ухо быстро перестанетболеть. Дело в том, что в листочке герани есть такие вещества, которые забирают себе боль.
Ну, как, Зайка, тебе стало легче?
Зайка: да мне стало легче, спасибо. Скажите мне пожалуйста, что за растения мне помогли? Я хочу посадить у себя дома. Я все запомнил и обязательно выращу лекарственные растения у себя дома, а пока пойду лечиться. До свидания.
Воспитатель: вот видите, ребята, какая польза от всех наших растений – лекарей. Запомните их, и если что случится, иногда можно обойтись и без лекарств.
Приложение 2
НОД в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостности картины мира) по теме: «Ознакомление с комнатными растениями»
Виды детской деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Цели: познакомить с комнатными растениями группы, способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их. Продолжать учить рисовать пальчиком цветы
Материалы и оборудование: комнатные растения группы, лейка, палочка для рыхления, салфетки, красная гуашь, кисть, бумага
Индивидуальная работа: закрепление нетрадиционной техники рисования пальчиком
Предварительная работа: выкладывание цветка из мозаики.
ХОД
Воспитатель предлагает детям пройти по группе и рассмотреть окружающие предметы. После полок с книгами и игрушками подходим к уголку природы, где находятся комнатные растения.
Воспитатель: А здесь у нас живут комнатные растения. Посмотрите на них – они все разные. Но у всех есть стебли – вот они, листья. У этого растения листья большие, а у этого маленькие. У некоторых растений есть цветы. Посмотрите, какие они красивые! А чтобы наши растения хорошо росли, цвели и не болели, мы с вами должны за ними ухаживать. А как? Давайте я вам всё сейчас покажу. Мы с вами возьмём один цветок. Какой возьмём? Этот? И поставим его на стол, вот сюда. А вы садитесь вокруг на стульчики.
Дети рассаживаются на стульчики вокруг стола с выбранным цветком. Воспитатель подробно рассказывает и показывает, как аккуратно поливать и что для этого нужно?
Правильно, лейка. Смотрите, как я поливаю. Что я сейчас делаю? Правильно, поливаю цветок.
А ещё растения нужно рыхлить. Что для этого нужна специальная палочка. Смотрите, как я очень аккуратно это делаю? Что я делаю? Правильно, рыхлю.
А чтобы на листиках не было пыли, их надо очень аккуратно протирать салфеточкой, смотрите, как я очень аккуратно это делаю. Что я делаю? Правильно, протираю пыль с листочков.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и раздаёт маленькие бубны. Дети вместе с воспитателем исполняют музыкально-ритмические движения и играют на бубнах.
Дети вместе с воспитателем выбирают бальзамин, садятся вокруг него, рассматривают и описывают.
Воспитатель: это растение большое, листья у него маленькие, есть цветы, цветы у него красного цвета, маленькие. Растёт растение в земле, в горшочке. Чтобы растение росло и цвело, мы за ним ухаживаем: поливаем, рыхлим землю, протираем пыль с цветочков.
Дети, смотрите, а вот у меня нарисованный цветок, он так похож на настоящий, но, посмотрите, чего-то на нём не хватает. Правильно, ребята, нет у него красивых цветочков, а ведь какие они красивые.
Помните, вчера мы с вами выкладывали такой же цветок из мозаики?
А сейчас давайте их нарисуем? Дети соглашаются, все вместе надеваем фартучки и усаживаемся рисовать. Воспитатель напоминает методы рисования.
Дети работают, по очереди каждый рисует свой цветочек на растении.
Все любуются получившимся красивым цветущим растением.
Воспитатель предлагает поиграть в игру малой подвижности «Поезд».
Дети кладут руки друг другу на плечи, они – вагончики. Воспитатель впереди начинает движение, проговаривает стихотворение и побуждает детей повторять за ним:
Идёт поезд не спеша –
Чух-чух-чух-чух!
Идёт поезд к малышам
Чух-чух-чух-чух!
Набирает поезд ход,Чух-чух-чух-чух!
И пыхтит как пароход,
Чух-чух-чух-чух!
Воспитатель подводит итог, закрепляя с ребятами название комнатного цветка, строение растения, рассматривая рисунки закрепляют название цвета (красный).
НОД в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостности картины мира) по теме: «Сравнение комнатных растений – хлорофитум и бальзамин»
Цель:
1. формирование умения сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.
2. Закрепление умений пользоваться моделями.
3. Упражнять в обследовательских действиях (обвести, погладить).
Оснащение:
У детей- конверты с моделями признаков растений, корточки с двумя полосками, у воспитателя демонстрационный материал.
Ход ситуации
1. Обезьянка прилетела на самолете из Африки, увидела у ребят в группе комнатные растения и сказала, что в Африке такие растения растут прямо на улице. А как они называются, она не знает.
2. Воспитатель предлагает детям рассказать, какие комнатные растения есть у них в группе. Дети называют комнатные растения уголка природы. Обезьянка удивляется как дети различают растения. Ей кажется, что все одинаковые.
Воспитатель предлагает научить обезьянку различать растения и предлагает ей выбрать любые два растения в уголке природы, которые ей понравятся. Обезьянка «выбирает» душистую герань и бальзамин.
Растения выставляются на невысоком столике в центре группы, дети рассаживаются на ковре вокруг стола. Воспитатель выясняет у детей, как называются растения, предлагает вспомнить, из каких частей состоят эти растения. Дети называют и выставляют на наборе полотно модели строения растения (корень, стебель, лист, цветок).
Обезьянка спрашивает у детей, зачем растению нужен корень и почему она его не видит. Дети объясняют.
Воспитатель обобщает, что герань и бальзамин похожи тем, что у них, как и у всех растений, есть корень, стебель, листья, цветы. Предлагает детям подумать, чем же различаются эти растения и как научить обезьянку узнавать хлорофитум и бальзамин.
С помощью воспитателя дети объясняют обезьянке, что листья у растения разные. Дети сравнивают листья по величине, характеру поверхности, количеству, окраске и форме.
Воспитатель задает соответствующие вопросы:
- как узнать, какие листья по форме? (провести пальчиком по краю листа.)
- какие листья по величине? По цвету?
- как проверить, какая поверхность у листа хлорофитума, бальзамина? (погладить)
Дети называют, а воспитатель выкладывает на наборном полотне соответствующие сенсорные модели.
Для того чтобы обезьянка лучше запомнила, воспитатель предлагает детям рассказать про хлорофитум и бальзамин по порядку с помощью подсказок- картинок.
Опираясь на модели, дети рассказывают о хлорофитуме и бальзамине по следующему плану:
• Как называется это растение?
• Из каких частей оно состоит?
• Какого цвета листья?
• Какой они формы?
• Какие листья по величине?
• Количество листьев (много или мало?
3. Воспитатель предлагает детям поиграть с обезьянкой в уголке природы в игру «Где спряталась матрешка». По ходу игры обезьянка все время «ошибается» в названии растений, дети ее исправляют.
Приложение 3
Дидактические игры
«УЗНАЙ РАСТЕНИЕ»
Дидактическая задача. Найти растение по названию
Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.
Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.
Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? »
Дидактическая задача. Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.
Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.
Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.
Оборудование. 4-5 растений.
Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?
«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ РАСТЕНИЕ»
Дидактическая задача. Найти растение по описанию.
Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило. Назвать растение можно только после его описания.
Оборудование. 5 – 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов (пеларгония душистая и зональная)
Ход игры. 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции, после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.
2. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые, описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый, окраску (темно-зеленый, светло-, пестрый, с полосками и т. п.)
«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»
Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.
Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.
«ГДЕ РАСТУТ ЦВЕТЫ»
Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы.
Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.
Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.
Ход игры. Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.
Д/И«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровые действия. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.
Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото, описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.
«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА»
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Нельзя подсматривать.
Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений.
Ход игры. Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? – сейчас, я расскажу вам, куда спряталась матрешка. Педагог рассказывает на что похоже растение (на дерево, травку, описывает его стебель, листья, цветы. Дети отгадывают, где спряталась матрешка.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО? »
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)
Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.
Правило. Не подглядывать.
Оборудование. На столе 2 – 3 хорошо знакомых растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает : «Какого растения не стало? »
«НАЙДИ, О ЧЕМ РАССКАЖУ»
Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.
Игровые действия. Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать.
Ход игры. 1. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в группе. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать.
При описании следует использовать общепринятые термины: форма листа, окраска цветов и т. д.
2. воспитатель предлагает одному ребенку описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу, показать и назвать ее.
Приложение 4
Чтение художественной литературы:
- стихотворение Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», Я.Колас «Цветок»;
- загадывание загадок, заучивание стихов, составление описательных рассказов.
Стихи о комнатных растениях
Наталия Нищева
«Комнатные цветы»
В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.
«Герань»
На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши –
Так решили малыши.
Макс Ферпер
«Бегония»
За вчерашним днём в погоне я
Не заметил, что давно
Расцвела моя бегония,
Озарила мне окно.
Что же сделал я хорошего,
Что такой подарок мне?
Удивлённый, огорошенный,
Отражаюсь я в окне.
Всё гляжу, счастливый, снова я,
Всё шепчу волнуясь, я:
Ах, подсолнечно - медовая,
Ах, кленовая моя.
Е. Благинина
Бальзамин
Хрустит за окошком морозный денек.
Стоит на окошке цветок-огонек.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю. Его берегу.
Его подарить никому не могу!
Уж больно он ярок, уж больно хорош,
Уж больно на мамину сказку похож!
АЛОЭ
Говорят - алоэ, алоэ, -
Интересно, что это такое?
Какое оно алоэ – алое, голубое?
Доброе или злое?
Маленькое или большое?
Хорошее или плохое?
И вот я увидел алоэ
на комоде у тёти Зои.
На комоде у тёти Зои
в горшочке росло алоэ:
Зелёное, небольшое,
колючее и кривое.
Но симпатичное такое!
ХЛОРОФИТУМ
Своими узкими листами
Озеленю ваш дом,
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
Своих детей очень люблю –
Их при себе я сохраню
Приложение 5
Наблюдения за растениями в уголке природы.
Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).
Приложение 6
Художественное творчество:
— рисование на тему «Фикус»;
— раскрашивание раскрасок по теме «Бальзамин»;
- конструирование из мозаики «Цветок».
Приложение 7
изготовление «Паспорта комнатных растений»
Приложение 8
Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
1.Кто быстрее?
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения)
Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных растений. Называет одно из них. Например, подснежник. Дети собирают все карточки с изображение подснежника. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
2.Горячо – холодно
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятан игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материал: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Карточки с изображение растений раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку с изображением одного из растений карточку с игровым персонажем (Карлсона, Гнома, Незнайки…) Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Гном спрятался под хвойным деревом», «Гном спрятался под луговыми цветами». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
3.Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.
4. Скорая помощь (экологическая игра на прогулке)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» - деревья, кустарники, растения. Заметить изувеченные, засохшие, сломанные ветви, засохшие растения. Оказать им посильную помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы, лейки…
Ход игры: на прогулке дети обходят участок – «делают обход»; если есть «больные», им оказывается помощь.
5. Лото «Что где растет?»
Цель: закрепить умение классифицировать растения по месту произрастания, развивать внимательность и наблюдательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые зоны (поля) – луг, лес, водоем, болото, тайга, пустыня, джунгли…Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле.
5.Аптека Айболита
Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).
Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
6.Чего не стало?
Цель: учить называть растение по памяти (без зрительного контроля), развивать внимание и наблюдательность.
Игровая задача: отгадать, какого растения не стало.
Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Материал: на стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"
Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...
"Комнатные растения - наши друзья" проект
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную ...
«Комнатные растения – наши друзья»
Проект "Комнатные растения - наши друзья". Цель проекта - вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять знания и представления о комнатных рас...
Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....
«Комнатные растения – наши друзья
Беседы с детьми: Строение комнатного растения. Что необходимо растению для роста? Как ухаживать за комнатным растением? Дидактические игры • Что изменилось? • Найди такой же. • Угадай растение по опис...
Комнатные растения наши друзья
Блок занятий по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада...
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".
Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....