Дети и мир природы
статья по окружающему миру на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_mir_prirody.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети и мир природы
При общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой — проявляют жестокость, равнодушие,'
Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают.
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы
Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов — двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребенок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребенка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребенка и может быть изменено только им. Например, дежурный забыл полить растения: листья поникли, стали опадать, нераспустившийся бутон засох. Вид растения заставляет дежурного оценить свое поведение и изменить его. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у дошкольника должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков.
Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о растительном и животном мире, приучать их любить и охранять природу.
Дошкольнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному (растению) больно, как мне; оно двигается, дышит, питается, как я).
Целесообразно ознакомить детей с миром природы в такой последовательности: «Человек — живое существо», «Человек и животное — живые существа», «Растение — живое существо». Такая последовательность определяется тремя важными моментами:
ребенок легче понимает то, что связано с ним, его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями;
усвоение им понятия «животное — живое существо» идет значительно быстрее, если происходит на основе сравнения со свойствами человека;
тема «Растение — живое существо» наиболее абстрактна и требует проведения аналогии на основе уже сформированных у детей знаний, поэтому она и замыкает изучение всех тем.
Тема «Человек — живое существо» включает в себя материал об органах чувств, их значении в жизни человека, необходимости бережно к ним относиться.
Тема «Человек и животное — живые существа» включает представления об органах чувств животных и их сходстве с органами чувств человека, об общих, необходимых для жизни признаках человека и животных {питание, дыхание, движение), о зависимости состояния животного от отношения к нему человека. При изучении этой темы рассматриваются правила ухода за животными.
При проведении занятия на тему «Растение — живое существо» у дошкольников продолжают формировать представления о жизненно важных признаках растений (питание, рост, развитие от семени до семени), знакомят детей с правилами ухода за растениями, отмечают зависимость состояния растения от отношения кинему человека.
Педагогу на занятиях целесообразно использовать метод наблюдения («Послушаем, как бьется сердце, поднимается и опускается грудь при дыхании», «Рассмотрим цвет глаз друг у друга», «Как мы угадываем сладкое или соленое, теплое или холодное?»); проводить дидактические игры («Что могут наши помощники», «Угадай по вкусу», «Что звучит», «Телефон», «Тепло — холодно» и др.). Таким образом идет изучение детьми своего организма, что облегчает осознание ими понятия «живое» в мире природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учите детей любить живую природу.
Консультация для родителей....
Развлечение - дети настоящие друзья природы.
Развлечение о правилах поведения в природе....
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
Конспект знакомства детей с неживой природой на тему "Вода" для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: знакомство с водойЗадачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами воды- развивать интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельность.-воспитывать у детей лю...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в области познания и художественно эстетического воспитания ( музыка ) «Путешествие к озеру» в рамках педагогического совета на тему «Экологического воспитания детей в условиях природы родного кр
Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:1. Образовател...
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»Тема: занятие «Природа вокруг нас»Цель: формировать экологическую культур...
- Мне нравится (1)