Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Кривых Елена Анатольевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Колесо истории» (подготовительная группа).

Данное занятие направлено на нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.

Цель: Продолжать формировать у детей представление о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Приобщать к особенностям жизни и быта наших предков, их мировоззрения, литературному и музыкальному фольклору, праздникам и обрядам. Закрепить представление о труде, жилище, традиционной одежде русского народа. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Колесо истории» (подготовительная группа).

Данное занятие направлено на нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.

Цель: Продолжать формировать у детей представление о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Приобщать к особенностям жизни и быта наших предков, их мировоззрения, литературному и музыкальному фольклору, праздникам и обрядам. Закрепить представление о труде, жилище, традиционной одежде русского народа. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Материал: Колесо с цифрами от 1 до 10, фишки, аудиозапись русской народной музыки, призы детям: книжки-разукрашки « Народные промыслы». Группа оформлена как ярмарка: различная посуда, игрушки, картинки с элементами русского костюма, фотографии различных народных гуляний.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу в русском народном костюме, под русскую народную мелодию:
— Ребята, посмотрите, как необычно я одета. Кто знает, какой на мне костюм? Почему этот костюм называется русским?

— Да, его носили русские женщины. Раньше не было ни ателье, ни швейных фабрик. Женщины сами шили и с любовью украшали одежду для себя и для всей семьи. В далёкие времена, люди не только шили себе одежду, но и делали много разных нужных для дома, для труда, для отдыха вещей и предметов. Мы с вами много уже говорили о разных народных промыслах, о жилищах, о праздниках и обычаях русских людей. Сегодня я предлагаю посоревноваться, кто из вас больше знает о своей Родине – России.

— Посмотрите, я приготовила вот такое колесо, назовём его « Колесо истории». В окошках написаны цифры, а у меня вопросы под номерами, кому какой номер выпадет, тот и будет отвечать на вопрос. За правильный ответ каждый получает фишку, кто больше наберёт фишек – тот и победитель игры « Колесо истории». Правила игры понятны? Тогда начинаем:

1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова?

1. « По щучьему велению, по моему хотению…»
2. « Сивка – бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой…»
3. « Спи, глазок, спи, другой…»
4. « Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная…»
5. «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная…»
6. « Не ешь меня, я тебе песенку спою…»
7. « Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом…»
8. « А ты по амбару помети, по сусекам поскреби…»
9. « Я лисичка – сестричка, а ты кто…»
10. « Я не ела, не пила…А как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек…»

2. Закончи пословицу:

1. « Без труда….» (не вытащишь и рыбку из пруда)
2. « Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
3. « Яблоко в день…» ( болезни за дверь)
4. « Труд кормит, а…» (лень портит)
5. « Смех без причины…» (признак дурачины)
6. « Терпение и труд…» (всё перетрут)
7. « Не красна изба углами, а…» (красна пирогами)
8. « Умелые руки…»(не знают скуки)
9. « Не нужен и клад…» ( коли в семье лад)
10. « Старый друг…» (лучше новых двух)

3.К какому виду устного народного творчества это относится?

1. « Хочешь есть калачи – не сиди на печи.» (пословица)
2. « На дворе трава, на траве дрова.» (скороговорка)
3. « Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота.» (небылица)
4. « Катя, Катя, Катюха оседлала петуха,
А петух заржал, на базар побежал». (прибаутка)
5. « В некотором царстве, в некотором государстве…» (присказка)
6. « Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «С» (считалочка)
7. «Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» (присказка)
8. « Сидит девица в темнице, а коса на улице». (загадка)
9. « Если зимой белая радуга – жди мороза…» (примета)
10. «Дождик, дождик, пуще….» (закличка)

3. Знаешь ли ты народные праздники?

1. Ритуальная еда на празднике проводов зимы. ( блины).
2. Праздник, символ которого ёлка ( Новый год)
3. Праздник, в который все друг друга обливают водой ( Купала)
4. День рождения какого младенца празднуют уже более 2000 лет ( Рождество Христово).
5. Праздник праздников, символ которого являются куличи и крашеные яйца ( Пасха).
6. Праздник, во время которого девицы водили хоровод вокруг берёзы ( Троица).
7 .Дерево, которое первым встречает весну и с которым связан один из весенних праздников ( Вербное воскресенье).
8. Праздник, в который ряженые ходили по домам, пели колядки, девушки гадали ( Рождество).
9. Праздник, во время которого искали клады. ( Купала)
10.Святочная песня. ( колядки).

5. Народные промыслы.

1. Из чего сделаны Дымковские игрушки, из белой , синей или красной ?
глины. (красная)
2. Вот поставленные в ряд сёстры – куколки стоят:
— Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы — восемь! ( матрёшки).
3. Какие цвета использовали мастера при росписи Гжели? ( белый,
голубой, синий).
4.Из каких элементов состоят узоры Городецкой росписи? (цветы, птицы, лошади…)
5.В какой росписи используются элементы « Завиток» ( Хохлома).
6.Роспись на металлических подносах ( Жостовская).
7.Игрушки, очень похожие на Дымковские. ( Филимоновские)
8. Посуда, похожая на Гжель, но расписана коричневой, голубой, зелёной
красками. ( Богашовская керамика).
9.Какое дерево используют для создания изделий? ( берёза, береста).
10.Какие игрушки помогли создать праздник « Свистунья» ?
( Дымковские).

6. Русский народный костюм.

1. Женский головной убор. ( кокошник).
2. Растение, из которого изготавливали ткань. ( лён).
3. Традиционная обувь крестьян ( лапти).
4. Головной убор шута. ( колпак).
5. Головной убор замужней женщины. ( платок)
6. Традиционное украшение на одежде. ( вышивка).
7. Основной вид одежды мужчин. ( рубаха).
8. Часть доспехов воина ( кольчуга).
9. До 18 века- наряд женщины ( сарафан).
10.Деталь одежды, оберег ( пояс).

В конце занятия, воспитатель вместе с детьми подсчитывает фишки, хвалит детей за знания, вручаются книжки – разукрашки. Воспитатель предлагает поплясать под русскую народную музыку.

Воспитатель: Кривых Елена Анатольевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...