Конспект НОд в средней группе по ознакомлению с окружающим "Лекарственные растения вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

знакомит детей с целебными совйствами растения, произрастающих на терриротии детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1 г.Феодосии Республики Крым»

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим

 «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ВОКРУГ НАС»

Подготовила воспитатель первой категории

Варламова Т.Ю.

2017г.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим «Лекарственные растения вокруг нас»

Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.

Задачи:

1.Образовательная: учить детей узнавать и называть лекарственные растения, произрастающие в нашем регионе.

2.Развивающая: расширять знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека, развивать познавательную активность.

3.Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением лекарственных растений , аптечная настойка календулы.

Предварительная работа: экскурсия по территории детского сада, сбор гербария.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, каждый день, выходя на прогулку, мы общаемся с природой.  Мы наблюдаем за небом, солнцем и ветром. А еще  за кем или чем мы можем наблюдать?

Ответы детей.

 Воспитатель: Верно, мы видим птиц, насекомых, иногда животных, но всегда в любое время года мы попадаем в настоящее царство растений – царство деревьев, кустарников и трав. Мы ходим по траве и не замечаем, что у нас под ногами  настоящее богатство.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать
.
В.Рождественский

Вы ходите узнать, что же  это за богатство? Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях и постараемся разгадать их тайну.

Перед вами картинки с изображением растений, многие из них вам известны, но вы пока еще не знаете их главную тайну – это не простые растения, а лекарственные.

- Что означает слово лекарственные? Ответы детей.

Да, эти растения могут лечить людей и животных, нужно только знать, как правильно их использовать.

Отгадайте загадку:

Обожжёт без огня
И тебя и меня,

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива).
Верно – это крапива.

Предлагаю ребенку найти и показать всем крапиву.

Ребята, у нас на территории детского сада мы видели крапиву,  скажите, где она  у нас растет?

Ответы детей. (за прачечной).

Воспитатель: Нам не стоит обижаться за  «злую»  крапиву, ведь растение это очень полезное. Правда, не нужно срывать ее голыми руками.

- Как же защитить свои руки при сборе крапивы? ( Надеть перчатки).

Из крапивы  можно приготовить  витаминный борщ, щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов,  она умеет останавливать кровь,  поэтому хорошо заживляет раны.  Если отваром из крапивы полоскать волосы, то они укрепятся и будут красивыми и блестящими.

Угадайте, о каком лекарственном растении  я говорю?

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
 (Подорожник)

Правильно это всем известный подорожник.

- Найдите картинку с изображением дорожника.  Почему он так называется? - Чем же он так хорош?

Ответы детей.
Правильно,

Поранил ты в походе ногу, 
Усталость не даёт идти – 
Нагнись: солдатик у дороги 
Готов помочь тебе в пути. 

- Кто-то из вас лечился подорожником?

- Как? Ответы детей.

С давних времен люди лечили отваром из подорожника болезни желудка,  сухой кашель и простуду.

Мы видели подорожник на территории нашего детского сада? Где?

Давайте немного подвигаемся и отдохнем:

Физминутка:

Вместе мы гулять идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк, (Наклоны с касанием  ступней ног пальцами рук)

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Следующая моя загадка также о лекарственном растении, которое мы видим с вами каждый день на  нашей клумбе:
Я совсем не царапучий,
И не жгучий, не колючий.
На ромашку я похож,
Только жёлтый, ну и что ж?
Вот когда я отцвету,
Ноготками обрасту.
(Ноготки, календула)
                           Валентина Калиниченко

Найдите изображение ноготков.

- Как вы думаете, почему это растение так называется? Ответы детей.

 Воспитатель:

Семена немножко
Вам напомнят коготки,
Что на лапках кошки.

Поэтому в народе это растение называли ноготками,  а научное название этого лекарственного растения – календула. Цветы календулы очень яркие  и красивые. А еще их используют

в лечебных целях. Отвар из цветов пьют при простуде, для лечения желудка, для хорошей работы сердца. Настойка из цветов – отличное средство для полоскания горла и для заживления ран. Она продается в аптеке.

И последняя на сегодня загадка:

В домике скорлупке,

Живёт он, как в избушке,

Бывает грецким и лесным,

Кедровым не совсем большим! (Орех)

                              Леонов В.А

Покажите картинку с изображением грецкого ореха.

На территории нашего детского сада растет грецкий орех. Мы с вами видели это  большое, красивое дерево с крупными плотными листьями и гладким стволом.

Плоды грецкого ореха не только вкусны, но еще и очень полезны.

Они снимают усталость, восстанавливают силы и бодрость, помогают  хорошо работать кишечнику, укрепляют сердце.

Врачи советуют есть орехи спортсменам и космонавтам, но особенно ослабленным людям. Сегодня на прогулке мы с вами можем собрать созревшие орехи и попробовать их.

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Лекарственные растения можно встретить на лугах, в лесу, в горах и даже в домах у людей. Можно сказать, что Природа – это огромная Зеленая Аптека, где  для лечения любых болезней можно отыскать свое лекарство. Но помните, что собирать и использовать  лекарственные растения нужно только под присмотром взрослых, ведь среди лекарственных растений встречаются и ядовитые.

Травам нужно поклониться

И навечно в них влюбиться,

Трав лекарственных запас

Помогает в трудный час.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем.

Мы их  рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений».

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений».

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений»....

Конспект занятия в средней группе на тему «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин).

Цель: Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.Задачи:1. Уточнить представления детей о частях растения (листья...

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...