Учебно-методический материал на тему: "Календари природы в ДОУ"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Календари в детском саду.
Красочные картины природы в разное время года становятся средством эстетического и нравственного воспитания; дети учатся любить и беречь родной край, у них развивается художественное восприятие действительности.
Многообразны природные явления. Однако многие из них, например, пугливость, скрытный образ жизни животных, цикличность сезонных изменений, скрытые от восприятия связи и зависимость внутри сообщества, объективно трудны для познания дошкольников. Вот почему в ряде случаев необходимо моделировать некоторые явления, объекты природы, их признаки. Действующая модель, имеющая сходство с натурой, вскрывает характер объекта, его связь с окружающими условиями и более доступна детям. Наглядная демонстрация позволяет формировать у детей правильное, истинно доброжелательное отношение к живым существам, закладывает элементы экологической культуры.
Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Начинать надо с наиболее доступных для них природных объектов. Наблюдения, относящиеся к одному и тому же объекту, должны быть непродолжительными, но многократными. В процессе наблюдения воспитатель вопросами активизирует мышление детей, помогает устанавливать связи явлений. Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь набор цветных картинок, содержание которых отражает основное состояние погоды: солнце, дождь, снег, ветер, облака, радуга.
Одним из игровых приёмов в работе с календарём является картонная кукла с набором сезонной одежды.
Дети вместе с куклой наблюдают погоду, отмечают её особенности и предлагают ей надеть ту или иную одежду. Введение в наблюдение куклы смещает акцент внимания детей с познавательного на игровой. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы во второй младшей группе - это набор цветных картинок, изготовленных из плотного картона и запечатанных в прозрачную плёнку.
Содержание их отражает основное состояние погоды и растительного мира для каждого сезона отдельно. Например, для осени, может быть, набор из следующих картинок: тихая солнечная погода, желтеющее дерево; пасмурная погода в начале осени; дождь на траве лежат опавшие листья; порыв ветра, листопад; пасмурная ветреная погода, почти голые деревья.
С детьми средней группы воспитатель отмечает уже не отдельные явления неживой природы, а комплекс признаков погоды: солнечная (светит солнце), дождливая (идёт дождь, пасмурная (небо затянуто облаками), тёплая (дети легко одеты)).
Для средней группы количество картинок можно увеличить. На них изображено одно и то же дерево в разных сезонных состояниях (в начале, середине, и в конце осени) и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Под деревом могут быть зелёная трава и опавшие с дерева листья, лужи, снег. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, радуга, снег, вьюга.
Приложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны, это поможет показать, тепло или холодно на улице. Работа с календарём проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и ставят её на подставку. При переменной погоде можно выставить две картинки (пасмурная и дождливая погода).
Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем возрасте строится на базе конкретных знаний, полученных в предыдущие года. Дети должны понимать, что осень – это не только прохладная дождливая погода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенно всё меняется: растения, образ жизни животных, укорачиваются дни. Основными приёмами активизации мышления детей во время наблюдений являются вопросы воспитателя и пояснения, которыми он сопровождает ответы детей. Вопросы следует ставить так, чтобы дети, наблюдая явления природы, сопоставляли их, делали самостоятельные выводы. В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы, состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их читать.
В формировании представлений о временах года у старших дошкольников большое значение имеет графическая модель календарь - ширма, которая имеет три графы: «Недели», «Погода», « Живая природа».
Первая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца. Для наблюдений за погодой растительным и животным миром, лучше выбрать вторую или третью неделю. Из четырёх недель заполняется лишь одна. Это даёт возможность детям показать, сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили, через, сколько возобновились снова.
Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям.
Дни недели - разным цветом, погоду - значками натуралистического характера. Например, ветер - дерево, наклонившееся в сторону, снег - изображение снежинок. Обозначение степени тепла и холода: это схематическая фигура ребёнка, по-разному одетого: в платье, в пальто, в шубе.
Графа «Живая природа» заполняется рисунками с изображением растений (дерево, куст, трава, цветы), животных (птицы, насекомые), встречающихся на участке. Изображение одной и той же местности в разное время года, регулярная запись значками отражает закономерность последовательных изменений в природе.
Календарь для старшей группы несколько проще , чем для подготовительной. В нём только одна неделя, а не четыре, а в графе «живая природа» приводится меньше видов растений (например, трава, дерево). Кроме того, дети старшей группы несколько позже приобретают навыки самостоятельной работы с календарём. В подготовительной группе детей постоянно подводят к самостоятельным наблюдениям за погодой.
В младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах ведётся календарь, который даёт возможность, познакомится с зимующими птицами, прилетающими на участок. При наблюдении за птицами дети указывают: большая или маленькая, летает или ходит, как клюёт и т. д.
Календарь для младших и средних детей заполняется карточками с изображением птиц, прилетающими на кормушку. Наблюдения проводятся ежедневно и никакие пометки, (следы) не ставятся.
Календарь для детей старшего возраста заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки», учитывается время, некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов.
Форма календарей может быть разной. Дидактическое пособие «Круглый год» - это календарь, сделанный из плотного материала, где каждый месяц представлен отдельным сектором, помогает формировать у детей представление о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев ( как по названиям: январь – февраль - март…так и по их порядковым номерам: первый месяц - январь, второй - февраль и т. д.)
Четыре сектора, отражающих характерные особенности времён года, обозначены соответствующими рисунками и цветом; каждый из них, в свою очередь, разделён на три части (месяцы). Все три месяца одного времени года отмечены одним цветом, например, летние месяцы окрашены в красный цвет и т.д. Пособие имеет иллюстрации с изображением деятельности детей в разные времена года.
Календарь именинника наглядно-дидактическое пособие, выполненное в виде яблони. Дерево состоит из 12 листов. Что соответствует 12 месяцам года.
Календарь именинника предназначен для:
-закрепления представлений детей об изменениях в природе по месяцам года - на примере одного растения;
-усвоение названий месяцев по их очерёдности;
-повышения самооценки ребёнка, т. к. в течение целого месяца его фотография находится на своеобразной Доске почёта.
Работа с календарём - это практическое средство формирования логической формы мышления. Календарь природы помогает восстанавливать в памяти детей сезонные изменения, явления живой и неживой природы. Систематическое ведение календаря стимулирует их к дальнейшим наблюдениям, приучает на основе наблюдений за погодой намечать игры с природным материалом и работу, которую необходимо провести на участке. Использование в работе игровых приёмов, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок формирует глубокий познавательный интерес детей к природе, понимание бережного обращения с ней. Целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми разных возрастов позволяет сформировать у них правильные представления о сезонных явлениях природы, о труде взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по теме: "Календарь праздников" для детей старшего возраста.
http://nsportal.ru/albom/2014/04/30/aleksandrova-natalya/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-teme-kalendar-prazdnikov-dlya...
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.
ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...
Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".
Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)
В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...
II Критерий. Организация предметно - развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно - методический комплекс, технический средства обучения, ИКТ, нагляжно - дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
Паспорт группы размещен на сайте nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/15/pasport-gruppy-teremok...
Наглядный материал по финансовой грамотности. Учебно-методический материал (старшая группа)
Знакомство детей с валютой разных стран...