Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Сагаалган".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31
г. Улан-Удэ
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
«Сагаалган»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила
Иванчук И.А.
2013 год
Цель: дать представление о празднике Сагаалган.
Задачи:
- познакомить детей с традициями встречи нового года по восточному календарю;
- научить играть в бурятские народные игры;
- разучить элементы бурятского национального танца «Ёхор»;
- воспитывать интерес к изучению бурятской национальной культуры;
- развивать внимание, память, мышление, творческие способности детей.
Словарная работа: сагаалган, белый месяц, белая пища, дугжууба, золгохо, хадак, ёхор, Будда.
Оборудование: музыкальный центр.
Предварительная работа:
- подготовить маски животных, костюмы;
- разучить стихи;
- разучить движения танца;
- приготовить «белую» пищу;
- эмблемы и маски для игр.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- картинки по теме;
- предметы быта с бурятским орнаментом;
- фигурки животных;
Дети под музыку входят в зал, рассаживаются.
Восп.: Ребята, я сейчас щла мимо музыкального зала и увидела там много интересного. Хотите посмотреть?
(Дети с воспитателем проходят в музыкальный зал и рассматривают предметы.)
Восп.: Ребята, мы здесь не одни, здесь еще есть гости. Давайте я представлю их вам, а вы поздороваетесь с ними.
(Воспитатель представляет гостей.)
Восп.: А пришли они сюда для того, чтобы вместе с нами узнать что-то новое, полезное.
Как вы думаете, какому народу принадлежат все эти предметы? Почему вы так думаете?
(Ответы детей.)
Восп.: Знаете ли вы, что приближается бурятский национальный праздник, который называется «Сагаалган».
В праздник Белого Месяца (так у нас повелось)
Людям надобно встретиться – чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горе, чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем голубело всегда!
Вот уже совсем скоро наступит праздник Белого Месяца – Сагаалган. К этому празднику люди готовятся заранее: убирают своё жилище, готовят «белую» пищу, покупают подарки родным и близким. Перед наступлением праздника они посещают Дацан. Там зажигают большой костёр «Дугжууба», в котором, как принято считать, сгорает всё плохое, что было в прошлом году. Праздник длится целый месяц. В течение этого месяца люди навещают своих родственников, сами встречают гостей, прощают обиды. В дни Сагаалгана запрещены драки, ссоры, поддерживаются добрые отношения. Это имеет большое значение для воспитания и превращает Сагаалган в необыкновенный праздник – праздник очищения от плохих поступков, праздник примирения и добра.
Когда приходят в гости проводят ритуал «Золгохо». Старший по возрасту кладёт руки ладонями вниз на руки более молодого. Оба произносят благопожелания. Это означает, что старшие могут опереться на молодёжь, найдут уважение и поддержку с их стороны. Младшие, подавая руки ладонями вверх, показывают свою готовность принять от старших всё хорошее. Давайте мы с вами проведём такой ритуал.
Также обязательным ритуалом в этот праздник является угощение «белой» пищей. А вы, ребята, знаете, что называют «белой» пищей? (Ответы детей)
(Девочка в национальной одежде читает стихотворение и преподносит пиалы с «белой» пищей.)
Праздник Белого Месяца, праздник Белого Месяца Только доброе ценится, только в светлое верится.
Гостеприимна традиция наша, чтобы друзьями хорошими стать,
Гостю подносится полная чаша с лучшим напитком аршану подстать!
Восп.: Ребята, как вы думаете, о каком напитке идёт речь? (ответы детей)
Ещё в этот праздник у бурят принято дарить подарки. Детям дарят сладости и деньги, женщинам – шёлковый платок, а мужчинам – хадак. Вы знаете, что такое хадак? Посмотрите. Это длинный шарф, который дарят в знак почтения и дружбы. А тем людям, которые родились в этот год, дарят фигурку животного – символа года, сделанного из войлока или дерева.
Знаете ли вы, что каждый наступающий год по лунному календарю имеет своё название? Старинная легенда гласит: однажды очень-очень давно Будда пригласил к себе животных и решил дать каждому по году, чтобы они в году были хозяевами. Но не все животные пришли к Будде. А кто пришёл, вы отгадайте сами.
(Дети отгадывают загадки. Тот ребёнок, животное которого отгадали, выходит, одевает маску, встаёт возле воспитателя.)
ЗАГАДКИ.
- Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? ….. (зайчишка)
- Веток хруст то тут, то там
Ищет жёлуди …. (кабан)
- Сказочный и сильный
С крыльями красивыми.
Дышит жаром он.
Кто это? …… (дракон)
- Клохчет, квохчет, детей созывает.
Всех под крыло своё собирает. (курица)
- Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки. Боится кошки. (мышка)
- Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принёс
Воду, сено и овёс. (лошадь)
- В южных странах мы живём,
Любим есть бананы.
И без них не проживём,
Мы же ….. (обезьяны)
- Вьётся верёвка, на конце головка. (змея)
- Живёт она у нас в хлеву.
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт? (корова)
10. Когда везли её до дома,
Она вмещалась на ладони.
Сейчас же лает звонче грома,
Гостей незваных вмиг прогонит. (собака)
- Родственник домашней кошки.
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таёжной тропке. (тигр)
- Своей шерсти не жалеет,
В злой мороз нас всех согреет.
Доброе сердечко.
Кто это? ….. (овечка)
Восп.: Сколько же животных пришло к Будде? Давайте посчитаем.
Цикл состоит из 12 лет.
Приходили животные по очереди, а кто за кем они вам сами расскажут.
(Дети читают стихи.)
- 12 годов за собою ведёт, все тропы разведав Мышиный год.
- За ним, поднимая крутые снега, шагает уверенно год Быка.
- А там уже третий неслышно крадётся.
Он исстари годом Тигровым зовётся.
- Четвёртый недаром повсюду считается
Любимцем детишек – это год Зайца.
- Среди звездопадов с высот небосклона
На землю спускается год Дракона.
- Шестым же, сверяя подсчёты свои,
Заносим мы в численник год Змеи.
- Дождинами, словно уздечкой звеня,
Над степью проносится год Коня.
- Восьмым по порядку неспешно идёт
Степенный и тихий Овечий год.
- Лишь вспомним его и представим лианы,
Поскольку девятый – год Обезьяны.
- А в следующем хлопочет, кружится
Хозяйкой радушной – год Курицы.
- Вдогонку несётся, как всадник в атаке.
Весёлый, задиристый год Собаки.
- Рассвет приближается, меркнет луна,
Двенадцатый значится год Кабана.
Восп.: Вот в таком порядке приходили животные к Будде. В таком порядке приходят они и к нам. Сейчас наступил год Змеи. Поприветствуем её. Что принесла ты нам, Змея?
Змея: я принесла вам здоровье, достаток в дом и мир на земле. Восп.: спасибо тебе, Змея.
(Дети проходят на места.)
Восп.: У бурятского народа есть не только праздник, но ещё и песни, танцы, игры и многое другое. Хотите, я научу вас играть в бурятские народные игры?
Игра «Иголка, нитка, узелок».
(Зун, утахи, зангилаа)
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или не правильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их нужно не задерживая пускать и выпускать из круга и сразу же закрывать в круг.
Игра «Волк и ягнята»
(Шоно ба хурьгад)
Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Овца стоит впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку.
«Что ты здесь делаешь?» - спрашивает овца.
«Вас жду», - говорит волк.
«А зачем ждёшь?»
«Чтобы всех вас съесть!»
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры: ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягнёнка. Ягнята должны ловко делать повороты, в стороны следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
Восп.: Ну что, ребята, понравились вам игры? А вы знаете, что такое «ёхор»? Правильно, это очень известный бурятский танец. Умеете ли вы его танцевать? Давайте встанем в круг и станцуем, а гости могут к нам присоединиться.
(Дети вместе с воспитателем и гостями танцуют ёхор.)
Восп.: Молодцы, ребята, хорошо у вас получилось. Пора нам возвращаться в группу. Понравилось вам здесь? Что нового вы узнали? (Ответы детей.) В заключении я хотела бы, чтобы вы выучили слова на бурятском языке, которые означают «поздравление с новым годом и благопожелание».
Саган hараар! Сагаалганаар!
Восп.: Этими словами вы можете поздравить своих родных и близких с праздником. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....