"Организация проектно-исследовательской деятельности в домашних условиях".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Солонинкина Татьяна Вячеславовна

Что такое исследования для дошкольника? Это - прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие явлений и законов природы. Как же начинается развитие исследовательского мышления ребенка? Как организовать исследовательскую  деятельность детей. Подобные задачи можно успешно решить при помощи проектной деятельности, возможности которой многогранны.

Проектная деятельность детей способствует саморазвитию, повышению самооценки  каждого ребенка. Все темы, предлагаемые проектом, должны соответствовать возрасту, приобретенным умениям, навыкам  и знаниям.  Главный принцип проекта: от простого к сложному. Чем меньше ребенок, тем проще проект. Маленькие дети способны планировать свою работу на несколько часов или дней. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой. Ребенок дошкольного возраста должен ясно представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и возможности  ее осуществления. 

Метод убывающих подсказок – любая проблема, которую ребенок нащупал сам, уже содержит стимул к ее решению, постепенно ребенку дается право принятия решений. Очень важно приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок  «правильно» - «неправильно». Делая акцент - обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, убеждаться  или сомневаться  в собственной правоте.
Трудно переоценить и роль взрослого в проектной деятельности т.к. от него зависит  итог работы. Отсутствие авторитаризма, сотворчество с ребенком, поддержка – подсказка, постоянная демонстрация  заинтересованности в проекте, в успехах; умение спланировать работу ребенка над проектом, обеспечить мотивацию к труду, умение  выбирать для ему посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, ненавязчиво  помочь ребенку получить  новые знания – важные условия проектной деятельности.

Успех проектно-исследовательской деятельности зависит от нескольких пунктов:

- Заинтересованность ребенка.
Важно, чтобы выбору проекта предшествовал яркий, устойчивый интерес как побуждающее событие. Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас интерес, мотивация к работе, т.к. интересы дошкольника ситуативны, у него не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.

- Приобретенные умения и навыки.
Создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта (наглядные пособия, литература, приборы, схемы, карточки, видеоматериалы,  игрушки, макеты ). Проектные задания должны предусматривать, чтобы  гармонично сочетались уже знакомые, приобретенные  знания и умения  с новыми, которые предстоит приобрести в ходе предстоящей работы. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет к новым знаниям. Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта

- Возможность осуществления  проекта  силами ребенка.
Совместная работа в коллективе при помощи взрослого  помогает составить план работы над проектом. Вырабатывается умение сотрудничать со сверстниками, прислушиваться к мнениям других детей, принимать правильное решение. Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя.

- Появлением новых проблем.
Исследование должно идти одновременно с обучением. Появление новых проблем  побуждает  ставить новые вопросы, желание ответить на них и узнать новое.

Использование проектно-исследовательской деятельности в домашних условиях позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Благодаря участию родителей у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

Рекомендации родителям по участию в проектно-исследовательской деятельности.

«Чтобы ребенок дорожил вашим мнением и обращался по любому волнующему его вопросу, запомните несколько правил»:

• Не отвечайте на бегу, надевая пальто или отмывая кастрюлю. Если у вас нет времени, чтобы сесть рядышком и поговорить, отложите беседу: «Солнышко, мне приятно, что ты обратился ко мне с этим вопросом. Дай мне, пожалуйста, минутку (15 минут, полчаса, время., я закончу свои дела, и мы обязательно с тобой поговорим».

• Не давите на ребенка в порыве беспокойства: «Кто тебе об этом сказал? Где ты это услышал? » Он может решить, что спрашивать о таких вещах нельзя, что это стыдно или плохо. Доверие пошатнется, и ребенок не будет с вами откровенничать.

• Наводите малыша на размышление: «А как ты считаешь? Что ты сам думаешь?» Вопросы с акцентом на слова «считаешь», «думаешь» помогут ребенку понять, что вам тоже ценно его мнение.

В заключении хочется сказать, что проектно-исследовательская деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие родителей в проектно-исследовательской деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_seme.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32  города Ейска муниципального образования Ейского района

"Организация проектно-исследовательской деятельности в домашних условиях".

Что такое исследования для дошкольника? Это - прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие явлений и законов природы. Как же начинается развитие исследовательского мышления ребенка? Как организовать исследовательскую  деятельность детей. Подобные задачи можно успешно решить при помощи проектной деятельности, возможности которой многогранны.

Проектная деятельность детей способствует саморазвитию, повышению самооценки  каждого ребенка. Все темы, предлагаемые проектом, должны соответствовать возрасту, приобретенным умениям, навыкам  и знаниям.  Главный принцип проекта: от простого к сложному. Чем меньше ребенок, тем проще проект. Маленькие дети способны планировать свою работу на несколько часов или дней. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой. Ребенок дошкольного возраста должен ясно представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и возможности  ее осуществления. 

Метод убывающих подсказок – любая проблема, которую ребенок нащупал сам, уже содержит стимул к ее решению, постепенно ребенку дается право принятия решений. Очень важно приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок  «правильно» - «неправильно». Делая акцент - обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, убеждаться  или сомневаться  в собственной правоте.
Трудно переоценить и роль взрослого в проектной деятельности т.к. от него зависит  итог работы. Отсутствие авторитаризма, сотворчество с ребенком, поддержка – подсказка, постоянная демонстрация  заинтересованности в проекте, в успехах; умение спланировать работу ребенка над проектом, обеспечить мотивацию к труду, умение  выбирать для ему посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, ненавязчиво  помочь ребенку получить  новые знания – важные условия проектной деятельности.

Успех проектно-исследовательской деятельности зависит от нескольких пунктов:

- Заинтересованность ребенка.
Важно, чтобы выбору проекта предшествовал яркий, устойчивый интерес как побуждающее событие. Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас интерес, мотивация к работе, т.к. интересы дошкольника ситуативны, у него не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.

- Приобретенные умения и навыки.
Создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта (наглядные пособия, литература, приборы, схемы, карточки, видеоматериалы,  игрушки, макеты ). Проектные задания должны предусматривать, чтобы  гармонично сочетались уже знакомые, приобретенные  знания и умения  с новыми, которые предстоит приобрести в ходе предстоящей работы. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет к новым знаниям. Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта

- Возможность осуществления  проекта  силами ребенка. 
Совместная работа в коллективе при помощи взрослого  помогает составить план работы над проектом. Вырабатывается умение сотрудничать со сверстниками, прислушиваться к мнениям других детей, принимать правильное решение. Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя.

- Появлением новых проблем.
Исследование должно идти одновременно с обучением. Появление новых проблем  побуждает  ставить новые вопросы, желание ответить на них и узнать новое.

Использование проектно-исследовательской деятельности в домашних условиях позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Благодаря участию родителей у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

Рекомендации родителям по участию в проектно-исследовательской деятельности.

«Чтобы ребенок дорожил вашим мнением и обращался по любому волнующему его вопросу, запомните несколько правил»:

• Не отвечайте на бегу, надевая пальто или отмывая кастрюлю. Если у вас нет времени, чтобы сесть рядышком и поговорить, отложите беседу: «Солнышко, мне приятно, что ты обратился ко мне с этим вопросом. Дай мне, пожалуйста, минутку (15 минут, полчаса, время., я закончу свои дела, и мы обязательно с тобой поговорим».

• Не давите на ребенка в порыве беспокойства: «Кто тебе об этом сказал? Где ты это услышал? » Он может решить, что спрашивать о таких вещах нельзя, что это стыдно или плохо. Доверие пошатнется, и ребенок не будет с вами откровенничать.

• Наводите малыша на размышление: «А как ты считаешь? Что ты сам думаешь?» Вопросы с акцентом на слова «считаешь», «думаешь» помогут ребенку понять, что вам тоже ценно его мнение.

В заключении хочется сказать, что проектно-исследовательская деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие родителей в проектно-исследовательской деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

«Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками». «Организация проекта».

К о н с у л ь т а ц и я «Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками».«Организация проекта».Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми –...

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»...

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любознательным и учился осознавать процесс своей деятельности, приобретая умение формулировать выводы рассуждая и аргументируя. В эт...

Буклет для родителей "Организация опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях"

Буклет разработан для просвещения родителей в вопросе опытно-экспериментальной деятельности. Предложен материал для организации опытов и экспериментов с дошкольников дома родителями....

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»

Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях» Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любозн...

Рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях

Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходи...