Проект "Опытно-экспериментальная деятельность"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Презентация предназначена воспитателям детского сада. Данный проект раскрывает один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.pptx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности , я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Матвеева Неделя экспериментов\тематич планиров . docx
Для достижения успеха в поисково-познавательной деятельности необходимо : - вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности; - обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора) - предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного) - создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей - дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник; старший дошкольный возраст: взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности)
Для развития интеллектуальных способностей детей был разработан долгосрочный проект "Опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста", направленный на развитие поисково - познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты . Проект разработан на основе следующих программ: Матвеева Неделя экспериментов\программы и авторы.docx Цель: развить познавательный интерес через опытно-экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта: 1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность 2. Развивать у детей познавательные способности 3. Развивать мышление, речь 4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении 5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов
Работа над проектом строилась по трём взаимосвязанным направлениям: - живая природа; - неживая природа; - человек; В условиях детского сада используют только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения организ работы. docx
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаются следующие правила: 1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) . 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Методика Выбор деятельности. docx
Экспериментирование включает в себя: постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям Матвеева Неделя экспериментов\правила безопасности. docx Матвеева Неделя экспериментов\фиксация результатов. docx Матвеева Неделя экспериментов\оборудов . docx
Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были подобраны: рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю» Матвеева Неделя экспериментов\Как помочь маленькому исследователю.docx игры Матвеева Неделя экспериментов\игры с магнитами.docx методика определения устойчивости детских интересов в исследовательской деят-ти Методика Маленький исследователь. docx
В результате проведенной работы у детей сформированы следующие интегративные качества: 1. «Любознательный, активный»: и нтересуется новым, неизвестным в окружающем мире; задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднения обращается за помощью; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; 2. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» : адекватно использует вербальные и невербальные средствами общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; 3. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту»: м ожет применять самостоятельно усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, поставленных, как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) ; 4. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: у меет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Положительную динамику работы над проектом подтвердили результаты диагностики .
В рамках распространения положительного опыта работы над проектом "Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста" был реализован краткосрочный проект - тематическая неделя: «Неделя экспериментов». Подводя итог работы над проектом я постаралась собрать воедино весь практический материал, который поможет всем желающим организовать работу с детьми по опытно – экспериментальной деятельности Занятия
Литература : Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004 Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр – занятий для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004 Дыбина О.В. Рукотворный мир. Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Зенина Т.Н. Ознакомление детей с природой. – М.: Педагогическое общество России, 2006. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. Мартынова Е.А. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7лет. – Волгоград:Учитель,2012. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой М., 2004 Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в игре. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1997
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...