Конспект НОД "Труд взрослых. Как выращивают хлеб"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
"Труд взрослых. Как выращивают хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_10.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Труд взрослых. Как выращивают хлеб»
Программное содержание:
- закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей, о том, чтохлеб - один из главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить;
- познакомить детей с трудом хлеборобов осенью;
- воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Образовательные области: познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, здоровье, социализация.
Демонстрационный материал:
- картинки с изображением города (многоэтажные дома, здания музеев, театров, широкие улицы с различными видами транспорта) и деревни (поля, одноэтажные дома с садами, ферма, стадо коров,техника, работающая в поле, картина И. Шишкина "Рожь";
- колоски пшеницы и ржи;
- черный и белый хлеб, печенье, баранки.
Раздаточный материал: на подносах зерна ржи и пшеницы.
Словарная работа:
- активизация словаря: пшеница, рожь, трактор, комбайн, зерно;
- обогащение словаря: крестьяне, тракторист, комбайнер, хлебороб, бункер, нива.
Ход НОД:
Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением города и деревни.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста сюда: вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить эти картинки на две группы.
(Предположения детей. Если дети затрудняются это сделать,можно отставить одну картинку с изображением, например, улицы города с трамваем и предложить подумать, что еще можно добавить к этой картинке, постепенно подводя детей к выводу о том, что все картинки можно разделить на две группы - те, что относятся к городу, и те, что относятся к деревне).
Воспитатель: Мы с вами уже беседовали о том, чем отличается город от деревни. Кто из вас напомнит нам чем же отличается город от деревни?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Скажите мне, пожалуйста, чем занимаются люди в деревне?
Предположения детей. Воспитатель, показывая на соответствующие картинки, помогает детям назвать труд людей в деревне - разводят домашних животных, выращивают овощи.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об основной работе людей, живущих в деревне. Людей, которые живут и работают в деревне, называют - крестьяне. Повторите это слово.
(Дети повторяют слово крестьяне хором и индивидуально. Спросить 3 - 4-х человек).
Воспитатель убирает со стенда все картинки, выставляет на подносе черный и белый хлеб, печенье, баранки.
Воспитатель: Все мы каждый день едим черный и белый хлеб, многие любят баранки, печенье, пирожное. А кто знает, из чего все это делают? (Из муки). А что такое мука, из чего ее получают? (Предположения детей.)
- Муку получают вот из таких зерен, которые лежат у вас на подносах на столах. Рассмотрите их внимательно, зерна можно потрогать. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.)Посмотрите, все ли зерна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе - зерна пшеницы, на другом - зерна ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерне ржи - длинные. Рожь и пшеница -хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
- А вы знаете, как выглядят эти растения? (ответы детей.) Я принесла вам показать эти растения. (Показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски ржи и пшеницы. Давайте их рассмотрим, они, как и зерна, тоже разные.
(Показывает колосок ржи.) - Что вы можете сказать мне об этом колоске? Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?
- А что вы можете сказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче,толще, усики у него длиннее и зернышки круглее.)
- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Повторите это слово.(Дети повторяют.) Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова - "хлеб" и "работа". Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?
- Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)
- А какая должна быть земля? (Ответы детей.)
- Каждому растению, чтобы хорошо расти, Нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот поэтому люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить?(Техника.)
Воспитатель выставляет картинку с изображением полевых работ весной (на поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.)
- Что это за техника? Это трактор. Кто работает на тракторе? Тракторист. Повторите это слово еще раз. (Дети повторяют.)
- На распаханное поле выходят другие машины - сеялки. Как вы думаете, почему они так называются? (С их помощью сеют хлеб.)
- Послушайте об этом стихотворение:
По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
- Как вы думаете, почему ы стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи?(Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему?(Предположения детей.)Потому что растения нужно посадить в определенный срок, чтобы они выросли, вот люди и торопятся.
- Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Посмотрите на картину Ивана Шишкина, которая называется "Рожь". С чем можно сравнить хлебное поле?(Предположения детей.)
Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны.Хлебное поле еще называют нива. Повторите это слово. (Дети повторяют хором и индивидуально; спросить 2 - 3-х человек.)Нива от слова низ, так как поле находится низко - низко. Послушайте, как пишут о поле поэты. Смотрите на картину и слушайте стихотворение:
Нива моя нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе.
- Сейчас встаньте со своих стульчиков и покажите как ветер гуляет над полем.
Физкультминутка "Ветер веет над полями":
Ветер веет над полями, и качается трава
(дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами, словно белая гора,
(Потягивания, руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья-
Вправо - влево, взад - вперед, а потом наоборот
(наклоны вправо - влево, вперед - назад.)
Мы взбираемся на холм
(ходьба на месте.)
Там немного отдохнем
(садятся на стульчики.)
- Но вот зерна созрели. Теперь на поле выходят другие машины - комбайны. Посмотрите на картинку. (Выставить картинку с изображением комбайна.) "Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет" - есть такая загадка про комбайн. На комбайне работает комбайнер. Повторите, пожалуйста все это слово. (Дети повторяют.)Что делает комбайн? (Предположения детей.)Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву, который называется бункер, высыпаются в грузовые машины. Потом зерно везут на мельницу. Там его растирают, мелют. Получается мука.
- Куда везут муку? Правильно, на хлебозаводы.
- Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенье, баранки.) А еще из пшеницы делают маннную крупу. Вы любите манную кашу? Зерна пшеницы смелют не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа, можно кашу варить. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб.
- Но не все зерно отвезли на мельницу, часть зерен - самых лучших - оставили, чтобы посеять и в следующим году снова собрать урожай.
- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Наш народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много пословиц существует о хлебе. Какие вы знаете пословицы о хлебе?
- Хлеб всему голова.
- Без хлеба - нет обеда.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Хлеб - батюшка, вода - матушка.
- Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и я надеюсь, что вы будете с уважением относится к хлебу:
- Его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье;
- Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения.
Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас угощайтесь. Берите баранки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Как выращивают хлеб"
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект интегрированного занятия "Как выращивают хлеб"
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно поможет закрепить знания о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращив...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Как наши предки выращивали хлеб". Автор - педагог Тарасенко Валентина Владимировна
НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину, последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями....
Конспект занятия в старшей группе "как наши предки выращивали хлеб" .
. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа....
конспект НОД на тему: "Как выращивают хлеб"
ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРОЦЕССОМ ВЫРАЩИВАНИЯ ХЛЕБА...
План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Как выращивают хлеб?»
Занятие с использованием новых технологий в соответствии с ФГОС ДО....