Тема: «Организация опытно - исследовательской деятельности дошкольников»
консультация по окружающему миру на тему
Как организовать опыты,эксперименты, исследования дошкольников? В материале подобрано краткое описание организации экспериментальной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_opytno_issl_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация опытно - исследовательской деятельности дошкольников»
Цель познавательно – исследовательской деятельности ребенка: активно – деятельностное познание окружающего мира.
1.Структура детского исследования
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выдвижение гипотезы;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных.
2.Правила поведения детей во время экспериментов
(по материалам Л.В.Рыжовой)
- Стоять или сидеть на расстоянии от наблюдаемого живого объекта;
- Сидеть на расстоянии от предметов, задействованных при нагревании в них жидкостях;
- Не дотрагиваться до рассматриваемых предметов, не брать, не получив разрешения педагога;
- Работать с предметами (снег, вода, земля), пользуясь салфетками;
- Соблюдать чистоту и порядок на своем рабочем месте;
- Рассматривать наблюдаемый объект в той последовательности, на которую укажет педагог.
3. Подготовка детей к экспериментированию
- Организованные наблюдения в уголке природы и на прогулках с использованием поисковых ситуаций;
- Организация практического ознакомления со свойствами природных объектов;
- Обучение навыкам ведения специального календаря наблюдения за погодой, жизнью растений, животных;
- Чтение художественно и познавательной литературы;
- Проведение игр: ситуационных, дидактических и др.;
- Контент - анализ (использование детского творчества: рисунков, сочиненных детьми сказок, рассказов, загадок, стихов)
4.Отбор материала для экспериментирования
- Выбирается материал пригодный для поисково – исследовательской деятельности;
- Натуральные объекты природы (вода, песок, лед, растения, семена и др.)
- Демонстрационный материал должен быть целостным, с четко выраженными формами, цветом, чист.
- Раздаточный материал должен быть в наличии на каждого ребенка;
- Теоретические положения рассказа педагога необходимо иллюстрировать рисунками, фото, схемами;
- Педагог словесно обозначает все, что видят дети.
5.Создание предметно – развивающей среды
- Внести технические средства, оборудование и приборы, необходимые для постановки опыта. Микроскопы, термометр, психрометр (влажность), увеличительные стекла и др.
- Художественный материал: иллюстрации к сказкам, репродукции, поделки. В мини – лаборатории: изделия детского творчества.
- Создание экологических пространств для экспериментов: уголок опытов, мини – лаборатории на окне, фитополяны и др.
6.Соблюдение структуры организации опыта.
- Предварительная работа: знакомство с объектом.
- Выбор объекта, оборудования, материалов.
- Создание у детей мотивации к участию в экспериментировании.
- Постановка цели, задач опыта.
- Анализ состояния объекта. Определение проблемы.
- Обсуждение вероятного прогноза.
- Выработка групповых норм и правил поведения.
- Инструктаж по технике безопасности.
- Организация опыта (эксперимента).
- Распределение обязанностей между детьми по службам: деятельностный, аналитический, диагностический.
- Слежение за результатами длительно протекающего опыта.
- Завершение опыта.
- Оформление диагностических материалов.
- Устройство выставки.
- Проведение досуга, праздника (обобщение опыта по исследовательской деятельности).
Вывод:
Умения и навыки юного исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. В сознании ребенка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира. Важно помнить, что самые ценные и прочные знания те, которые добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Воспитатель Шамина А.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по организации опытно-исследовательской деятельности дома
Советы по организации исследовательской деятельности с детьми в домашних условиях...
Организация опытно-исследовательской деятельности на тему "Волшебница-Вода"
Организация опытно-исследовательской деятельности в Подготовительной группе на тему «Волшебница-вода»Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в свою лабораторию, и предлагаю вам ...
Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Цель моей работы: познакомить педагогов с организацией поисково-исследовательской деятельности дошкольников....
План работы творческой группы по теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольника»
План работы творческой группыпо теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности до...
Консультация для педагогов на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
В данной публикации описываются формы и методы работы с дошкольниками по организации опытно-экспериментальной деятельности....
Мастер-класс на тему: «Развитие опытно-исследовательской деятельность дошкольников через сказку»
Мастер-класс на тему:«Развитие опытно-исследовательской деятельность дошкольников через сказку»...
Консультация для педагогов на тему: "Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников на участке детского сада"
Экспериментально-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста на участке детского сада....