Дидактические игры и физкультминутки по явлениям природы
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ялинчук Елена Алексеевна

Здесь представлены игры и физминутки по экологии, а конкретнее, по явлениям природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra-1.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Угадай, что — тыДидактическая игра

Эту игру можно использовать для того, чтобы:

- закрепить знание о воде в разных состояниях, встречающейся в природе. - учить детей составлять исследовательские вопросы;

- развивать логическое мышление;

Нужно:

на четверти листа ватмана сделать вырез для лица, вокруг которого дорисовать изображение элемента воды в любом виде, встречающемся в природе (снежинка, градинка, облако, туман, росинка, льдинка, пар и т. д)

Ход игры: Ребенок вставляет лицо в окошечко, так, чтобы не видел, что нарисовано

Он задает вопросы, касающиеся существенных признаков воды (например: "Я - вода в жидком состоянии? ") .

Остальные дети могут ответить только «Да» или «Нет».

Задается следующий вопрос.

Игра продолжается до тех пор, пока ребенок догадается, что он такое, вода в каком виде.

Вариантов, тем и форм у этой игры множество.

Можно использовать предметные картинки и показывать их сзади над головой или отворачивать водящего спиной к детям, а картинку показывать им.

Можно загадывать животных, птиц и т. д.

Играйте!

Физкультминутки «Явления природы».

Летний дождь

 

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы.

И что ж?
Будем  мыться с мылом!

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки
Пожимают плечами
Улыбаются. Показывают, как намыливают руки.

Н Нищева

 

Радуга-дуга

 

Здравствуй, радуга-дуга
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга
Принимай нас в гости
Мы по радуге бегом 
Пробежимся босиком
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу
И опять бегом, бегом 
Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу,разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу друг за другом
высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом
высоко поднимая колени.

Н. Нищева

 

                                                                               Дождик

 

Капля раз,

Капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли
От дождя себя укрыли.

Прыжки на носочках, руки на поясе.



Развести руки в стороны.
Сомкнуть руки над головой полукругом

 

Туман

 

Туман повис клоками 
в саду и во дворе
Поймать туман руками 
решил я на заре
Я взял его ладошкой 
и крепко-крепко сжал
Но прыткий он как кошка
Он взял... и убежал
Висит туман над речкой 
и дышит как живой
Как белая овечка 
с кудрявой головой.
И маленькие рожки 
на этой голове
Но поутру остались 
лишь капли на траве...

Дети присели на карточки
выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Медленно крепко сжимают кулачки.

«
Бегают» пальчиками по полу.

Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону

Смыкают руки над головой

Показывают «рожки».

Выполняют ритмичные прыжки на носочках.
.

 

Гном

 

Дождик, дождик за окном
Под дождем остался гном
Поскорей кончайся, дождик
Мы гулять идти не можем.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
Приседают.
Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки.
Идут по кругу, взявшись за руки.

Н. Нищева

Какое время года?

Оборудование:  картинки с изображением времен года.

Педагог загадывает загадку, а дети отгадывают, о каком времени года в ней говорится, и показывают его изображение.

Палочка, остановись!

Игроки становятся в круг, педагог — в центр. Игра проходит в форме эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том на какую тему будут слова, договариваются заранее: «О чем будем рассказывать?» — «О зиме». Педагог предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (например, морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т.д.

Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, педагог говорит: «Стоп! Палочка, остановись!» — и этот ученик временно выходит из круга или платит фант.

Бывает — не бывает

Педагог говорит: «Я расскажу вам о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

ПедагогВыпал снег и зацвели подснежники.

ДетиТак не бывает.

Педагог. Почему? Когда идет снег? Когда цветут подснежники?

В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»:

Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.

На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и т.д.

Кто лучше расскажет?

Игра проводится во время прогулки в лесу, в парке. Учитель предлагает детям описать окружающий их пейзаж. Выигрывает тот, чей рассказ будет самым ярким, выразительным.

Приметы зимы

Педагог говорит: «Много примет у красавицы-зимы. Ярко светит, но не греет солнце. Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что еще можно рассказать о зиме7 Ну-ка, давайте посоревнуемся между собой

В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.

Аналогично может быть проведена игра по приметам других времен года.

Расскажи об открытке

Оборудованиеоткрытки с изображением пейзажей.

«Почтальон» приносит детям открытки. Получив открытку, ученик как можно ярче, выразительнее рассказывает о том, что на ней изображено. Остальные ученики внимательно слушают и определяют, о каком времени года идет речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактические игры в воспитание интереса к природе и окружающему миру детей младшего возраста

Сообщение на тему: «Дидактические игрыв воспитание интереса к природе и окружающему мирудетей младшего возраста»2012 год...

Дидактические игры для дошкольников на восприятие природы

Дидактические игры на эстетическое восприятие природы...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"                          ...

«Дидактические игры в воспитание интереса к природе и окружающему миру детей младшего возраста»

Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выгодский назвал её ведущей деятельностью дошкольного детства....

Технологическая карта дидактической игры «Окно наблюдений за явлениями природы»

В данной методической разработке представлено поэтапное изготовление игрушки-самоделки «Окно наблюдений за явлениями природы» для детей раннего возраста....

Дидактическая игра экологического содержания «Окно в природу: Птицы Волгоградской области» (авторская игра)

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель игры: Формиро...